Классный час для учащихся 2–3 классов на тему «Родина моя — Россия»
Автор: Кизилевич О.Ю. учитель начальных классов МБОУ СОШ
с. Воскресеновка Тымовский район Сахалинская область
Форма проведения: классный час
Тема: Родина моя – Россия
Автор: Кизилевич О.Ю. учитель начальных классов
Тымовский район с. Воскресеновка 2020г.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину.
Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.
Данная методическая разработка создана для работы с учащимися начальных классов. Она может использоваться в работе учителя на уроках окружающего мира. Данная методическая разработка поможет актуализировать знания детей по теме «Родина», сформировать представления о государственных символах Российской Федерации.
Цели:
способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства,
формировать чувство гордости за свою Родину.
воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
Предметная: создать условия для формирования понятий:; расширение кругозора учащихся;
для систематизации знаний школьников о государственной символике РФ.
Метапредметная: способствовать развитию познавательного интереса, создать условия для формирования умений вести диалог,
Личностная: способствовать формированию качеств личности: воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою Родину, стремление быть достойным гражданином своей страны.уважения к государственным символам.
Оборудование:
компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
презентация.
иллюстрации детей по теме классного часа.
лепестки ромашки
пазлы о. Сахалин
Ход классного часа.
Звучит запись песни “Ромашки России” Музыка ВладимирЛьвовский, слова - Игорь Лагерев Вступительное слово учителя. Формулирование темы классного часа.
Учитель: Разгадайте ребус и скажите, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить.
- В русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. И одно из них слово РОДИНА.
Ученик :
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: Сегодня, ребята, наш классный час посвящён нашей Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире, великой и , загадочной стране. Мы– граждане России, россияне. Мы ее будущее.
- А что значит слово РОДИНА для вас? (ответы учащихся)
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Деревушка с красивым названием.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих нашу Родину.
Ученик :
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
Учитель. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился и вырос.
- Как называется село, в котором вы родились, живете? Район ?
- У каждого на партах в конвертах лежат пазлы. Тот, кто правильно соберёт изображение нашего острова, сможет прочитать его название
- Для вас Воскресеновка – маленькая родина. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
- А как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)
- Страна, в которой мы живём – Россия. (Слайд..)
-Посмотрите на карту. (Учитель показывает на карте Россию)
Ни одно государство не имеет такой большой территории, как наша страна Россия. Она такая большая, что если мы захотим пересечь ее с запада на восток, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
- Попробуйте соединить части пословиц. (Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”, прочитать получившиеся ответы и сказать, как они их понимают).
Игра «Собери пословицу».
Слайд
Родина краше солнца, дороже золота.
Одна у человека мать, одна у него и Родина
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина – мать, умей за неё постоять
- А почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Как нужно к ней относиться?
6. Разгадывание кроссворда.
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифровано название города. Возьмите на партах ручки и приступаем к работе.
Учитель: Что вы знаете об этом городе?
Ученики: Москва – столица нашей родины, большой и красивый город. В столице нашей родины находится резиденция главы нашего государства Президента, который избирается гражданами для руководства страной.
- Как зовут президента нашей страны? (слайд фото В.В.Путин)
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах.
Ученик :
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации. Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
- Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны?
(В особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
Ученик 3:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Прослушаем гимн нашей страны.
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?
- А какими качествами должны обладать, жители самой великой страны, россияне?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру «Угадай – ка».
1)Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
2)Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
3)Человек, всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
4)Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности? (ответственный)
5)Человек, умеющий героически защищать интересы государства, его территорию (мужественный)
- Вот какими качествами обладают россияне. Наша страна издавна славилась своими мастерами. Мы можем гордиться своей историей, культурой, достижениями науки и техники, своей армией. Также гжелью, хохломой, берестой, спортом, балетом, космосом, наукой и природой, природными богатствами. (слайд.
- А как вы понимаете значение слова «Патриот»? Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать такого человека.
- Патриоты Родины – это очень высокие слова. Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Россией. Военная история нашей страны полна такими примерами.
- Назовите известных вам героев России.
- На нашем острове рождено много героев, именем одного из них названа наша школа. Кретов Павел Павлович полковник запаса, более 32 лет прослужил в частях ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флота. Награждён: орден за военные заслуги, медаль Золотая Звезда Героя России за испытание и принятие на вооружение новых образцов специальной авиационной техники, также награждён многими другими медалями. Является почётным академиком Международной Академии проблем Человека в авиации и космонавтике.
Физминутка (учащиеся сопровождают слова движениями)
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы – ребята вот такие!
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево: например
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Кактус (это для нас он маленькое растение) - национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России?
(Ответ детей)
Правильно стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане.
Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда...
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “Что ты можешь сделаеть для Родины когда вырастешь ”
(Ребёнок должен написать, , , например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
(После окончания работы лепестки собрать в цветок– ромашки на доске)
Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.
(Ответы детей)
-Раскрасьте каждый свою матрёшку. А теперь прикрепите их на доску, начиная с самой маленькой, в столбик, раскрывая букву на обороте . Какое слово получилось, (РОДИНА)
Из слов лежащих на столе выбери подходящее к каждой букве.
Р – родная, разная, разноликая, ранимая, роскошная
О –отважная, очаровательная, отзывчивая, ослепительная
Д –деликатная, добрая, доброжелательная
И- истинная, интересная, индивидуальная
Н- наивная, настоящая, нежная, независимая
А – астрономическая, артистическая, ангельская
- Вы дети России, вы надежда и будущее нашей страны.
Рефлексия.
- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
- Кто является Президентом Российской Федерации?
- Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
- Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение занятия предлагаю вам спеть песню о России.
Я живу в России
Ой, лели-лели-лели
Лели, ой, лели-лели, ой
Ой, лели-лели-лели
Лели, ой, лели-лели, ой
Лели-лели на-нара, на-на-на-на
Нара, на-на-на-нара, на-на-на
Я живу в России
Где дубы и клены
Где белые березы и сады зелены
Где жара и стужа
После ливня лужи
Где в сугробы снега
Окунусь с разбега
Где-то, где-то, где-то, где-то
Круглый год лишь лето
Где-то, где-то, где-то, где-то
Круглый год зима
А в России есть и то и это
А в России от веселья кругом голова
Где-то, где-то круглый год лишь лето
Где-то, где-то круглый год зима
А в России есть и то и это
А в России от веселья кругом голова
Ой, лели-лели-лели
Лели, ой, лели-лели оой
Ой, лели-лели-лели-лели, ой
Лели-лели, ой, лели-лели
Зимние гулянья и блины с икрою
Да баранки с маком я люблю, не скрою
Развернись гармошка и не понарошку
Самовары с чаем с медом нас встречают
Где-то, где-то, где-то, где-то
Круглый год лишь лето
Где-то, где-то, где-то, где-то
Круглый год зима
А в России есть и то и это
А в России от веселья кругом голова
Где-то, где-то круглый год лишь лето
Где-то, где-то круглый год зима
А в России есть и то и это
А в России от веселья кругом голова
Учитель. Помните, дети, «Родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.