Классный час на тему «Семья — как это важно!» (5–8 классы)
Разговоры о важном: «Семья - »
Цели: - рассмотрение семьи как значимой части социальной сферы общественной жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитная доска,
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На доске ребус: « 7Я» - Ребята, нужно разгадать ребус и определить тему нашего занятия; - О чем мы будем сегодня говорить? - На какие вопросы будем искать ответы? | Разгадывают ребус, высказывают предположения по теме занятия, дают ответы на вопросы |
Читает притчу «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Скажите, ребята, достаточно ли этих трех составляющих для того, чтобы семья жила в мире и согласии? | Слушают Отвечают на вопрос учителя |
- А что такое семья? | Отвечают на вопрос учителя |
Если посмотреть в толковый словарь, то мы найдем такие определения: Семья — основанная на Браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (Большая советская энциклопедия); - Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. (Толковый словарь Ушакова); | Слушают учителя |
- Что, на ваш взгляд, составляет основу семьи? (Любовь) – В семье нас любят такими, какие мы есть со всеми недостатками и особенностями. Даже если мы в ссоре, эта любовь никуда не уходит. | Отвечают на вопрос учителя |
Вот как детский поэт Берестов говорит о любви в семье: Любили тебя без особых причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за то, что растешь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. | Слушают учителя |
- А что значит семья в жизни человека? В жизненном выборе человека? Как влияют отношения в семье на дальнейшую жизнь человека? | Отвечают на вопросы учителя |
- Предлагаю составить кластер на тему «Семья» | Работают в группах, составляют кластер, обсуждают, представляют свою версию кластера |
- С давних времен крепкая и дружная семья являлась опорой в жизни человека. Выполняем задание: нужно составь пословицу и объяснить её смысл: В недружной семье добра не бывает. В семье и каша гуще. В семье согласно, так идет дело прекрасно. В хорошей семье хорошие дети растут. Земля без воды — мертва, человек без семьи — пустоцвет. Не будет добра, коли в семье вражда. Семья в куче — не страшна и туча. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. Человек без семьи, что дерево без плодов. Любящая мать – душа семьи и украшение жизни. Дерево держится корнями, а человек семьей. | Составляют пословицы (работа в парах) |
Работа с иллюстрациями. Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации и ответим на вопросы: – Вся ли семья вместе на этой иллюстрации? – Можем ли мы назвать эту семью хорошей? - Рассмотрите внимательно репродукцию. - Что на ней изображено? - Какие чувства испытывают герои картины? - Как вы это определили? - Какие качества, присущие хорошей семье, вы можете отметить у героев данной картины? - Как вы считаете, каковы признаки счастливой семьи? | Выполняют задание учителя, отвечают на вопросы учителя |
- Ребята, а как называется государственный праздник семьи? Когда он празднуется? Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Символом дня семьи считается ромашка. | Отвечают на вопрос учителя |
- В заключении нашего мероприятия предлагаю составить синквей на тему «семья». Напоминаю, что синквейн состоит из 5 строк: 1. Одно существительное. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Фраза, высказывающая отношение к теме. 5. Одно слово, итог – резюме. | Составляют синквейн. |
- Желаю мира, счастья и добра вашим семьям! Звучит песня «Родительский дом». | |