Классный час «Дом и семья – это синонимы?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Дом и семья – это синонимы?»
Разработала и провела:
учитель начальных классов
высшей категории
Привалова Ирина Николаевна
г. Салават
2016г.
Классный час
«Дом и семья – это синонимы?»
Цель: - формирование у учащихся уважительного отношения к семье и желания жить в гармоничной, дружной семье. Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся по теме «Семья»;
Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных умений и навыков;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к своей семье, семейным ценностям и традициям, воспитание чувств любви и гордости за свою семью. Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация,
4 листа, 4 листа со сказкой,
геометрические фигуры, клей, ножницы, карандаши, ручки.
Этапы занятия |
Ход занятия |
Формирование УУД |
I.Актуализация знаний и постановка проблемы.
II. Совместное открытие знаний (решение проблемы) III. Творческая работа . IV. Подведение итогов |
Звучит музыка к песне «Родительский дом», дети входят и рассаживаются по группам. ( До начала занятия класс делится на 4 группы) -Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час будет необычным, мы постараемся ответить на вопрос «Дом и семья – это синонимы?» -Соберите пословицу из слов: вместе, Когда, семья, душа на, так и, месте. «Когда семья вместе, так и душа на месте» -Как понимаете пословицу? (ответы детей) «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. -Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Семья- группа живущих вместе близких родственников) -Запишите 5 слов, с которыми у вас ассоциируется слово семья. Ассоциация –это (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) -возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями. -Прочитайте.(родители, дети, дом, уважение и т.д.) -Ваши слова – ассоциации разные и интересные, но давайте остановимся на слове дом. -Что такое дом? (Ответы детей). А вот какие значения даёт «Толковый словарь» С. Ожегова .1.Дом– жилое здание (жилище, изба, квартира) 2.Дом – это свое жилье, семья, люди, живущие вместе, их хозяйство (Приложение №1) -Итак, мы узнали лексическое значение слова «дом». Можно ли сказать, что слова «дом» и «семья» - это синонимы? (ответы детей) -А что такое синонимы? (слова, близкие по значению). -Но всегда ли людей, живущих под одной крышей, в одном доме, можно назвать семьёй? И сегодня на занятии мы постараемся ответить на вопрос: « Когда между словами дом и семья можно поставить знак равенства?» Не торопитесь отвечать на этот вопрос. Послушайте сначала сказку… (Приложение №2) «Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно. Попробуйте закончить её в группах. - Давайте послушаем ваше окончание сказки. (Выступают по одному человеку от группы) А сейчас я прочитаю окончание сказки… «Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мой внуки будут тебе братьями и сестрами. Как вы считаете, можно ли назвать дом старика семьёй? Почему? Стал ли для мальчика этот дом семьёй? Что дала ему семья? (счастье, тепло, заботу, радость, доброту, Семья – это то, что мы делим на всех Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобой навсегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом- Сердце навеки останется в нем! Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» -Как вы думаете, когда семья будет счастлива? ( ответы детей ) -А сейчас вы выполните творческое задание в группах и заполните свой домик такими составляющими, правилами, обязанностями, которые необходимо соблюдать в семье, чтоб она была счастлива. (Работа в группах ) Потом вывешиваем домики, читаем, от каждой группы выступает один представитель. -Вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия. -Когда семья и дом синонимы? (Ответы детей) - Когда дом не только постройка, здание, когда в нем тебя любят, ждут, переживают ,соблюдают правила, где царят взаимопомощь, уважение и любовь. Закончить классный час хочу таким стихотворением: Семейная радость - счастливые лица! Желаю всем семьям - любовью светиться! Пусть в семьях, весёлый звучит детский смех, добрый и радостный праздник для всех! Любовь процветает кругом по Земле, Мир вашему дому и в каждой семье! - Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия. |
Познавательные УУД: 1)формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, 3)формирование умения делать выводы. Коммуникативные УУД: формирование умений слушать и слышать других, приходить к общему мнению. Регулятивные УУД: формирование умений самостоятельно формулировать тему и цели занятия Коммуникативные УУД: формирование умений слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные УУД: формирование умений оценивать свои поступки в соответствии с ситуацией, чувствовать красоту художественного слова, понимание чувств уважения к ближним. Личностные УУД: понимание ценности семьи, чувства уважения, формирование умений осознавать и определять эмоции других людей. Коммуникативные УУД: формирование умений высказывать и обосновывать свою точку зрения, слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
Приложение № 2
«Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме; вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №1
1.Дом– жилое здание
(жилище, изба, квартира).
2.Дом – это своё жильё, семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
Приложение № 3
ОТЕЦ
бабушка
уважение
доброта
помощь
дружба
тётя
дочка
дедушка
уют
забота
мир
дядя
сын
любовь
МАТЬ
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобой навсегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем
Любить всех в семье
Слушаться старших
Любить друг друга
Помогать
Помогать пожилым
Уважать всех
Заботить-ся о детях
ся
Уважать мнение каждого в семье
Играть с детьми
Трудиться вместе
Быть вежливым
Забота о пожилых
Отдыхать вместе
Помогать всем
Не ссориться
Праздники и традиции