Классный час «Семья»
Тема игрового классного часа «Семья»
Автор: классный руководитель 9«Б» класс Пакулова Надежда Дмитриевна
Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.
Задачи: воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения
формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
Ход мероприятия
Организационный момент.
Педагог: Добрый день ребята! Сегодня наша встреча посвящена семье. Мы с вами сегодня познакомимся с традициями семьи, о их взаимоотношениях, поговорим о готовности к семейной жизни.
«Семья – это система взаимоотношений, каждый член которой занимает определенное место, выполняет определенную функцию, своей деятельностью удовлетворяет потребности Других и поддерживает приемлемый уровень межличностных отношений».
4 КЛЮЧА воспитания, характерные для 3-х поколенной семьи:
ЗАБОТА: идет по женской линии:
Бабушка – мать – дитя
Бабушка – отец – дитя
Если хоть кто-то из родителей умеет заботиться, то это полбеды, если никто не умеет – трагедия….
КОНТРОЛЬ и ДИСЦИПЛИНА:
Бабушка – мать – дочь
Дедушка – отец – сын
У нас мать больше дисциплинирует сына, а отец – дочь (все наоборот). Отец формирует женскую привлекательность в дочери.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЕСПОКОЙСТВО, АФФЕКТИВНОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ:
Отец помогает справляться с беспокойством.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ (эмпатия)
Идет от родителя противоположного пола:
Дедушка – мать – сын
Бабушка – отец – дочь
Чему нас не научили в детстве (по Данилиным, «Как уберечь детей от наркотиков»)
- Что жизнь состоит не только из радостей, побед и удовольствий (особенно в детоцентричных семьях)
- Что взрослая жизнь – это ответственность (что такое воспитанный ребенок?)
- Не приучили к возможностям внезапных перемен в обществе и в мире (СМИ держат нас в страхе, рассказывая о катастрофах и войнах, но это было и будет)
- Не научили оставаться самим собой, несмотря на перемены в окружающей действительности
- Не воспитали привычку к самоанализу
- Не объяснили, как важно иметь собственное мнение
- Забыли рассказать, что такое самоуважение и чувство собственного достоинства
- Сделали зависимыми от мнения других, от моды, от рекламы, от политики, от коллектива
- Не объяснили, зачем человек живет на земле, не дали смысла существования
- Не научили получать удовольствие от собственного тела, функций зрения, слуха, обоняния, осязания, секса..
- Не научили решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность, зато дали ощущение, что «я самый лучший, самый ценный, все должны мною восхищаться и создавать мне условия».
Педагог: Семья основана на традициях. Познакомьтесь с некоторыми из них:
1. Семейные трапезы (обеды, ужины). Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом.
2. Совместный досуг. Игры, катание на лыжах, коньках, велосипедах, всей семьей выезжать на природу.
3. Семейные праздники.
4. Семейные альбомы.
- А у кого из вас дома есть семейные традиции? Какие? (Ответы детей)
Педагог. Ребята, прошу вас разбиться на 3 группы. Каждая группа получает карточки, на которых указаны действия, которые они должны изобразить с помощью пантомимы:
Конкурс пантомимы
1 команда - мама стирает пеленки;
- папа моет посуду;
- дедушка читает газету;
2 команда -сестра собирается на встречу с друзьями;
- бабушка месит тесто и печет пироги;
- дядя настраивает телевизор;
3 команда- дочка убирает квартиру;
- тетя делает макияж и расчесывается перед зеркалом;
- сын чистит ботинки.
Педагог: Да, рано или поздно, в зрелом возрасте или не очень, с согласия родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или спокойной, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваше стремление к прогнозированию будущей семьи.
Каждый из нас мечтает о счастье, и для каждого оно своё. Однако веками признано, что одним из обязательных его компонентов является семья. Недаром день семьи отмечается во многих странах мира. Кто из вас знает, когда Международный день Семьи (15 мая).
Вопрос учащимся: А что для вас означает семья? Какие ассоциации вызывает это слово? (отвечают учащиеся)
Итак, семья – это и надежный тыл от жизненных неурядиц, и место, где тебя поддержат, когда трудно или совсем плохо, где разделят твою радость и будут гордиться тобой. А ещё семья – это дети, неуёмные, хлопотливые, но придающие ей великий смысл. В хорошей семье не обижают стариков, скрашивают их старость, обращаются к их жизненной мудрости. И даже если стряслась какая-то беда и весь мир отвернулся от тебя, семья будет за тебя бороться и останется рядом до конца.
Но искусству создания крепкой, благополучной семьи надо учиться, читая умные книги, наблюдая за окружающими людьми, семьями родных , близких, знакомых, и общаясь на эту тему, как мы с вами сегодня.
4. Вопрос учащимся: А вы согласны? А давайте посмотрим, готовы ли вы к семейной жизни уже сегодня? Предлагаю вам ответить на вопросы небольшого теста «Готовы ли вы к семейной жизни?
Тест: отметьте в данных карточках то, что вы считаете своими обязанностями в семье ( в будущем):
1. Забота о детях.
2. Проверка домашнего задания.
3. Посещение родительских собраний.
4. Решение проблем, с которыми дети будут обращаться к родителям.
5. Организация детских торжеств в саду и школе.
6. Организация семейных праздников.
7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.
8. Выполнение тяжелой физической работы по дому.
9. Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности.
10. Покупка продуктов.
11. Уборка квартиры.
12. Мелкий ремонт по дому. (электроприборы, мебель…)
13. Текущий ремонт квартиры.
14. Поддерживание контактов с соседями.
15. Планирование семейного бюджета.
16. Стирка белья.
17. Оплата коммунальных услуг.
18. Покупка одежды, обуви.
19. Покупка мебели, бытовой техники.
20. Кормление и уход за домашними животными.
Обработка теста:
7 и менее баллов – вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника(цу)
От 8 до 15 – у вас нет особых причин для тревоги, но всё же подумайте, не много ли обязанностей перекладываете на плечи будущего супруга.
16-20 – вы полностью готовы к семейной жизни.
Педагог: Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, тетей, дядей и т.д.) с ними мы связаны незримыми нитями. Сейчас мы узнаем, кто кому приходится: (отвечают команды)
1. Мальчик, ребенок, для своей мамы? (сын)
2. Моя сестра для мамы? (дочь)
3. Мама папы или мамы? (бабушка)
4. Сын моего отца для меня? (брат)
5. Папин или мамин отец? (дедушка)
6. Дочь моей мамы для меня? (сестра)
7. Мамина сестра? (тетя)
8. В мире нет ее родней, справедливей и родней? (мама)
9. Брат мамы или папы? (дядя)
10. Я для маминой сестры кто? (племянник или племянница)
11. Кто такой кузен? (двоюродный брат)
12. Он учит меня, но мамой не станет, хоть любит меня? (папа)
Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете корни своей родословной. Большинство из вас представляют, что вот увидите человека, войдёте с ним в зрительный контакт, и снизойдёт озарение – вот он (она). И воцарится любовь. Но жизненный опыт многих людей показывает, что когда «спадают розовые очки», начинаются разочарования. Поэтому каждый из вас должен мысленно выстроить образ того, кто станет вашей опорой и радостью на всю жизнь.
Следующее задание состоит в том, что команды должны составить собирательный образ: 1-я команда – идеального будущего мужа, 2-я – будущей жены, 3-я – будущего ребенка. (каждая команда зачитывает свой вариант)
Педагог.- А как вы считаете, наша группа это семья? (ответы детей)
- У нас с вами тоже семья. И как в любой семье нам нужны тепло, уважение, уют. Поэтому давайте друг друга любить и уважать.
Педагог: Мы с вами обсуждали, учились, приводили примеры, что в своих семьях надо жить дружно и весело, помогать друг другу. Что такой стиль жизни сближает нас с нашими родными. Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости..
В заключении награждение команд.
2022г.