Классный час по духовно-нравственному воспитанию «Семья. Семейные традиции и праздники», 4 класс
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Форосская средняя школа»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
(МБОУ «Форосская СШ»)
Классный час
по духовно- нравственному воспитанию
Тема: «Семья. Семейные традиции и праздники»
4 класс
Составила: Рогожа Елена Петровна,
учитель начальных классов,
Тема: «Семья. Семейные традиции и праздники»
4 класс
Цели:
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям и представления о ценности семейных традиций и праздников;
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
Задачи:
Изучить семьи классного коллектива;
Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
Привлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме мероприятия;
Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать словарный запас, умение делиться своими знаниями.
При подготовке к занятию была проведена следующая работа:
- составление обучающимися генеалогических деревьев;
- написание сочинений на тему «Моя семья»;
- написание сочинений родителями о своих детях;
- выставка рисунков «Моя семья»
Педагогические технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии, технология обучения в сотрудничестве, технология коллективных творческих дел
Оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, карточки-задания, словарь С.И.Ожегова, презентация, ноутбук, телевизор.
Презентация «Семья. Семейные традиции и праздники»
PPTX / 1.57 Мб
Ход классного часа
- Здравствуйте, ребята, гости!
(На доске хаотично прикреплены буквы «я» (7 шт.)
-Посмотрите на доску. Попробуйте определить тему классного часа. О чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей «Семья»)
-А что такое семья? (Ответы детей)
Чтение стихотворения обучающимся.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать.
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
-Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья!
- Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных традициях и праздниках. Мы долго готовились к этому классному часу и узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. Чем они отличаются? (Ответы детей)
Конечно, своими обычаями, традициями.
А что означает слово «Традиция»? (Работа со словарём) (Слайд 2 )
Традиция - это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
- Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Скажите, нужно ли современному человеку знать прошлое его семьи? Почему? (Ответы детей)
Конечно, вы правы. Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Ещё А.С. Пушкин говорил: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Издавна одной из традиций на Руси была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? (Ответы
детей) ( Слайд 3)
В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Издавна люди выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Мы составили свои родословные.
(Ребенок, у которого самое большое генеалогическое дерево, рассказывает о своей семье).
Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам - церковный календарь в честь святого, чей праздник отмечается в этот день, когда родился ребёнок, или родители дают такое имя, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
На Руси день рождения почти не считался днем праздничным, зато день ангела, или именины, праздновался ежегодно.
Поднимите руку те, кого назвали в честь родственников.
Существует ещё одна традиция: собирать и хранить семейные фотографии.( Слайд 4)
Появилась она в 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию. Эта традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и фотографии дорогих людей.
Игра «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Существует ещё одна традиция - хранить семейные реликвии.(Слайд 5,6)
У многих дома хранятся старинные вещи. Это ордена и медали, которыми награждались ваши прабабушки и прадедушки в годы ВОВ. Это предметы быта, украшения, часы, швейная машинка, изделия, вышитые руками бабушки, прабабушки и т.д. Человека уже нет, но мы храним и бережём вещи, принадлежащие ему. Это тоже наши традиции. Уважение к старшему поколению. Они передаются из поколения в поколение.
-Какие семейные реликвии есть в ваших семьях? (Ответы детей.)
Заботиться о престарелых родителях - одна из замечательных традиций в наших семьях.
Притча «Корзину-то возьми» (Слайд 7)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи:
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?
Еще одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались родные, гости, они пели песни, а хозяева угощали их каким-либо кушаньем.
-Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду. (Ответы детей)
Гостеприимство-это тоже традиция. Существует старинный обычай встречать дорогих гостей караваем.
К семейным традициям относится и традиция отмечать семейные праздники.
- Какие праздники принято отмечать в вашей семье? (Ответы детей)
-Для чего нужны семейные праздники? (Для того, чтобы собраться вместе за праздничным столом, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. К нему нужно готовиться. А взамен мы получаем радость - чувство любви: мы нужны друг другу и так будут всегда.
(На доске прикреплены две даты - 15 мая и 8 июля. Доска украшена ромашками)
- А кто - то из вас знает, что это за даты?
- Почему именно ромашка украшает доску?
В России много праздников, и среди них есть те, которые посвящены семье.
15 мая, начиная с 1993 года, отмечается Международный день семьи. Провозглашён он Генеральной Ассамблеей ООН. (Слайд 8)
8 июля – День семьи, любви и верности.
Это религиозный праздник в честь святых Петра и Февронии. (Слайд 9)
История праздника.
В России праздновался до 1917 года, а с 2008 года возрождаются традиции и вновь стали отмечать этот праздник. День любви, семьи и верности появился благодаря князю Муромскому Петру и жене его Февронии.
По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Во сне ему привиделось, что исцелить его может только дочь пасечника Феврония. Она вылечила Петра и попросила князя в качестве вознаграждения жениться на ней. Однако он не сдержал слова, поскольку Феврония была простолюдинкой, и болезнь вернулась снова. Тогда он все же женился на девушке, но, унаследовав княжение после брата, столкнулся с сопротивлением бояр. Они не хотели княгиню - крестьянку и потребовали прогнать ее либо покинуть Муром вместе с ней.
Князь взял Февронию и на двух кораблях они отплыли по Оке. В городе же начались смута, борьба за престол и убийства. Бояре попросили князя и княгиню вернуться, те согласились, и в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь и уважение горожан.
Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию, они жили долго и счастливо, и умерли в один день – 25 июня
(8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В ХVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи. Их мощи хранятся в Свято-Троицком храме в Муроме.
Символом праздника является ромашка. (Слайд 10)
Ромашка - символ семьи, любви, верности, милой простоты и нежности. Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью. С ромашкой ассоциируются такие понятия, как чистота и нежность, юность и любовь.
Работа с пословицами. (Соедини части пословиц. Объясни их значение.) (Слайд 11)
На что и клад, коли в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте
Дом согревает не печь, а любовь и согласие
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны
-Ребята, вы дома писали сочинения о своей семье, и сейчас мы послушаем самые лучшие. (Слайд 12)
Чтение учениками сочинений на тему «Моя семья»
Артём Е.
Семья для каждого человека имеет огромное значение. Это особый мир, где можно чувствовать себя в безопасности, любви, заботе.
Моя семья-это папа, мама, сёстры и мои маленькие племянники. К сожалению, моих дедушек и бабушек уже нет в живых, папа и мама рассказывают мне, какими они были, как жили.
У нас дружная семья, бывает, конечно, что меня ругают, но я понимаю, что провинился и не обижаюсь, стараюсь исправиться. Но, чтобы не случилось, я знаю, что меня любят, ждут, всегда помогут, утешат мои родные, и я их очень люблю.
Денис Л.
У меня большая семья: папа, мама, сестричка и я.
Мы живём очень дружно. Все друг другу помогают. Я помогаю маме делать уборку и мыть посуду. Папе помогаю что-нибудь чинить и мыть машину.
Наша семейная традиция- ужинать вместе и за столом обсуждать события прошедшего дня.
В выходные дни мы ездим в игровые центры, ходим в лес, летом на море, иногда ездим в музеи и исторические места. Я очень люблю свою семью.
Настя Г.(отрывок из сочинения)
Семья – это самые дорогие и близкие люди. Моя семья состоит из пяти человек-это мама, папа, бабушка, дедушка, я и наш общий любимец - кот Барсик. Наша семья большая и дружная. Мы всегда стараемся проводить время вместе.
Для меня семья начинается с мамы. Я люблю маму за то, что она вкусно готовит и помогает мне во всём. Мама моя самая лучшая подруга, я ей рассказываю свои секреты, и она всегда даёт мне правильные советы.
Артём Д.
В моей семье пять человек и мы дружны. Каждую осень мы все ездим в лес по грибы, на пикник или просто гуляем и дышим свежим воздухом. Почти все праздники мы отмечаем вместе, собираемся за столом и едим вкусные блюда. Я люблю свою семью, и мне нравится проводить со своими родными время.
- А сейчас я хочу предложить вам послушать, что о вас написали ваши родители. Может быть, вы догадаетесь, о ком идёт речь? (Зачитывание сочинений родителей о своих детях)
- Приятно читать эти строки. Я желаю вам, ребята, чтобы вы в будущем такие же сочинения могли написать о своих детях, а они могли бы написать, что гордятся вами и любят вас.
- Изучая традиции своей семьи, Рома В. нарисовал эмблему своей семьи и сейчас нам её представит.
***
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
- Вы, наверно, слышали такую фразу: « Мой дом – моя крепость». Как вы ее понимаете? (Ответы детей).
Конечно, у человека должен быть дом, не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Сейчас мы разделимся на 4 группы (строительные бригады). Предлагаю вам набор кирпичей (листок бумаги с пятью « кирпичиками»). Договоритесь и решите, на чём должна строиться семья. Напишите на кирпичиках слова. (Ответы представителей групп)
Вывод: Молодцы! Вы правильно определили составляющие крепкой семьи: любовь, понимание, здоровье, забота, согласие, верность.
- Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укрепить семью.
- Мы уже сказали о традиции отмечать праздники, о том, что каждый из праздников имеет свой порядок проведения, но самым приятным в празднике является получение подарка.
Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и просто так преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Подарок - от слова «дар». Как правило, его преподносят по поводу, связанному с определённым событием: День рождения, Новый год, Рождество, Пасха, Свадьба и т.д. Это выражение признательности и благодарности, любви и дружбы.
На Руси у слова «подарок» был брат – близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай «колядование» также имел «подарочный» смысл: бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписью «кого люблю, тому дарю» и т.д. Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
Мы с вами уже знаем, что самый дорогой подарок - это подарок, сделанный своими руками. Вот и мы сегодня в завершение нашего классного часа выполним работу своими руками – это будет букетик цветов.
Для этого нам понадобятся: клей, ножницы, лист плотной светло-зелёной бумаги с разметкой, 7 цветочков, вырезанных из цветной двухсторонней бумаги.
Практическая работа (10 минут)
- Кому вы подарите этот подарок?
Давайте подведём итог нашей работы.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое традиция?
- Какие семейные традиции вы запомнили?
- Что обозначает дата 15 мая? 8 июля?
- Какой должна быть семья?
Заключительное слово учителя.
Очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. Я надеюсь, что вы продолжите самостоятельно собирать материал и узнаете ещё много интересного о своей семье. Уважайте и чтите традиции. Любите родителей и как можно меньше огорчайте их.
Заключительная песня "Маленькая страна".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Белкина Надежда Владимировна
Осина Светлана Николаевна
Рогожа Елена Петровна
Алина Яковлевна Корогод
Мельникова Светлана Федоровна
Сафонова Елена Валерьевна