12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Громова Наталья Витальевна120
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ обучающихся 5 классов по теме «СИМВОЛЫ РОССИИ»

Цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба, показать воспитательное значение отечественной государственной символики, сформировать чувство уважения к государственному гербу Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

Занятие предполагает также использование видеофрагментов, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, показ видеоролика, организация беседы по его содержанию.

Часть 2. Основная

Предъявление исторических фактов и выявление причин, по которым происходит замена герба нашей страны (самостоятельный поиск решения); показ видеоролика; предъявление исторических фактов и выявление особенностей использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны (самостоятельный поиск решения); выполнение интерактивных заданий или групповых заданий (по выбору учителя).

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия (методика незаконченного предложения); итоговая рефлексия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Читает один ученик

«Государству каждому символы нужны.

Это и величие, и престиж страны,

Хоть идут неспешно годы и века,

А Россия наша всё так же велика!»

(Е. Горшкова)


Часть 1. Мотивационная: введение в тему.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами граждане великой страны. Как и каждое государство в мире Российская Федерация имеет свои символы. Каждый гражданин должен знать их и проявлять уважение к государственным символам.

Конечно, вы знаете, что герб – важнейший символ любого государства. С сентября этого года мы каждую неделю поднимаем флаг в школе, звучит государственный гимн. Так, мы чтим ещё два самых значимых государственных символа. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено флагу, гербу, гимну России.

У нас есть день Государственного флага, который отмечается в августе, а скоро будет День герба Российской Федерации.

Ученик Давайте узнаем, почему так важно для государства иметь свои символы, учреждать в их честь праздники? Почему так важно каждому гражданину нужно уважать любой государственный символ? В чем проявляется уважение? Демонстрация видеоролика.

Учитель. Приближается один из самых значимых праздников для российской государственности – День герба.

У России, как и у каждого государства, есть свои государственные символы. Это флаг, гимн, герб.

Изображение государственного герба сопровождает гражданина повсюду: его можно увидеть на флагах, деньгах, печатях, паспорте, пограничных столбах, на зданиях органов власти. Ежегодно 30 ноября мы празднуем День герба России.

Герб – это часть особой государственной символики, которая отличает нашу страну от других государств, подчёркивает независимость и историческую самобытность российского многонационального народа.

Внешний вид герба, этого государственного символа, закреплён в Конституции Российской Федерации и регулируется Федеральным конституционным законом, подписанным Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года.

На гербе России изображён золотой двуглавый орёл, который символизирует направленность России и на Запад, и на Восток.

Ученик. А знаете ли вы, как выглядит флаг Чувашской Республики?

Примерный ответ:

«Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на жёлтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами — „Древо Жизни“ и „Три Солнца“».

Учитель Цвета государственного флага — жёлтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) — традиционные цвета чувашского народа. Жёлтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании — богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет — один из самых распространённых у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании — достоинство, могущество, мужество, сила.

Верхнее жёлтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

Эмблема «Древо жизни», занимающая 3/5 части ширины флага — знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции «Древа жизни» выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

«Древо жизни» состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов «ветвями Древа» в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики — чувашей, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделённые от нижнего пурпурового поля и основного элемента жёлтой полосой шириной 1,5 % длины флага, и заканчиваются «ветвями» в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору — чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу «Древа» и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями» главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей.

Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага — «Древо жизни», означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар» («Были, Есть, Будем») и является его графическим выражением.

Назовите самые распространённые символы современной России? Примерные ответы: гимн, флаг, герб.

Назовите здания, которые украшены гербом или флагом с изображением герба Российской Федерации в Чебоксарах?

Примерные ответы: администрация города, дворец правосудия (городской суд), отдел полиции, военный комиссариат, здания в центре г. Чебоксар в период праздничных мероприятий и т. д.

В каких случаях исполняется гимн Российской Федерации?

Примерные ответы: при подъеме государственного флага в российских школах, на официальных школьных мероприятиях, на спортивных соревнованиях во время вручения наград победителям и т.д.

Учитель: А знаете ли вы ребята, что у нас в городе Чебоксары есть свой собственный гимн? Предлагаю вам посмотреть видео и послушать два варианта и проголосовать за понравившийся вам вариант!

Кто является авторами слов и музыки?

Версия 1:  https://yandex.ru/video/preview/18130369320399444902

Автор текста и музыки: Александр Волокитин Аранжировщик и звукорежиссер: Алексей Силантьев

Этап рефлексии:

Учитель благодарит учащихся за ответы, подводит итог голосования и подводит к краткой беседе о символах России и Чувашии края и предлагает придумать герб и гимн своего класса.

А в этом вам поможет сайт нашей школы:



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.