Классный час на тему «Государственные символы России»
Пояснительная записка к презентации
Цели:
познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Аудиозаписи.
Электронная презентация
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слайд 2
Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
Слайд №3.
А как вы понимаете слово «Родина»?
(ответы учеников)
Это и великая страна с великой историей
Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
Где ты познал первые радости и неудачи.
Показ видеофильма.
Слайд № 4
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
Слайд № 5
Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)
Россия или Российская Федерация.
Стих.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём. (Слайд 6)
Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Стих читает ученик
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
--Как вы понимаете слово символы?
(ответы учеников)
--Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:
--Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн
Слайд № 7
Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении? Давайте поподробнее расскажем.
Слайд № 8
Учитель: Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или тёмно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели разные цвета – зелёный,красный, желтый, белый. Их украшали богатые узоры. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый
смысл. Что же означают цвета российского флага?
на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
синий - небо, верность, веру;
красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Практическая работа. Работа в группах:
9 слайд
1 группа.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
10 слайд
2 группа:
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
11 слайд
3 группа:
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко... (красным)
А сейчас мы с вами изготовим свой флаг. Для этого вам потребуются цветные карандаши и шаблоны, которые лежат у вас на столе. (Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)
Учитель: Что такое герб?
(ответы учеников)
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Слово «герб» в переводе означает «наследство».
В нем отражена история. Давайте рассмотрим герб. Что на нём изображено?
. Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость. Победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам истории о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он дома, землю. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец. Ни коров. Ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Стих
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
(Слайд 13)
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
----Самая главная песня в стране! В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны.
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества! (Слайд 15)
Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков
Звучит фонограмма гимна
Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
Слайд № 13
На свете много разных стран, На свете много разных стран,
Но есть одна страна – Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,
Раскинулась она! И Родина – Одна!
Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!
Слайд Клип к песне «С чего начинается Родина?»
Слайд 18 Проверь себя
Итог:
-
О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)
Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.
Из каких основных изображений состоит герб России?
Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?
Кто является автором слов и музыки гимна РФ?
О чем говорится в гимне?
Рефлексия
-А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки –
белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.
Пластинина Галина Григорьевна
Акатова Ирина Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна