Классный час в начальных классах на тему «Совесть»
ГБОУ СОШ им. В.В.Еремеева с.Нижнеаверкино м.р Похвистневский Самарской области
Классный час на тему
« Совесть»
Подготовила : Маганева Е.Г
Учитель начальных классов
Нижнеаверкино
2020г
1. Актуальность темы духовно-нравственного развития детей на современном этапе очевидна -сейчас ,когда материальные ценности доминируют над духовными, у людей искажены представления о доброте, милосердии ,великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Разработка различных работ по воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей считается очень важной задачей. Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Поэтому рассмотрение понятия совести является актуальной и значимой.
2.Целевая аудитория: 4 класс (возраст 9-10 лет)
3. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент , на успех которого работает каждый.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Цель: способствовать формированию представления у учащихся понятия «совести», как важнейшего морально-этического регулятора поведения человека
Задачи:
1. Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с рассказами и притчей, значением слова «совесть»;
2.Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;
3.Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека, нравственные качества человека через осознание чувства совести; понять, что значит вести диалог со своей совестью.
Предметные результаты :усвоение понятий « совесть», «стыд», «раскаяние».
Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того что уже известно, и того, что неизвестно ,выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как поступков собственных и поступков окружающих людей, знание основных моральных норм ,справедливое распределение ,взаимопомощь, честность, ответственность , правдивость и проявление этих качеств в конкретных ситуациях.
Метапредметные: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом. Выдвигать гипотезы, приводить доказательства, проводить необходимые наблюдения, делать умозаключения
5.Форма проведения :классный час
Классный час на тему "Что такое совесть?" Мероприятие заставит детей задуматься о том, что такое совесть, легко ли жить по- совести. Предусмотрена работа в парах, группах, самостоятельная работа.
6.Занятие построено на технологии деятельностного метода
Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление
Методы и приемы на классном часе:
Методы:
Беседа, создание и постановка проблемных ситуаций, творческие задания, проигрывание и анализ ситуации ,метод поиска правильного решения.
Приемы:
1.рассказ.
2.составление диалога.
3.устные пересказы и рассказы и анализ ситуаций,
4.размышление над ситуацией
5.работа в группе
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Оборудование: мультимедиа-проектор, притча «Притча о совести»; словарь: В.Даля ; карточки с пословицами.
I.Организационный
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников!
- А теперь улыбнитесь друг другу, и увидите, как весело, приятно и тепло станет нам всем.
- А, чтобы это занятие оставалось радостным и и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
- Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
II.Формулирование темы, цели, задач классного часа. Постановка проблемы.
Учитель - Для начала, предлагаю вам проанализировать одну ситуацию.
- Я вам расскажу сейчас одну историю.
В одном городе жил мальчик Витя.
Жил с мамой, папой и бабушкой. Мама с папой работали, а бабушка присматривала за Витей. И вот однажды бабушка заболела, и она попросила мальчика сходить в магазин, и купить хлеб и молоко.
По дороге в магазин Витя встретил друзей и заигрался. Поиграв, он побежал домой. Когда мальчик вошёл в комнату, то увидел бабушку, сидящую, на диване, а рядом на стульчике стоял стакан с холодным чаем и сухой кусочек хлеба. Бабушка посмотрела на внука, в глазах блестели слёзы, и вдруг он вспомнил об обещании бабушке сходить в магазин. Витя быстро вышел из дома, и пока шёл до магазина думал, почему же ему так тоскливо и тяжело на сердце (на душе)
- А как вы думаете? Так почему же мальчику было так тоскливо и тяжело на сердце?
(ОТВЕТЫ детей)
- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
( СОВЕСТЬ)
- Подумайте, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ КАССНОГО ЧАСА: « СОВЕСТЬ!»
III.Основной этап
1.( На доске – тема классного часа и высказывание А.С.Пушкина:
«Да жалок тот, в ком совесть нечиста»
- Верно, «совесть» одно из ключевых понятий нашего классного часа.
- Ребята, сегодня на занятии нам предстоит не менее увлекательная работа.
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать на занятии?
- Что такое совесть?
- Нужна ли она человеку?
- Что значит поступать по совести?
- Какая совесть бывает чиста?
Учитель:
- Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках, и в особенности на уроках литературного чтения, ОРКСЭ, расскажите, что вам известно о совести. (Ответы детей)
- Как вы думаете, что такое совесть?
Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих, и за плохие чувствовать вину перед собой!
2.Работа со словарём.
1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей:
приставки со - что значит - вместе,
корня - весть, что значит, знать, ведать.
Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
совестливый – поступающий по совести;
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный
-А теперь найдем значение слова «стыд»
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили)
- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
- А есть ли в их значении какое-то различие?(Ответы детей)
Вывод:
значит Совесть –
заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
игнорирует хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.
3.Проблемные ситуации
Проблемная ситуация. Как бы вы поступили?
1) Вы покупаете в магазине хлеб, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
2) Вы списали контрольную работу у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
3) В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
- Трудно ли в нашей жизни поступать по совести? Что надо делать, чтобы поступить правильно?
4.Работа с притчей.
- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В группах)
Прочитайте притчу.
В чем заключается смысл притчи?
В чем мораль?
Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды.
Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
Обсуждение в группах. Выступление по плану.
5. Игра «Найди пару». Работа в паре.
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить.
- Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
- Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
- Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)
- Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6.Физминутка
7.Психологическая пауза.
Размышление над ситуацией.
Представьте ситуацию: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать всё на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло. Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
8.Работа с пословицами и поговорками.
1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.
Чтение пословиц по 1 от каждой группы.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов грызет.
От человека утаишь, а от совести нет.
9.Обобщение
В своей совместной работе мы пытались выяснить «Кто такой совестливый человек?» Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека.
1.Ответы на вопросы(коллективная работа)
Он работает с душой - да.
Не пройдёт мимо чужой беды - да.
Всё делает по совести - да.
Он добр, честен, правдив - да .
Ищет оправдание своим поступкам - нет.
Ищет снисхождение к себе - нет.
2. Вопросы без ответа вслух.
-Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
-Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
-Было ли стыдно за свои поступки?
-Всегда ли вы поступали по совести?
IV.Итог занятия
- На каждом шагу мы делаем выбор между злом и добром. Но люди иногда ошибаются. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
- Итак, о каком же нравственном качестве мы сегодня говорили?
- Как вы поняли, что такое совесть?
- В заключение, давайте обратимся к высказыванию А.С.Пушкина:
«Да жалок тот, в ком совесть нечиста».
-Почему поэт так написал?
- Запомните, дети, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране.
Я думаю, что каждый сегодня из нашего занятия сделал правильный вывод для себя. Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках. Прислушайтесь к своей совести, подумайте и решите. Выбор за вами. Всем спасибо за урок!
V. Рефлексия
Я узнал (а)…Было приятно….Меня удивило….
Учитель. Спасибо за занятие.
8.Ресуры
https://posloviz.ru/category/sovest
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Представленная разработка по теме «Совесть» может быть использована и во внеклассной работе, при проведении классного часа. Целью данного занятия является развитие у учащихся представлений о таких важных нравственных категориях, как совесть, стыд, раскаяние; формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представлений учащихся об ответственности за свои поступки. Представленная разработка классного часа по теме «Совесть» может быть использована и на уроках ОРКСЭ по теме «Совесть» и при проведении классного часа.