12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2193
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
Материал размещён в группе «Классные руководители»

МОУ  СШ №1 р.п.Новоспасское Ульяновской области

Классный час в 8 классе.

 Классный руководитель

Табакова Л.П.

2016-2017 уч. год

Цели:

усвоить значение нравственных категорий: стыд, совесть, раскаяние;

формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску нравственных идеалов.

Оборудование:

Мультимедийная презентация.

План классного часа

Вопрос-тест.

Проблемная ситуация. Инсценированный рассказ «Осколки в сердце»

Интерактивная беседа.

Словарная работа «Стыд» и «Совесть».

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Ситуации выбора «Голос совести».

Упражнения для совести «Минута раскаяния и прощения».

Подведение итогов, рефлексия.

Ход классного часа.

1.Вопрос-тест.

Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» как вы думаете, что страшнее?

Примерные ответы детей:

- страшнее родители,

- эти слова мне не страшны, пусть ругает,

- эти слова позорны

- мне будет стыдно.

Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

2. Инсценировка.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошёл себе дальше. Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего: и семья, и работа, и деньги, и хороший дом, и уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот он решил найти слепого и покаяться. Приехал он в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце много лет.

3.Интерактивная беседа.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил в кружку слепого осколки стекла?

- Как вы думаете, почему он помнил об этом всю жизнь?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

- Как можно озаглавить этот рассказ?

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитывает герой рассказа?

4.Словарная работа.

Что же такое совесть, стыд? Каково значение этих слов?

1 ученик.

Русский поэт Александр Яшин написал такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

И есть ещё: Совесть, Честь.

2 ученик.

Вот так объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля:

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

1ученик.

С этим словом употребляют разные выражения, люди говорят: грызёт совесть, мучает совесть, совесть спать не даёт, муки совести, угрызения совести, совесть заговорила. Очень хорошо, если что-то делаешь со спокойной совестью, чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

2ученик.

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания вины. Люди говорят: можно сгореть со стыда, можно провалиться сквозь землю со стыда, покраснеть со стыда.

В ком стыд, в том и совесть – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Учитель.

Много пословиц о совести и стыде придумал русский народ. (Слайд№2)

1.Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

2.Совесть без зубов загрызёт.

3.От человека утаишь, от совести не утаишь.

4.Жизнь дана на добрые дела.

5.Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

6.Правда, как оса,- лезет в глаза.

5.Игра «Чего нужно стыдиться?» (Слайд№3)

А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство – это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём и его поступках думают люди, а потом ему становится безразличной его собственная судьба. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру: я буду читать фразы, а вы отвечайте: стыдно, не стыдно.

-физические недостатки;

-некрасивые поступки;

-не новая, но аккуратная одежда;

-старомодная одежда;

-неряшливый вид;

-непрестижная работа родителей;

-невежество, безграмотность;

-грубость речи.

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

6. Ситуации выбора: голос совести.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

3 группы - ситуации. (слайд№4)

1 ситуация.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 5 рублей. Как нужно поступить по совести?

2 ситуация:

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок. Ваши действия?

3 ситуация:

На весенние каникулы вы всем классом планируете интересную поездку. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил зеркало. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, кто это сделал. Как тут можно поступить по совести?

7.Упражнения совести.

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет вам, хорошо или плохо мы поступаем. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как спортсмены тренируют мышцы или как тренируем память, заучивая стихи, или как тренируют ум. Нужно выполнять упражнения совести. Это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего он сделал за день, мысленно ставит себя на место другого человека, старается увидеть последствия своих поступков или посмотреть на себя со стороны глазами других людей. При такой работе совесть станет внутренним судьёй человек. Давайте сейчас проделаем такое упражнение.

Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, совершённые по отношению к одноклассникам, домашним, учителям и повинимся. Назовём это «Минута раскаяния».

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что даже самые страшные болезни лечит чистая совесть и раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт – гласит русская пословица.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Есть люди, про которых говорят: бессовестные. Им хорошо живётся? На первый взгляд, да. А как окружающим людям? Ведь он эгоист. Живёт только для себя. Говорят: идёт по головам других к своей цели. Как в нём пробудить совесть?

Наш разговор подходит к концу. Как вы думаете, разбудит ли он вашу совесть? Изменилось ли что-то в вас после нашего разговора? (сигнальные карточки).

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (3)

Герасименко Светлана Леонидовна, 29.10.17 в 11:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Проведу по вашей разработке классный час.
ТабаковаЛ, 29.10.17 в 21:42 0Ответить Пожаловаться
Извините, пожалуйста, забыла добавить презентацию, теперь отредактировала.
Валентина, 15.12.19 в 19:40 0Ответить Пожаловаться
Извините, я презентацию не нашла(
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.