Классный час с краеведческим ориентированием «Ты частица родимой Смоленщины»

3
0
Материал опубликован 19 December 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Темкинская средняя школа имени Героя Советского Союза Громова Георгия Васильевича»







Международный конкурс методических разработок

«Уроки Победы»





Методичесая разработка классного часа

Краеведческий турнир

«Военная летопись Темкинского района»







Учитель географии, высшей

категории

МБОУ «Темкинская СШ»

Сапончик О.Н.





2019-20 учебный год



Пояснительная записка.

Данное методическая разработка (сценарий) поможет при подготовки и  проведении классного часа, посвящённого Дню Победы. Подготовлена с использованием краеведческого материала

Форма проведения: краеведческий турнир

Цели:

Углубить знания о родном крае. Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей «малой» Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны.

Разработка рассчитана на учащихся 8-10 классов. Проходит в форме «краеведческого турнира». На мероприятие приглашаются местная поэтесса Миронова Г.А. и Брянцева А.К.- участница Великой Отечественной войны.



Реквизиты: экран, проектор, презентация к методической разработке.

Условия проведения турнира: в турнире принимают участие 4-5 команд 8-10 классов по 4-5 человек. Команды располагаются в центре зала за столиками, остальные учащиеся являются болельщиками.

Звучит музыка - Тёмкинский вальс.

Вступительное слово ведущего:

Ни водопадов, ни ущелий

Ни гор ушедших в синеву,

Среди простых берез и елей,

Лежит земля, где я живу. (слайд)

Эту землю мы называем своей малой Родиной - местом, где родились наши предки, где мы продолжаем беречь и хранить их традиции. Наш Темкинский район занимает очень скромное место на карте области, экономика то же развита не лучшим образом, но, несмотря на это – нам есть чем гордиться. Природа нашего края манит сюда жителей городов: земляничные поляны, соловьиные трели, чистые воды Угры не идут в сравнение с заморскими курортами. А сколько знаменитых людей родилось на нашей Темкинской земле - Ладынина М.А.-актриса, художник -Парамонов В.С., скульптор - Сергеев А.Г. Денис Давыдов и Ермолай Четвертаков прославили нашу землю в годы Отечественной войны с Наполеоном. (слайд)

Темкинская земля-Родина 5 Героев СССР.

Но самый большой урон принесла Великая Отечественная война. В начале октября 1941 года на дорогах нашего района появились первые немцы. Одной из первых шла 183 –я пехотная дивизия. В первый день окупации немцы забирали всех кур, порезали овец. Оставшиеся в деревне мужчин заставляли пилить лес, выгоняли чистить дороги. Молодёжь угоняли в Германию. Во время окупации в районе действовали 2 подпольных госпиталя: в Тёмкинской и в Кикинской больницах.

В период оккупации района фашистами было расстреляно 1484 мирных жителя, насильно угнано в Германию – 8054 человека, сожжено – 160, погибло от взрывов мин – 97, умерло от голода – 311, заживо зарыто в землю – 37 человек. было уничтожено полностью 194 населенных пункта, взорвано 3 льнозавода, 6 машинно – тракторных станций, мельницы, склады, сожжено 1935 домов колхозников и 2389 надворных построек.. Размер причиненного материального ущерба по всем отраслям составил 507996574 рубля. (слайд)

Наше мероприятие посвящается военной летописи нашего края. Мы должны не только любить нашу малую Родину, но и хорошо знать ее историю.

Люблю и знаю.

Знаю и люблю.

И тем полней люблю,

Чем глубже знаю.

(Ю. К.Ефремов.)

Сегодня вам предстоит возможность продемонстрировать свои краеведческие знания. Оценивать их будет наше компетентное жюри в составе: (представляют жюри). Результаты по ходу турнира выставляются на табло

Программа турнира и условия проведения.



Конкурс 1. Визитная карточка команды

Команда заранее готовит название команды, девиз, эмблему, соответствующую форму или отдельные элементы. Вся атрибутика должна носить краеведческий характер с элементами военной тематики. Жюри оценивает качество исполнения, оригинальность. (Пример: команда «Танкисты», девиз: танки грязи не боятся)

Конкурс 2.Домашнее задание .Презентация « Ты частица родимой Смоленщины».

Команды готовят презентацию, которая включает не более 10 слайдов, о памятном месте связанном с войной или об участниках Великой Отечественной войны (учащиеся готовили презентации о танкисте Юрии Белове, командарме 33 армии Генерал- лейтенанте Ефремове М. Г., об «Огненой» деревни Колодезки, о ветеранах Великой Отечественной войне.)

Конкурс 3. Героями не рождаются

Темкинский район- Родина 5 Героев Советского Союза.

О каком Герое идет речь? Ведущий зачитывает биографические сведения о Героях, команды должны дать правильные ответы.

1.Родился в 1918 году. Закончил начальную школу в Тупичино. В 1937 году по путёвке комсомола был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу. В 1939 году в звании младшего лейтенанта участвовал в финской войне лётчиком - истребителем. Был награждён медалью «За отвагу».С первых дней Великой Отечественной войны воевал на Карельском фронте командиром эскадрильи. В воздушных боях вёл себя дерзко и стремительно. Что приносило высокую результативность. Командование особенно высоко ценило этого лётчика как разведчика. За отличное выполнение боевых заданий был удостоен звания Героя СССР. Участник 356 боевых вылетов. Сбил 10 и в групповых боях 15 гитлеровских самолётов. Погиб в 1953 году в неполные 35 лет. ( Миронов Виктор Петрович)(слайд)

2.Родился в д. Дубенск в 1916 году. После окончания семилетней школы учился в Вяземской школе ФЗУ, работал слесарем в паровозном депо. По комсмомольской путёвке, в 1936 году направлен в Ейское военно - морское авиационное училище. Защитник Севастополя в Великую Отечественную войну. За неполный год войны сбил почти 11 самолётов противника. Был первым из авиаторов, совершившим таран над морем. В июне 1942 года представлен к званию Героя СССР. ( Рыжов Евграф Михайлович) (слайд)

3.Родился в д. Паново в 1901 году. После службы в армии в Смоленске закончил курсы младших лейтенантов. В Великую Отечественную войну служил в артиллерии, защищал Ленинград, перенёс голод и страшные лишения, был дважды ранен и контужен. В 1948 году узнал о том, что за героизм, проявленный в бою у д. Горки был представлен 10 апреля 1945 года к званию Героя СССР. ( Филатенков Василий Филиппович)(Слайд)

4.  Родился 18 марта1915 года в деревне Ларинки в крестьянской семье.С детства мечтал стать лётчиком.Он поступил в Краснодарское военное училище дальней авиации. После окончания   принимал участие в боях на Халхин-Голе, совершил несколько боевых вылетов. За годы войны совершил 197 боевых вылетов, 11 из них глубинные рейды на территории Германии. На станции Присольская обнаружил 3 эшелона с топливом и сбросил серию зажигательных бомб, вызвав сильные пожары. В ходе сброса бомб самолёт был подбит и загорелся. Перелетев через линию фронта и пытаясь сесть на своей территории, самолёт разбился, и весь экипаж погиб. Это был 201 по счёту боевой вылет Похоронен в селе Василёво Угличского района Ярославской области, ему было 28 лет.Указом резидиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и рядом медалей. (Васильев Василий Васильевич) (слайд)

Конкурс 4. Его имя носит школа

Решением областной Думы от 18.01.2001 нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Громова Георгия Васильевича

Громов Георгий Васильевич родился в апреле 1917 года в д. Оленино Тёмкинского района. Лётчик - истребитель, защищал во время Великой Отечечтсвенной войны Советское Заполярье. Участвовал в 64 воздушных боях, лично сбил 13 вражеских самолётов. Удостоен звания Героя СССР. После окончания войны служил в Киевском военном округе. (слайд)

Командам предлагается разгадать кроссворд с вопросами о Громове Г.В.

-



 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Громов участвовал в боях под Мурманском и в Заполярье, Курской битве, освобождении Белорусской ССР и Польши, а так же в этой операции. Назовите наступательную операцию советских войск.

6. Георгий Васильевич учился в аэроклубе и одновременно работал электромонтёром в этом Московском тресте. Назовите трест.

9. «Комсомолец Заполярья» - это?

По вертикали:

5. 18 лётчиков-истребителей именно полка Громова осуществляли прикрытие перелёта с этого аэродрома в Берлин английской, американской и французской военных делегаций. Назовите аэродром.

2.  Человек, управляющий летательным аппаратом

4. Армия, в которой служил Громов

3. Отчество Громова

7. Фамилия Героя Советского Союза, имя которого носит Темкинская школа.

8.Имя Громова.























Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

р

 

3

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

т

 

2

 

 

а

 

в

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

1

б

е

р

л

и

н

с

к

а

я

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

н

 

е

 

 

н

 

с

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

д

 

т

 

 

а

 

и

 

9

э

с

к

а

д

р

и

л

ь

я

 

 

а

 

ч

 

 

я

 

л

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

л

 

и

 

 

 

 

ь

 

7

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

ь

 

к

 

6

э

н

е

р

г

о

с

т

р

о

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Болельщикам предлагается викторина о Герое СССР Громове Г.В.

Викторина

1)Когда и где родился Г.В.Громов? (1 апреля 1917 года в д. Оленино, Батюшевского с/с Смоленской области)

2)Кто были его родители, и чем они занимались? (Отец Громов Василий Фролович и мать – Прасковья Парфёновна работали в колхозе)

3)Как звали младшего брата Георгия Васильевича? (Пётр, 1922 года рождения)

4)Как сложилась судьба Петра? (Пётр закончил 10 классов в Москве, в 1941 году закончил артиллерийское училище в Ленинграде и был направлен для прохождения дальнейшей службы в воинскую часть под Ленинград и в начале 1942 года он погиб)

5)О чём мечтал Георгий Васильевич в детстве? (научится управлять трамваем)

6) Какая главная мечта была у Георгия Васильевича? (страсть к авиации)

7)Где учился маленький Георгий? (он учился в Кикинской школе, а в 12 лет его тётя увезла в Москву)

8)В какое училище поступил Георгий Васильевич в Москве? (поступает учиться в ФЗО на электромонтёра)

9)В каком клубе учился Громов Г.В. и чему там обучался? (в Пушкинском аэроклубе, планерным видом спорта)

10) Какое училище окончил Громов Г.В.? (окончил Борисоглебовскую военную авиационную школу пилотов)

11)За что Г.В. Громов был награждён орденом «Красная звезда»? (В боевых действиях в 1939 году в войне с белофиннами сбил самолёт противника)

12)Где воевал Г.В. Громов в 1941 году? (Карельский фронт, командир эскадрильи, защищает советское Заполярье)

13)В каких боях участвовал Г.В.Громов? (Курской битве, в освобождении Белоруссии, Польши, Берлинской операции.

14)В каком звании закончил войну? (в звании подполковника)

15)Чем командовал Г.В.Громов к концу войны? (515 истребительным авиаполком)

16)Каковы заслуги великого лётчика? (к марту 1945 года он совершил 400 боевых вылетов, принял участие в 64 воздушных боях, сбил 13 вражеских самолётов)

17)Когда подполковник Г.В. Громов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8980(15 мая 1946 года)

18)Что закончил Г.В. Громов после войны? (в 1956 году – Военную академию Генерального штаба.)

19)Когда Г.В. Громов был уволен в запас? (в 1963 году в звании генерал – майора авиации был уволен в запас)

20)Какими наградами был ещё награждён Г.В.Громов? (тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1- степени, Красной Звезды, а также рядом медалей)

21)Когда умер Г.В.Громов и где похоронен? (умер 26 сентября 1975 года, похоронен на Байковском кладбище Киева)

Конкурс 4. Видеосалон «Цветы у обелисков»

На территории района находятся 8 братских могил и 2 памятных места. По фотографиям необходимо определить, где расположены братские могилы и памятные места. (Слайды братских могил и памятного места)

Слово предоставляется Мироновой Г.А. она читает своё стихотворение

«Колодезки» (Слайд)

Горят селения святой Руси

Российские Хатыни, сколько их?

О том людскую память расспроси,

Как страшный смерч испепелял живых.


Остались пепелища тех костров

По всем районам, где прошла война

Ни женщин, ни детей, ни стариков

Не пощадила в злом огне она.


Враг лютовал, не побывал в Кремле,

Моя Смоленщина в слезах стонала.

В Колодесках, на Темкинской земле,

Еще одну трагедию узнала .


Колодезки деревня та звалась

За чистую, студеную водицу

Здесь в сорок третьем жизнь оборвалась

Да так и не сумела возродиться


Лишь до войны деревня здесь жила.

Всего за сутки до освобожденья,

8 марта, в муках умерла

И не дождалась своего спасенья


С частями армии солдат пришел домой,

Свое селение спешил освобождать,

Он пожалел, что сам еще живой,

Когда ему о том пришлось узнать.


Пришел Петров Степан ,но нет двора,

Погибли дети и жена и мать,

Племянники родные и сестра.

Как жить ему, где силы ему взять?...


Всего их было девяносто шесть

Горящих заживо односельчан.

Но получается, что чудо есть,

Ведь трое выжили, не умерли он ран.


Две девушки и молодая мать,

Им посчастливилось в живых остаться,

Но суждено всех близких потерять.

И как же жить? Но нужно постараться.


Не умереть, а выжить среди ада,

Чтобы потомкам правду рассказать

Так слушайте! Нам это надо!

Все поколения должны об этом знать.



Конкурс 5. Литературно- музыкальный

Каждая команда исполняет стихи или песню о Великой Отечественной войне или предлагается альтернативное задание: учащиеся прослушивают мелодии песен о войне и угадывают песню, точно так же ведущий зачитывает строки военных стихов необходимо назвать автора.

Конкурс 6. Конкурс эрудитов « Дальше, дальше….

В нём участвуют все игроки, ведущий предлагают каждому игроку в каждой команде дать ответ на предложенный вопрос по военной краеведческой тематике (вопросы могут, размещены на ромашке или помещены в коробку)

1.Назовите дату оккупации Темкинского района немецко-фашистскими захватчиками .(11 октября 1941 года)

2.Назовите дату освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. (9 марта 1943)

3. Назовите имена героев Советского Союза - наших земляков (Громов Г.В., Филатенков В.Ф., Рыжов Е.М., Миронов В.П., Васильев В.В)

4. Назовите «Огненную» деревню нашего района, которую сожгли немцы в 1943 году вместе с жителями (Колодезки, недалеко от деревни Замыцкое)

5.Какие партизанские отряды действовали на территории Темкинского района в годы ВОВ? (На территории района действовало 4 партизанских отряда: «Красный орёл», «Народный мститель», отряд, созданный из партийно-хозяйственного актива района и отряд Павла Петровича Жорина)

6. В каком году образовался Темкинский район? (1929 г.)

7. Чьё имя носит наша школа? (имя Героя СССР Громова Георгия Васильевича)

8. В каком городе установлен памятник генералу Г.М. Ефремову? (город Вязьма)

9. Сколько братских могил расположено на территории района (8 братских могил)

10. Какое животное изображено на гербе нашего района и почему? (изображен олень- символ воина, защитника, родовой знак князей ростовских которые основали село Темкино)

11. Какая армия и под чьим командованием освобождала наш район? (33 армия под командованием генерал - лейтенанта Ефремова М.Г.)

12. Назовите героя СССР, родившегося в д. Ларенки ( Васильев Василий Васильевич)

13. Кто это? Сражался в составе 222 дивизии. Он пал смертью храбрых в боях с немецкими захватчиками…Он погиб в танке…Было ему всего 20….

(Танкист Юрий Белов)

14. Где расположена братская могила, на которой поставлен памятник, с высеченной надписью «Благодарная Смоленщина воинам 222 стрелковой дивизии». (бывшая деревня Дубна)

15.Какая стрелковая дивизия сыграла большую роль в освобождении района и под чьим командованием?( 222 –я стрелковая дивизия под командованием Николая Лавреньтьевича Солдатова)

16. Он был тяжело ранен, не желая сдаться в плен последнюю пулю пустил в весок. Немцы похоронили его с почестями . «Если моей армии суждено погибнуть, я умру вместе с ней» -О ком идёт речь?(о генерал - лейтенанте Ефремове М.Г)

17. Когда было присвоено М.Г. Ефремову звание Героя России ?.( 31 декабря 1966 года указом Президиума Российской Федерации посмертно)

18. Какой стрелковой дивизии, сражавшейся на территории нашего района позднее было присвоено звание Смоленской? (222-я стрелковая дивизия)

19.В каком сельском совете нашего района родилось 4 Героя Советского Союза? ( Батюшковский с/с)

20.Кто из 5 Героев СССР- наших земляков не был лётчиком? ( Филотенков В.Ф.)

В конце жюри подводит итог турнира, победители награждаются грамотами.

В заключении слово предоставляется Брянцевой А.К., участнице Великой Отечественной войны, она делится своими воспоминаниями.

.





Преимущество мероприятия

Проведения классного часа в форме краеведческого турнира не требует большой подготовки, а при занятности учителя это большой плюс. Учащимся такая форма проведения краеведческого мероприятия очень понравилась и запомнилась. Она лишена формализма, может использована как в масштабе класса так и в масштабе школы . Аналогично можно применять такую форму проведения классного часа для любого региона. Думаю не менее актуально расширить область турнира и использовать не только материал своего района, но выйти за его рамки на уровень военной истории Смоленской области, над чем я сейчас и работаю.



.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.