Классный час «Ты и я - такие разные!»
Всероссийский дистанционный конкурс «Все мы разные...»
Внеурочное занятие в 5 «Б» классе
« ТЫ и Я – такие разные!»
Разработала:
педагог- психолог
высшей категории
ГБУ НСО «ОЦДК»
г.Новосибирска
Комова Ю.В.
Аннотация
Классный час «Ты и Я – такие разные» разработано и проведено в рамках психолого – педагогического сопровождения обучающихся пятых классов. Представлена авторская разработка (уникальность 100%) В данном классе обучаются 4 ребенка с ОВЗ, один их которых- инвалид. Считаю важным не выделять данных детей из класса, а показать уникальность и достоинства каждого.
Цель:
Формирование позитивного представления об уникальности личности.
Задачи:
1.Развивать интерес обучающихся к психологии, как науке.
2.Формировать положительную оценку окружающих (толерантность, уважение к другим).
3. Обучать навыкам взаимопомощи, коллективизма, принятия, поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, других национальностей.
Оборудование:
Авторская презентация, фисташки, кимоно, маракасы, вьетнамская шляпа, песочные часы, одноразовые стаканчики, атласные ленты – 5 цветов, музыка, разрезные пословицы, карточки «Внутреннее – внешнее - общее», «Как поступить», «Профессии», магниты, видео – ролики: «Синица» (Ералаш), «Кольца Олимпиады».
В решении задач использованы такие формы организации деятельности, как круг и кафе. Круг - равенство между педагогом – психологом и участниками, суб – суб отношения). Кафе – умение слушать и принимать чужую точку зрения.
Использование технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация)поиск решения, применение нового).
Технологии проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии.
В виде универсальных учебных действий продемонстрированы следующие результаты:
Личностными результатами являются следующие умения:
Продолжить знакомство обучающихся с внутренним миром личности, умения оценивать поступки людей, соотносить поступки и события с собственным жизненным опытом.
Метапредметными результатами является формирование УУД:
Регулятивные: Учиться высказывать свое предположение, определять цель и составлять план, оценивать результат.
Познавательные: Познание внутреннего мира личности через предметы, игры, проигрование ситуаций, просмотр видео – роликов. Умение находить ответы на вопросы; извлекать, систематизировать информацию (внешнее - внутреннее), перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), умение представлять информацию в различных формах.
Средством формирования познавательных УУД служили логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Формулировать собственное мнение и позицию;понимать других), сотрудничать. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Способы коммуникации обучающихся на занятии: дискуссия, диспут, работа над проектом, в команде.
Виды деятельности: групповая, в парах.
Продукты деятельности обучающихся: составление пословиц, листы «Внутренее – внешнее – общее», проект «Ты и я – такие разные».
Метапредметные связи: литература, география, окружающий мир, физкультура, музыка.
Ожидаемые результаты:
Использование полученных знаний в жизненных ситуациях
Итог занятия: Рефлексия, самооценка.
Ход занятия
Приветствие
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Мы начинаем наше занятие!
Как вы думаете, зачем нужны занятия по психологии (это занятия, которые помогают нам понять и принять друг друга, мы учимся общаться, развиваем свои способности).
Сообщение целей урока:
Ребята, сегодня на занятии вы узнаете об уникальности и неповторимости каждого из вас, том, как лучше понимать себя, своих одноклассников и людей, которые вас окружают.
2. Принятие правил (приложение №1)
Я вам предлагаю рассмотреть правила работы на нашем занятии! Они таковы:
Правило № 1 Интересно! Для этого необходимо быть активным!
Правило №2 Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения.
Правило №3 Полезно! Стараться слушать каждого участника группы.
Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы.
Итак,
Кто постарается быть внимательным, хлопните 3 раза в ладоши.
кто будет активным на занятии, поднимите большой палец правой руки.
И наконец, кто ожидает от нашего занятия, что оно будет интересным, поднимите вверх 2 руки!
Молодцы, я вижу, что многие хотят активными, внимательными и успешными!
Проблемная ситуация
3. Упражнение «ФИСТАШКИ» (звучит спокойная музыка)
Раздаются фисташки в скорлупе. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной атмосфере. Ребята, рассмотрите свою фисташку. Сравните свою фисташку с фисташкой своих соседей, слева и справа. Что вы заметили? Столкнуть мнения учеников!
1.Фисташки одного цвета? Каких цветов? Докажите, что не одного.
А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА? Каких они бывают цветов?
2. Сравните размер и форму фисташек? Объясните, чем они отличаются. На что похожа форма?
А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?
3. Какие еще различия вы заметили в фисташках?
4.Откройте фисташки. Сравните их изнутри и снаружи? Какие вы заметили различия?
А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ? Докажите, что люди отличаюся.
5.Как вы считаете, можно ли делить фисташки на плохие и хорошие?
А МОЖНО ЛИ РАЗДЕЛИТЬ ЛЮДЕЙ НА ХОРОШИХ И ПЛОХИХ? Объясните ПОЧЕМУ? Хорошие – это какие? А плохие?
Анализ: Ребята, сделайте вывод, что позволило заметить это упражнение? А зачем это надо знать? Молодцы!
4. Упражнение шкатулка « Моя уникальность».
Ребята, сейчас мы с вами соберем шкатулку неповторимости и уникальности нашей группы. Ваша фисташка – эта ваша уникальность, неповторимость и непохожесть на других в этой группе. Молодцы! Скажите, шкатулку ваших уникальностей и особенностей где нужно открывать и использовать? Всегда ее нужно открывать или иногда оставлять закрытой?
5.Упражнение «Предметы»
Ребята, Посмотрите на эти предметы, что вы знаете о них?
Показываются кимоно (одежда в Японии), шляпа (Вьетнам, Япония, Китай), маракасы (муз инструмент Кубы), барабан (согласно исследованиям ученых, они появились в Древнем Египте. Затем барабаны стали использовать древние евреи, китайцы, японцы), лапти (Россия).
Ребята, сравните предметы между собой. Сделайте вывод, какие различия людей можно заметить по данным предметам?
Как вы считаете, все эти предметы могут принадлежать одному человеку? Какой профессией он должен заниматься?
Ребята, попробуйте обобщить все, что мы с вами сказали и подумайте, какая тема нашего занятия? О чем мы сегодня с вами будем говорить?
Тема нашего занятия “Ты и я – такие разные ”.
Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному относимся к тем, кто не такой как мы.
Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Дразним и оскорбляем человека, непохожего на нас? Вот вопросы, на которые предстоит нам ответить в ходе занятия.
Девиз нашего занятия: «Мы рождены быть разными» (показывается рамка).
6. Упражнение «Разрезные пословицы» (приложение №2)
Ребята по цвету выбранной бумаги делятся на команды.
Задание №1 Составьте из слов пословицу. Время – 3 минуты.
Задание №2: Зачитать, что оно обозначает, привести примеры из своей жизни.
«Человек – не орех, сразу не раскусишь»
«Человека познают в игре и в дороге»
«Людей не суди – на себя погляди»
7. Работа по теме.
1.Как вы думаете, чем мы отличаемся друг от друга? Внешние и внутренние различия.
2.Что значит внешние различия? Внешним обликом человека называют его наружный вид, представляющий собой совокупность данных, воспринимаемых зрительно. -что говорит внешность о человеке? -часто ли мы судим о людях только по внешним характеристикам?
3. Может ли более близкое знакомство помочь нам узнать о человеке больше, чем его внешность?
4. Попросите участников вспомнить случай, когда на улице или в общественном месте они увидели человека, не похожего на всех остальных. Пусть участники поделятся своими историями с группой и скажут не только про необычных людей, но и про то, как на них реагировали окружающие.
Сейчас мы с вами проиграем, как каждый из нас воспринимает непохожего на вас человека.
8. Сценка «Незнакомцы»
Цель: Проговорить вслух свои собственные стереотипы по восприятию другого народа.
На 1 участника занятия надеваются кимоно, вьетнамская шляпа.
1. Какой национальности этой человек?
2. Где он живет?
3.Чем занимается. Какая у него профессия?
4.Какие чувства вы бы испытали, если бы встретились с ним?
Теперь попросите всех участников найти три вещи, которые могут быть общими у них с незнакомцами
Что бы я хотел сказать как русский вьетнамцу? Как вьетнамец–русскому?
Как россиянин – американцу? Как россиянин – китайцу? и т.д.
Обсуждение:
Ребята, как люди обычно реагируют на тех, кто на них непохож? Почему? Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга?
9. Упражнение «Общее – разное» (приложение №3)
групповая работа по карточкам
Первая группа выберет и подчеркнет внешние различия группы.
Вторая группа выберет и подчеркнет, внутренние различия группы.
Третья группа выберет и подчеркнет, общее всех учеников группы.
Общие:
1.Я учусь в 5 «Б» классе.
2.Я житель планеты Земля.
3.Я умею читать.
4. Моего классного руководителя зовут Анна Юрьевна.
Различия внешние:
У меня заплетена коса.
У меня светлые глаза
Я сегодня в пиджаке.
У меня темные волосы.
Различия внутренние
В прошлом месяце я прочел новую книгу.
Я не люблю домашние задания.
Изучать иностранный язык легче, чем литературу.
Заниматься рыбалкой старомодно.
Анализ упражнения:
— Как вы работали в своей команде?
-Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
10. Упражнение «Да - Нет»
Цели:
осознать возможность сосуществования различных мнений;
осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
научится правилам корректной дискуссии.
С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону "плюса" или " минуса".
1.У меня светлые глаза
2.Я учусь в 5 «Б» классе.
3.Заниматься рыбалкой старомодно.
4.Я житель планеты Земля.
5. Моего классного руководителя зовут Анна Юрьевна.
6.Я умею читать.
7.Я не люблю домашние задания.
8.У меня заплетена коса.
9.Изучать иностранный язык легче, чем литературу.
10.Я сегодня в пиджаке.
11.В прошлом месяце я прочел новую книгу.
12.У меня темные волосы.
После каждого утверждения оставляйте достаточно времени, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же как они, а кто — по-другому. Спрашивайте детей, почему они выбрали тот или иной ответ.
Обсуждение:
Кто был прав в каждом случае?
Был ли кто-нибудь прав вообще? Как вы думаете, зачем мы выполняли это упражнение?
Можно ли сказать, что поп поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование.
Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве?
Не испытывали ли вы желания поменять мнение под давлением большинства
Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны?
Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
11. Физминутка «Жители Востока», звучит восточная музыка:
Ребята, чтобы наше занятие было не только познавательным, но полезным для здоровья предлагаю вам сделать физминутку. Представьте себе, что вы жители Востока, которым приходится носить поклажу на голове.
Участники держат стаканчики на голове. Они должны
- сидя на стуле и держа стаканчик на голове, поворачиваться налево, направо
-плечи вверх – вниз, постоять на правой ноге, на левой ноге.
- поставить руки перед грудью и отводить руки вперед вставать со стула и садиться на стул.
- сделать разные гримасы на лице,
Поздороваться:
сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
показать язык (Тибет);
пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
помахать рукой;
обняться (Россия)
12. Показ Ералаша «Синица» 1. Знакома ли вам такая ситуация?
2. Происходила ли подобная ситуация в вашем классе?
3. Если бы мальчик пришел в ваш класс, как бы вы с ним познакомились?
Проиграть ситуацию в классе.
13. Закрепление: карточки «КАК ПОСТУПИТЬ» (приложение №4)
Цели: это упражнение поможет участникам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях.
Ход работы: Каждая группа получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует.
Карточка 1. КЛИЧКИ. В вашем классе иногда называют людей разными кличками. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!". Ваши действия: 1.Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами. 2.Будете называть его по имени. Вам безразлично мнение окружающих. 3.Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо. 4.Свой вариант ответа.
|
Карточка 2. День Рождения В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день Рождения. Ваши действия: 1.Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами? 2.Согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно. 3.Пойдете и приготовите поздравление. 4.Свой вариант ответа.
|
Карточка 3. Странная. С Аней в классе никто не хочет общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу газет. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она хорошо рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия:
|
Обсуждение:
попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
как они вели себя в таких случаях?
что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
14. Творческий мини – проект.
Ребята, какое событие объединяет всех людей в мире раз в 4 года? (ОЛИМПИАДА)
Какой символ объединяет на олимпиаде людей разных континентов?? Сколько колец и какого цвета?
Давайте посмотрим ролик о символе олимпиады. (ВИДЕО – приложение ролик «Кольца Олимпиады») Ребята, почему именно такие ленты у меня в руке?
Каждая группа получает разноцветные ленты колец.
Я предлагаю вам создать свой проект «Ты и Я – такие разные», используя цветные ленты. Что вы изобразили? Почему? Защита проектов. ВИДЕО – приложение 074
15.Связь с профессиями. Ребята, для какой профессии нужны эти занятия? Раздать карточки «Профессии». Как знания, полученные на занятии, пригодятся в этой профессии! Если вы выбрали уже профессию, то свяжите со своей.
16.Подведение итогов.
Ребята, сделайте вывод, что мы сегодня узнали на занятии?
Каждый человек отличается друг от друга и это здорово, что мы все разные, не похожие друг на друга, каждый из нас уникален! И эту уникальность и неповторимость нужно ценить и уважать в людях! что у нас всех очень много общего, и это помогает находить нам общий язык.
17. Самооценка обучающихся.
Ребята, кто был внимательным, хлопните 3 раза в ладоши.
Кто был активным на занятии, поднимите большой палец правой руки.
И наконец, для кого занятие было интересным, поднимите вверх 2 руки!
Молодцы!
19. Рефлексия «ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО» (свеча)
В переводе с латинского слово "рефлексия" обозначает "обращение назад".
«плюс»- все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
«минус»- все, что показалось скучным, осталось непонятным.
«интересно»- все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Дети передают свечу и называют все, что было «плюсом», «минусом» и интересным на занятии.
Спасибо, ребята! До новых встреч в мире психологии!
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.- 317с.
Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. - СПб,2006,-283с.
Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 529-532.
Крысько В.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 431с.
Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 532-536
Ольшанский Д.В. Взросление “я”. - М., 1988. - 190с.
Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С.188-196.
Козленко Ирина Анатольевна
Юлия
Тоцкая Ольга Викторовна