Основная задача классного руководителя - воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, начинать углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, всё это, благотворно влияет на работу с учащимися.
Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания учащихся. В нём используются разнообразные формы, методы и средства обучения младшим школьников, способствующие активной деятельности детей.
Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны.
Используемые в данном мероприятии подборки стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании.
Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.
Подготовка и проведение мероприятия позволяет приобщить обучающихся к активному творческому переосмыслению истории родного края, к сохранению памяти о жизни и подвиге мирных людей. Актуальность определяется созданием условий для воспитания гражданина, интересующегося своей историей, творческой личности, способной ценить опыт прошлых лет.
Предполагаемым результатом проведения данного мероприятия является повышение интереса у обучающихся к изучению истории Отечества, формирование представлений о жизненном пути и воинском подвиге российских солдат, развитие нравственной сферы личности обучающегося.
Методическая разработка была опробована как внеклассное мероприятие для учащихся школы. Считаю, что данная методическая разработка поможет классным руководителям в подготовке и организации внеклассного мероприятия.
Классный час
"Труженики тыла... Они ведь тоже герои!"
Цель: расширять знания о Великой Отечественной войне.
Задачи:
– обучающая: ознакомить детей с понятием «героизм», «труженик» и «тыл»; ознакомить с известными тружениками тыла;
– развивающая: развивать у детей интерес к предмету, творческие способности, логическое мышление и речь;
– воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордость за страну, понимание, уважение к труду ветеранам и труженикам тыла.
Форма: беседа, рассказ, творческая работа,
Оборудование: портреты тружеников тыла, аудиозаписи военных песен, листы для синквейна, наглядность для рассказа, карточки для рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Организация начала занятия.
– Здравствуйте, дети! Проверьте, чтобы на партах не лежало ничего лишнего. Оставьте пенал, листы и карточки, которые я вам раздала. Карточки необходимо будет взять, тогда, когда я вам скажу.
Сообщение темы, цели и задач занятия.
– Ребята, давайте вспомним, когда началась ВОВ? (22 июня 1941 г.)
– Когда закончилась война? (9 мая 1945 г.)
– Сколько лет прошло с окончания ВОВ? (75 лет)
– Почему война называется отечественная? (Потому что люди сражались за своё отечеств, защищали свою Родину)
– На фронте служили солдаты, а в тылу работали мирные люди, которые поднимали дух солдат н фронте.
– Верно! Мы с вами вспомнили сроки ВОВ и почему война называется именно так. Теперь мы готовы продолжать.
– Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего занятия вам необходимо прослушать стихотворение русской писательницы Натальи Фокиной и сказать о чем это стихотворение?
Труженики Тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали!
Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу
Вы оплотом были!
Женщины, подростки
У станков стояли,
Но мужскую, взрослую
Норму выполняли!
Токари-мальчишки
Воевать мечтали,
Трудовые книжки
Их не отпускали...
Всю войну бессменно
У станков ребята,
Ведь завод – военный,
И они – солдаты!
Труженики Тыла,
Вы не подкачали,
Как ни трудно было,
Станки не выключали,
Чтоб танки, самолёты,
Пушки и снаряды
В срок поставить фронту, –
Бить врагов заклятых!
– Ребята, о чем стихотворение? (о людях, которые работали, когда шла ВОВ)
– Кто стоял у станков? (Ответы детей)
– Верно, это были мирные люди, которые работали для победы.
– Да, верно, ребята. Тема нашего занятия «Героизм тружеников тыла». Мы узнаем о людях, которые работали на производствах, на шахтах и помогали нашим солдатам защищать свою родину.
Основная часть.
Работа с понятиями «героизм», «труженик» и «тыл».
– Ребята, вы знаете, что такое «героизм»? (Ответы детей)
– Героизм – это самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига.
– Кого считают героями? (Ответы детей)
– Ребята, вы знаете, кто такие «труженики»? (Ответы детей)
– Труженики – это те, кто трудится, трудолюбивый человек.
– Ребята, вы знаете, что такое «тыл»? (Ответы детей)
– Тыл – это вся территория воюющей страны в противоположность фронту.
– Что такое героизм? (Ответы детей)
– Кто такие труженики? (Ответы детей)
– Что такое тыл? (Ответы детей)
– Верно, ребята! Мы запомнили значения всех слов.
Рассказ учителя о героизме тружеников тыла.
– Сейчас я вам расскажу о героизме тружеников тыла, а вам необходимо внимательно слушать и найти ответ на вопрос «Кто трудился в военные годы?».
– Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Благодаря труду советских людей на многих заводах в 1944 году СССР стал опережать Германию по количеству военной техники. На заводах трудились не только мужчины, но и женщины, и дети. Рабочие писали на самолетах и танках послания бойцам: «Бей фашистов!», «За Родину!», «За Отечество!» И солдаты, читая эти надписи, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ними ради победы над врагом.
– Кто трудился в военные годы на заводах?
– Где рабочие писали лозунги?
– Что чувствовали солдаты, читая лозунги?
Большинство мужчин воевали на фронте, поэтому в колхозах трудились женщины и молодежь. Те, кто работали в тылу, получали небольшую зарплату. И все же они часть этих денег добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они клали в посылки печенье, конфеты, табак. Посылки отправлялись на фронт. На фронте солдаты получали письма от дорогих им людей. В письмах родные поддерживали бойцов, верили в их стойкость и мужество. На предприятиях собирались деньги на военные нужды. На собранные средства создавались танки, самолеты, оружие. Люди были готовы пожертвовать всем ради победы.
– Чем были готовы пожертвовать люди ради победы?
В самом начале войны было создано Советское информационное бюро – Совинформбюро. Все новости Совинформбюро по радио читал диктор Левитан Юрий Борисович. Его голос знала вся страна. На улицах городов, в помещениях предприятий были установлены радиоприемники, чтобы люди могли слушать новости с фронта. Сейчас мы прослушаем отрывок речи Левитана.
– Что такое «Совинформбюро»?
– Отрыков чьей речи мы только, что прослушали?
Многие горожане шли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей, в городах был установлен комендантский час. Люди могли свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. За соблюдением комендантского часа наблюдали патрули из милиционеров рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у горожан документы. Патруль имел право задерживать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Так в городах поддерживался порядок.
– Что такое комендантский час?
– Для чего был введен комендантский час?
Сотни женщин трудились в госпиталях. Они ухаживали за ранеными бойцами. Огромный вклад внесли врачи и ученые медики. Было изобретено лекарство с антимикробным действием - пенициллин. С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт. В тылу работали десятки научных лабораторий, где проводились исследования по физике, медицине и биологии.
– Кто ещё работал в тылу?
– Чем помогали медики?
Вклад в победу внесли и деятели культуры. В госпиталях перед ранеными выступали советские артисты. Знаменитая певица Шульженко Клавдия Ивановна пела фронтовые песни. Потом эти песни пели солдаты, когда шли в бой. Самая известная песня – «Катюша». Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бойцами, чтобы передать людям правду о войне.
В 1941 поэт В. И. Лебедев – Кумач и композитор А. В. Александров сочинили песню «Священная война». Это песня сразу стала гимном Советского Союза во время войны. Сейчас мы с вами прослушаем отрывок песни. После войны труженики тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.»
– Ребята, какие чувства вы испытали, слушая эту песню? (Ответы детей)
– К чему призывает песня советских людей? (Ответы детей)
– Кому призывает песня дать отпор? (Ответы детей)
– Почему война названа народной? (Ответы детей)
– Как вы думаете, эта песня поддерживала боевой дух людей? (Ответы детей)
– Какая песня стала гимном Советского Союза? (Ответы детей)
– Что писали на самолетах и танках работники бойцам? (Ответы детей)
– Как трудились женщины в тылу? А дети? (Ответы детей)
– Для чего собирали деньги на предприятиях? (Ответы детей)
– Из кого состоял патруль? (Ответы детей)
– Что за лекарство пенициллин? (Ответы детей)
– Чем были награждены труженики тыла? (Ответы детей)
– Верно! Вы внимательно слушали и узнали, чем занимались люди в тылу, какие подвиги они совершали.
Физминутка
Один, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Один, два – хлопок в ладоши,
А теперь на каждый счёт.
Один, два, три четыре,
Руки выше, плечи шире.
Один, два, три, четыре,
И на месте походили.
Прослушивание военных песен.
– Сейчас мы с вами прослушаем очень известную песню военного времени – «Катюша». Вам необходимо внимательно слушать и подумать, почему эту песню так любили на фронте?
Слушание
– Почему эту песню так любили на фронте? (Ответы детей)
– Какие песни были популярные маршевые или лирические?
– Во время войны артисты выступали для солдат. Было написано много песен военных лет, которые люди до сих пор слушают и вспоминают подвиг наших предков.
Составление синквейна.
– Сейчас возьмите листы и ручки. Попробуем составить синквейн. Вспомним правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление в контексте темы.
На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Итоги занятия.
– Что такое героизм?
– Кто такие труженики?
– Что такое тыл?
– Кто был тружеником тыла?
– Чем занимались люди в тылу?
– Какие песни мы сегодня прослушали?
– Кто трудился во времена войны?
– Где трудились люди?
– Почему тыл является важной частью военной силы?
– Верно, ребята! Герои тыла внесли значимый вклад в исход войны. Солдаты сражались на фронте, а женщины , молодёжь и даже дети трудились в тылу, приближая победу. Низкий поклон всем этим людям! Думаю, вы согласитесь со мной, что труженики тыла - тоже герои.