Классный час «Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних» (10–11 класс)
Классный час: «Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;
углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;
создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.
Развивающие:
научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);
проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;
формулировать собственную позицию.
Воспитательные:
продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;
воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;
акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате противоправного поведения.
Форма: дискуссия, игра по командам
Методы: ИКТ; мультимедийная презентация; видео сопровождение; групповая работа; работа с документами; рефлексия.
Оборудование: интерактивная доска; проектор; колонки; ноутбук.
Необходимые материалы для команд: ручки, листы с заданиями (приложение 1); дерево и яблоки разного цвета для рефлексии (приложение 2) буклеты с правами и обязанностями (приложение 3).
Предварительная подготовка: расставить столы для игры на 4 команды, установить оборудование; распечатать буклеты по количеству участников
Ход классного часа
Слайд 1
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституция РК, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения. Однако очень много зависит от нас самих. Сегодня эпиграфом нашего классного часа являются слова французского писателя А. де Сент-Экзюпри: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».
На прошлом классном часе мы уже начали говорить об ответственности несовершеннолетних и рассмотрели административное право и административную ответственность.
Вспомните, с какого возраста наступает административная ответственность (Ответы детей)
Слайд 2
Сегодня речь пойдет еще об одной отрасли права – уголовном праве. Работать сегодня мы будем в командах. Во время игры вы будете узнавать что-то новое, а в конце покажете свои правовые знания. За каждый правильный ответ команда будет получать 1 балл, за неверный -1 балл. В конце занятия мы подведем итог игры и проверим, кто лучше ориентируется в мире прав и обязанностей.
Слайд 3
Итак, Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Слайд 4
Прилагательное «уголовный» было введено в правовой лексикон в последней четверти XVIII века. Его происхождение является двояким: с одной стороны, оно восходит к юридическим памятникам Древней Руси, употреблявшим такие термины, как «голова» (убитый человек), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (вознаграждение родственникам убитого), с другой стороны — к латинскому прилагательному capitalis (от caput — голова, человек, индивидуум), которое в римском праве входило в названия наиболее суровых видов наказаний, связанных со смертной казнью, лишением свободы или римского гражданства[3]. В русской средневековой литературе (XVI век) в ходу было слово «уголовие» со значение «лишение жизни», «лишение головы»: Это самое страшное общественно опасное деяние.
Слайд 5
Признаками преступления являются:
- общественная опасность
- противоправность
- виновность
- наказуемость
Сами преступления делятся на 4 группы:
- небольшой тяжести
- средней тяжести
- тяжкие
- особо тяжкие
Слайд 6
Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.
Некоторые из подростков убеждены, что до 18 лет, чтобы они ни совершили, все равно им ничего не будет.
Может быть, и в самом деле несовершеннолетие - это щит от всякого наказания? (Обсуждение)
Разумеется, нет. За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РФ, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. В этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правовая самостоятельность (правоспособность) гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-го возраста. Некоторые моменты дееспособности относятся к шести годам, когда ребенок может выполнять небольшие поручения родителей (от 6 до 14 лет).
С 14-ти лет дееспособность (правовая самостоятельность) несовершеннолетних расширяется. В этот момент начинает действовать гражданская ответственность. Сам факт возможности привлечения человека к уголовной ответственности с 14-ти лет за ряд преступлений свидетельствует том, что человек уже юридически обязан с повышенной ответственностью, относиться к своему поведению.
Слайд 7-8
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 96), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), изнасилование (статья 120), похищения человека (статья125), кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой(статья 179), вымогательство (статья 181), умышленное уничтожение или повреждение государственного или личного имущества (статья 187), терроризм (статья 233), захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 255), взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, ч. 2, 3), хищение либо вымогательство наркотических веществ или психотропных веществ (статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 257, ч. 2, 3), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299) (стр. 10, Уголовный кодекс РК)
За остальные преступления подростки этого возраста не несут уголовной ответственности. Но если подросток этого возраста совершил общественно опасное деяние, материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему применяются меры воспитательного характера Суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего.
Как вы думаете, почему подростки начинают совершать преступления? (предполагаемые ответы: Доказать, что ты не трус, Нехватка денег в семье, выделиться среди остальных, покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то), легкая нажива, моральная неустойчивость, плохая компания, употребление алкоголя или даже наркотика, любопытство, спор, задолжал денег кому-то, желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д), гнев и раздражение, собственные неудачи, зависть, скука, давление старших, низкая самооценка, самоутверждение, любовь к приключениям)
Слайд 9
За различные виды преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации существуют разные наказания. К несовершеннолетним, в силу их возраста, могут применяться только 6
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Слайд 10
Уголовное наказание назначается только по обвинительному приговору суда, от имени государства, и порождает судимость.
В Уголовном Кодексе РК есть понятия «отягощающие обстоятельства» и «обстоятельства, смягчающие наказание». Давайте познакомимся с ними и обсудим, как вы это понимаете.
Обстоятельства, смягчающие наказание.
Совершение первые преступлений;
Преступление небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
Несовершеннолетие виновного;
Беременность;
Наличие малолетних детей у виновного (до 14-ти лет);
Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как очень голоден, один в чужом городе без денег);
Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления (перевязал раны, вызвал «скорую помощь»);
Явка с повинной в органы внутренних дел;
Активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.
Отягощающие обстоятельства.
1. Неоднократность преступлений;
2. Наступление тяжких последствий результате совершений преступлений;
3. Особо активная роль в совершении преступления;
4.Привлечение к совершению лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до14-лет);
5. Совершение преступления по мотиву расовой неприязни;
6. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи о осуществлением данным лицом служебной деятельности;
7. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
8. Человек находился в состоянии алкогольного опьянения.
(осуждение)
А сейчас давайте вспомним о чем мы говорили и выполним несколько заданий в командах. У вас на столе лежат листочки с заданиями, их вы будете выполнять по порядку (Приложение 1)
Слайд 11
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»
Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка. Вам дается на ответ 2 минуты.
1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)
2. Право на образование (ст. 28)
3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)
4. Право на имя (ст. 3)
5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)
6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)
7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)
8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)
(Правильные ответы подчеркнуты)
Слайд 12
Конкурс 2 «Знаете ли вы закон?»
Существует 4 вида ответственности: дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная.
Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации. Время на ответ 2 минуты.
Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
Избиение одноклассника (Уголовная)
Кража мобильного телефона (Уголовная)
Прогул в школе (Дисциплинарная)
Переход дороги в неположенном месте (Административная)
Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
Слайд 13
Конкурс 3 «Ответственность несовершеннолетних»
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет? Время на ответ 2 минуты
Побои
Убийство
Кража
Грабеж
Клевета
Мошенничество
Терроризм
Неправомерное завладение а/м
Умышленное причинение вреда здоровью
Контрабанда
(Правильные ответы подчеркнуты)
Слайд 14
Конкурс 4 «Что нарушено»
В предыдущем конкурсе вы видели несколько статей Уголовного кодекса РФ. Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент фильма Первого канала «Дедовщина в школе». Ваша задача определить, какие преступления были совершены старшеклассниками. Время на ответ 1 минута
Ответ:
- вымогательство
- грабеж
- умышленное причинение вреда здоровью.
Слайд 15
Конкурс 5 «Виды наказаний»
За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.
Лишение свободы | Каторга | Исправительные работы |
Ссылка | Избиение плетьми | Смертная казнь |
Высылка | Штраф | Арест |
(Правильные ответы подчеркнуты)
Слайд 16-17
Конкурс 6 «Что я знаю»
Это заключительный конкурс. Ваша задача – разгадать кроссворд из те слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.
По горизонтали:
3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет
5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
| 1 | | |||||||||||
| 2 | | | ||||||||||
| 3 | | | | | | | | |||||
| | | | | |||||||||
| | | |||||||||||
| 4 | | | | | | | | | | | ||
| | | | | |||||||||
| 5 | | | | | | | ||||||
| | | | ||||||||||
| | ||||||||||||
6 | | | | | | | | | | | | ||
| | | |||||||||||
| |
Ответы:
По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность
По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.
Подведение итогов игры.
Слайд 18
Наш классный час подходит к концу. Сегодня вы узнали, много об уголовной ответственности несовершеннолетних, причинах, почему несовершеннолетние вступают на путь преступлений и правонарушений.
Много в жизни зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой.
Не оступиться в жизни - трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно.
Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по-разному.
Главное чтобы вы помнили, что чтобы не случилось, вы всегда можете обратиться за помощью к своим воителям, учителям, позвонить по номеру телефона доверия и вам всегда помогут в трудную минуту.
Слайд 19
Рефлексия (Приложение 2)
Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы видите «древо успеха». На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит - мне очень понравилось, я всё понял, у меня всё получилось, либо желтое, что значит - я узнал новую информацию, было интересно, либо зеленое - информация была сложной, у меня не всё получилось.
Слайд 20
Спасибо вам за ответы.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. У вас на столах лежат буклеты с правами и обязанностями несовершеннолетних (Приложение 3). Удачи вам.