Урок по предмету «Право» на тему «Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности. Основания уголовной ответственности» (11 класс)
Блок-модуль темы: «Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности.
Основания уголовной ответственности» (& 20-21)
№ УЭ |
Название учебных элементов |
Управление обучением |
||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 0 Общая цель урока |
Цель: В процессе учебной работы над заданием вы должны знать: - формы вины; - состав преступления; - основные стадии преступления; - обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; - цели наказания. понятия: преступление; наказание
|
|
||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль |
Цель: Проверить исходный уровень знаний по теме. Задание. I. Ответьте на вопросы теста: 1. Уголовное право - это совокупность установленных высшими органами власти: 1) правовых норм 2) правовых норм с определением преступности и наказуемости деяний 3) правовых норм, которые определяют основания уголовной ответственности и освобождения от нее 4) всё перечисленное 2. Основная задача уголовного права: 1) наказание преступника 2) защита граждан 3) предупреждение преступлений 4) защита общества от преступлений 3. Преступление - это: 1) особо опасное правонарушение 2) общественно опасное деяние 3) действие или бездействие 4) ни одно из них 5) всё перечисленное 4. Признаками преступления являются: 1) виновность и наказуемость 2) последствия содеянного 3) вещественные доказательства 4) антигосударственный характер 5. Особо тяжкие преступления караются наказанием: 1) 10 лет лишения свободы 2) свыше 10 лет 3) свыше 10 лет и более тяжкое наказание 4) пожизненное заключение или смертная казнь 6. К признакам состава преступления относятся (указать 4 варианта): 1) объективная сторона 2) предмет преступления 3) объект преступления 4) причина преступления 5) субъект преступления 6) преступная сторона 7) субъективная сторона 8) виновная сторона. Ответ: ________________ 7. Дача взятки, получение взятки, служебный подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности - это ВИД преступления: 1) против личности 2) против общественной безопасности и общественного порядка; 3) в сфере экономики 4) против государственной власти 8. Вина это: 1) психическое отношение человека к содеянному 2) психическое состояние совершившего преступление 3) психические последствия для совершившего деяние 4) психические отклонения в сознании совершившего преступление
II. Проверьте правильность выполнения задания. III. Определите уровень ваших знаний по схеме: 8 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5» 7, 6 правильных ответов – средний уровень знаний – «4» 5, 4 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3» менее 4 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2» IV. Проанализируйте свои ошибки.
|
Письменно в тетради записать ответы теста.
Взаимопроверка: - выполнив тест, поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте тест.
|
||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Работа с учебником: Пункт: Понятие и состав преступления. 2.1. Сформулируйте понятия. Преступление - ____________________________________ Общественная опасность - __________________________
2.2. Составьте схему Состав преступления
Характеристика элементов состава преступления: ……………………………. ……………………………. ……………………………. …………………………….
2.3. Составьте перечень форм вины: …………………………… ……………………………
Пункт: Основные стадии преступления 2.4. Составьте таблицу Основные стадии преступления
2.5. Сформулируйте понятие. Наказание - ________________________________________.
Пункт: Цели наказания 2.6. Составьте схему Цели наказания
Пункт: Виды наказаний. 2.7. Составьте таблицу
Пункт: Смягчающие и отягчающие обстоятельства 2.8. Выполните задания: Группы смягчающих обстоятельств: …………………….. …………………….. …………………….. Группы отягчающих обстоятельств: …………………….. …………………….. …………………….. Основания, позволяющие освободить виновного от уголовной ответственности: ……………………. ……………………. …………………….
|
Смотрите учебник, стр. 183-185
Уголовный кодекс РФ, статьи 20, 21
Смотрите учебник, стр. 186; Уголовный кодекс РФ, статьи: 24, ч.1; 25, 26
Смотрите учебник, стр. 187-189
Смотрите учебник, стр. 191
Уголовный кодекс РФ: - статья 7, ч.2 - статья 43, ч.2
Смотрите учебник, стр. 192-194
Смотрите учебник, стр. 196-197 Уголовный кодекс РФ, статья 61
|
||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 3 Выходной контроль |
Цель: обобщить полученные знания Решите правовые задачи.
Задача 1. Найдите все отягчающие обстоятельства, присутствующие в описанной ситуации.
Налоговый инспектор конфисковал за неуплату налогов трактор у фермера Шишкина. Через месяц, во время наводнения, отрезавшего посёлок от всех путей сообщения, воспользовавшись паникой, возникшей из-за нехватки продуктов питания, Шишкин подложил в больницу, где на излечении находился налоговый инспектор, имитацию взрывного устройства и по телефону известил главврача о готовящемся взрыве. Когда пациентов эвакуировали из больницы, Шишкин надел полицейскую форму и подошёл к больнице, дал вдохнуть инспектору эфира и вывез его к себе на ферму. На ферме он привязал инспектора к койке и принуждал его в течение двух суток слушать записи Майкла Джексона, которого инспектор терпеть не мог.
Ответ: ___________________________ ___________________________ и т.д.
Задача 2. Копункин был привлечён к уголовной ответственности за неоказание помощи больному. После совершения преступления и возбуждения уголовного дела Копункин передал потерпевшему крупную сумму денег в качестве компенсации, после чего последний написал заявление о том, что они с Копункиным примирились и никаких претензий к нему он не имеет. Возможно ли освобождение Копункина от уголовной ответственности?
Задача 3. Герасимов и Овечкин договорились о краже вещей из квартиры. В обусловленное время преступление не было совершено, так как Боров, обещавший им содействие, не смог изготовить необходимые инструменты для проникновения в жилище. Имеются ли основания для привлечения к уголовной ответственности Герасимова и Овечкина? Ответ обоснуйте.
|
Уголовный кодекс РФ, статьи 61, 63
Уголовный кодекс РФ, статьи 29-31
|
||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 4 Домашнее задание |
Цель: Закрепить полученные на уроке знания. Задание I уровня: Уметь аргументировано ответить на поставленные в модуле вопросы.
Задание II уровня:
Заполните пропуски, используя статьи главы 9 УК РФ. Штраф устанавливается от _______ до _______ рублей. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы за период свыше трёх лет устанавливается только за _______ и _______ преступления. Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок от ______ до ______. Суд может лишить специального, воинского или почётного звания, классного чина, государственных наград при осуждении за совершение _______ или _______ преступления. Обязательные работы устанавливаются на срок от _____ до _____ часов. Обязательные работы устанавливаются на срок не свыше _____ часов в день. Исправительные работы устанавливаются на срок от ______ до ______. Ограничение свободы назначается лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости на срок от _____ до _____; лицам, осужденным за совершение преступлений по неосторожности от _____ до _____. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора возраста _____ лет. Лишение свободы устанавливается на срок от _____ до _____ лет. По совокупности приговоров наказание не может превышать _____ лет. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до _____ лет; и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора возраста _____ лет.
Задание III уровня: Составить тест по теме, состоящий из 10 вопросов части «А» (вопросы с выбором ответа) и 10 вопросов части «В» (вопросы на знание понятий, соответствие, выбора характерных черт).
|
Уголовный кодекс РФ, глава 9 |
||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 5 Рефлексия |
Цель: оценить свою работу на уроке |
1. Удовлетворён ли я своей работой на уроке? Почему? 2. Моя оценка урока. Если отрицательная оценка, то почему? |
Елена Владимировна