12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сучок Оксана Дмитриевна22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час:

 

"Урок  толерантности"

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Автор-разработчик: Сучок Оксана Дмитриевна, учитель начальных классов


 

«Урок толерантности» (2-3 класс)

Цели: - развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

-воспитывать коллективизм интернационализм;

-способствовать развитию чувства доброты, милосердия, сострадания;

- формирование качества толерантности

Задачи:

- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием

- развивать коммуникативные умения детей

- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас

- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности

Ход мероприятия:

-Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Я не буду раскрывать значение одного слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает это слово.

-Сейчас посмотрим маленький мультфильм (просмотр мультфильма про зелёного человечка)

- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?

- Что случилось, когда прошёл дождик?

- Какова главная мысль этого мультфильма?

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у которых тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

- А что же нас объединяет? (страна, город, школа)

- Значит «Мы разные, но мы вместе». Это девиз нашего сегодняшнего мероприятия.

- Давайте рассмотрим выставку ваших рисунков: «Дружат дети всей Земли». Расскажите одноклассникам, о чем вы думали, что представляли, когда рисовали (ответы детей).

Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

 

– О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом).

Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо).

 

- Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам (Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...)

 

-Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

 

-Сейчас я прошу вас выйти на середину класса. Мы проведём небольшое упражнение.

Упражнение. «Изгой»- Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».

Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

Как вы узнали где ваша группа?

Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

Почему никто не обращал на тебя внимания?

Как ты себя чувствовал?

Ребята почему вы не обращали на него внимания?

Хотели ли вы быть на месте вороны?

Тяжело ли быть не похожим на всех?

Как вы должны относиться к такому человеку?

- Садимся на места.

- А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ежике. (Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?»)

- Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)

- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).

- А теперь, давайте, попробуем определить тему нашего занятия. Помогите мне. У некоторых из вас есть карточка–с цифрами (от 1 до 13).

Задание:- встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания. (Дети выстраиваются и показывают карточки.) Переверните карточки и все вместе прочитаем слово, которое получилось: “толерантность”.

- А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Ребята, откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю.

Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

-Давайте поиграем. У вас на столе листочки и цветные карандаши. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете кружок зеленым, если согласны с 1 ответом, желтым – если со 2, и красным – если с 3-м.

1. Маленький брат сломал твою игрушку.

Ты его прощаешь.

Ты грозишься, что сломаешь его игрушку.

 Ты ударяешь его.

2.Ты поссорился со своей сестрой.

Ты попытаешься объясниться с ней.

Ты обижаешься и не разговариваешь с ней

Ты злишься и мстишь ей.

3.Ты недоволен собой.

Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться.

Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

Ты все сваливаешь на других.

4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.Ты устраиваешь истерику.

2. Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки.

3. Ты идешь с ними гулять.

 

- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

- Продолжаем игру.

1. Саша живет в бедной семье, он плохо одет...

1.Это неважно.

2.Ты делаешь ему замечание.

3. Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

2. Вежливо ждешь ее, но думаешь: «Ползет, как черепаха»

3. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. Маша проболела, пропустила уроки и во время ответа сказала на твой взгляд глупость..

1. Ты понимаешь, что Маше надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь

2. Ты сочувствуешь

3.Ты смеешься над глупым ответом.

– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

-Давайте продолжим игру.

1.Для того чтобы больше не было войны.

1. Нужно понимать, почему она происходит.

2. Ничего нельзя сделать.

3. Меня это не касается

2. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.

1.Ты ищешь возможность проявить солидарность
2.Ты об этом услышал и забыл.
3. Меня это не касается

3. Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен.
1. Ты все-таки слушаешь его.

2.Ты вежливо пытаешься перебить его.
3. Ты не даешь ему говорить.

4. В классе ты уже ответил.
1. Ты предоставляешь возможность ответить другим.

2. Тебе хочется отвечать еще, ты настойчиво тянешь руку.
3.Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ

- Подведём итоги игры.

-Покажите свои «светофорики». Если у вас все кружки зеленые – вы - очень толерантны, если есть желтые – вы не всегда еще знаете, как правильно поступать, а если кружки – красные, то вы пока не очень толерантны, т.е. терпимы и добры к людям. Но не огорчайтесь, главное, чтобы вы поняли свои ошибки и старались быть более терпеливыми, снисходительными к людям, проявляли мягкость, милосердие, сострадание…

Рисунок “Цветок моего Я”

Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки мы посадим на нашу поляну и представим свои рисунки (дети прикрепляют рисунки на доску)

Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам, дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца, а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения. Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив.

Обсуждение сказки:

Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

- Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

- Диета для тех, кто хочет стать толерантным.

Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

 

Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям.

–– Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Будьте толерантны!

Звучит песня «Дорогою добра»

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.