С днем учителя!

Классный час в форме кейс-игры на тему «Безопасный летний отдых» (для 7-8 класса)

8
0
Материал опубликован 7 July

Классный час в форме кейс-игры

на тему «Безопасный летний отдых» (для 7-8 класса)


Цель: напомнить подросткам о важности сохранения и укрепления здоровья в каникулярное время и подготовить их к ситуациям, требующим быстрых и грамотных действий в момент опасности

Задачи:

образовательные:

расширить представления обучающихся о факторах опасности и способах защиты от них;

обучить грамотному поведению в потенциально опасной для жизни и здоровья ситуации;

посредством обсуждения составить рекомендации по оказанию первой доврачебной помощи при травмах, несчастных случаях;

обеспечить усвоение основных правил оказания доврачебной помощи пострадавшим;

формировать умения безопасного поведения в окружающей среде (в быту, на природе, в транспорте и пр.)

развивающие:

развивать навыки работы с информацией на основе жизненного опыта и полученных теоретических знаний;

развивать умение принимать решение в экстремальных ситуациях;

способствовать развитию памяти, мышления, внимания посредством развития познавательной активности в ходе выполнения заданий;

содействовать развитию коммуникативных качеств, навыков работы в команде и выработке норм поведения обучающихся в обществе;

воспитательные:

прививать уважительное отношение к мнению других людей;

формировать позитивную психологическую атмосферу в коллективе и его части;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Форма классного часа: кейс-игра

Целевая аудитория: 7-8 класс

Формы работы: групповая

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или проектор, таблица на школьной доске для счета очков, листочки для работы команд, карточки с кейсами-ситуациями, памятные подарки

Основные этапы: организационный момент, вводная, основная и заключительная части.


План мероприятия

Этап

Приемы и методы

Время (мин.)

1

Организационный момент

Сбор учащихся, вводное слово учителя, выдача раздаточного материала

2

2

Вводная часть

Беседа, определение темы, постановка проблемы, обсуждение полученных ранее знаний, распределение подростков по командам

5

3

Основная часть

Кейс-игра, групповая работа, решение кейса

33

4

Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия

5



Ход классного часа:

Работа учителя

Работа обучающихся

1

Приветствует обучающихся, настраивает их на работу в группе, раздает необходимые для работы материалы

Слушают учителя, выполняют его рекомендации, настраиваются на работу в команде

2

помогает сформулировать тему занятия и проблему; актуализирует полученные ранее ребятами знания

Делятся на группы, формулируют тему и проблему мероприятия, участвуют в дискуссии, делают выводы

3

Следит за временем на выполнение заданий, порядком во время работы, уважительном отношении к другим участникам мероприятия, фиксирует баллы за выполнение заданий и полводит предварительные итоги

внимательно знакомятся с заданиями, определяют последовательность решения; принимают активное участие в её работе, внимательно слушают задание, анализируют, делают выводы и озвучивают результаты

4

Подводит итоги, резюмирует; называет команду-победителя, вручает памятные подарки и благодарит всех за работу

Обобщают результаты работы, оценивают свой вклад в работу команды, повторяют основные правила безопасного поведения и оказания помощи пострадавшим, оценивают эмоциональное состояние


У.: В преддверии самых продолжительных летних каникул, когда не нужно ежедневно готовиться к учебным занятиям, можно больше времени посвятить развлечениям, любимым занятиям, наш классный час будет посвящен летнему отдыху. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это выражение «летний отдых»? Ничегонеделание? Или что-то другое? Предлагаю разделиться на команды по 5-6 человек для дальнейшей работы.

(Подростки делятся на группы, обсуждают свои варианты ответа, озвучивают их).

Но и во время каникул тоже следует кое о чем позаботиться, и речь, безусловно, не об учебе, а о… О чём же нельзя забывать во время летнего отдыха?

(высказываются предположения, формулируется тема мероприятия «Безопасный летний отдых»).


Учитель (далее - У.): Верно, нельзя забывать о безопасности. Этот термин не дружит со словом «беспечность». Так что же он означает? Обратимся к словарям и выявим общее в определении значения этого термина. (Подростки читают определения, выделяют слово «защита» и делают вывод , что безопасность — защита от опасности).


Безопасность – это...

1. условия или состояние, при которых не угрожает опасность, есть защита;

2. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

3. состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф;

4. важнейшее условие существования человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации

У.: Теперь вам предстоит выполнить задания. За правильные ответы командам будут начислены баллы, а в конце мероприятия будет названа команда-победитель, которая будет поощрена памятными подарками.

Чтобы лето было безопасным, насыщенным и интересным, нужно знать, как следует поступать в момент опасности и как её можно избежать. Сегодня нам предстоит вспомнить те опасности, что подстерегают дома, на улице, в транспорте и других местах.


Кейс № 1. «Собери» пословицы.

Каждая команда получает свой комплект пословиц, вторую часть которых нужно правильно соотнести с первой (начальной). (Продолжение пословиц представляет собой самостоятельный фрагмент, который нужно соотнести с предполагаемым началом). За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. За пояснение смысла пословиц и их обобщение даются дополнительные 0,5 балла. Участники должны сделать вывод: что объединяет предложенные выражения? Как они связаны с темой классного часа?


Перед вами пословицы, первая часть которых требует продолжения. Вам предстоит «собрать» выражения и сделать вывод, какой смысл они содержат, чему учат, за что обращают наше внимание? Что их всех объединяет?

Искру туши до пожара,

там всегда жди беды.

Малая искра города поджигает,

дальше будешь.

Одна головешка и в печи не горит, а

всегда от него дым.

Спички не игрушка,

а беды - от воды.

Огонь хороший слуга,

а без огня горюют.

Как бы мал огонёк не был,

а сама прежде всех погибает.

Спичка – невеличка,

того Бог бережет.

С огнем воюют,

две — и в поле разгораются.

Человек без огня

но плохой хозяин.

При огне как при солнце светло,

тому не лежать в тени.

Осторожность —

а бойся той, что молчит.

Тише едешь —

а огонь - великан.

Кто сам себя стережет,

мать безопасности.

Не дразни собаку,

беду отводи до удара.

Не бойся собаки, что лает,

голодному не быть.

Где много воды,

не живет ни единого дня.

Видя волну,

огонь не забава.

Жди горя с моря,

при огне и зимою тепло.

Кто не сажал дерева,

в море не лезь.

Возле леса жить –

так и не укусит.



Правильные ответы (для проверки):

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Малая искра города поджигает, а сама прежде всех погибает.

Одна головешка и в печи не горит, а две — и в поле разгораются.

Спички не игрушка, огонь не забава.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.

Спичка – невеличка, а огонь - великан.

С огнем воюют, а без огня горюют.

Человек без огня не живет ни единого дня.

При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

Осторожность — мать безопасности.

Тише едешь — дальше будешь.

Кто сам себя стережет, того Бог бережет.

Не дразни собаку, так и не укусит.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит.

Где много воды, там всегда жди беды.

Видя волну, в море не лезь.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Возле леса жить – голодному не быть.

Подводятся итоги первого задания. Команда, набравшая за него больше баллов, является победительницей в 1 туре.


Кейс № 2. Опасности

У.: В преддверии самых продолжительных каникул нужно помнить, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Вы любимы своими родными, они о вас заботятся и хотят, чтобы с вами все было в порядке: вы были здоровы, счастливы и находились в безопасности. Поэтому важно помнить о том, что необходимо заботиться о спокойствии близких, а значит, учитывать те опасности, которые нас окружают. А какие опасности вы можете назвать? Какую из них вы считаете самой главной? Почему?


(Подростки обсуждают варианты ответов внутри команды, выслушивают мнения всех членов и обосновывают свой выбор самых важных по их мнению групп опасностей, затем делятся результатами работы с другими командами, получая по 1 баллу за ответ. Подводятся предварительные итоги).


Кейс № 3. «Моя защита»

На следующем этапе команды разрабатывают меры профилактики и способы защиты от воздействия опасности, обучающиеся фиксируют записи на листочках, а затем составляют общую интеллект-карту.


Результатом этого задания может стать создание интеллект-карты, вариант которой можно увидеть, пройдя по ссылке:

https://mm.tt/app/map/3348605554?t=KWowDNvEdo или общего плаката (если нет технической возможности), состоящего из фрагментов, разработанных каждой из команд.

Кейс № 4. «Безопасное поведение...»

​​​​​​​Командам предстоит выработать и предложить правила безопасного поведения, способов оказания помощи (мер) при возникновении опасных ситуаций или угрозы жизни. Например:

- опасности, связанные с нарушением ПДД;

- опасности, связанные с нарушение правил пожарной безопасности;

- опасности, связанные с террористическими угрозами;

- опасности, связанные со взаимодействием с незнакомыми людьми;

- опасности, связанные с проявлением буллинга, кибербуллинга в подростковой или Интернет-среде;

- опасности, связанные с вовлечение в незаконную деятельность

- опасности, связанные с употреблением, хранением, распространением запрещенных веществ;

- опасности, связанные с общением со злоумышленниками;

- опасности, связанные с нападением животных;

- опасности, связанные с природной средой (на солнце, на воде и пр.);

- опасности, связанные с транспортом и т.д.

Результатом этого этапа станут памятки, в которых будут обозначены опасности и способы оказания первой помощи. Например:

Опасность в период летних каникул

- общение с незнакомыми людьми:

1. Стараться не вступать в диалог с незнакомыми людьми и не впускать их в свою квартиру;

2. стараться не заходить в лифт с незнакомцами;

3. не сопровождать незнакомых людей;

4. не брать от незнакомца подарки, не соглашаться пойти / поехать с ним;

5. если рядом останавливается автомобиль, водитель которого предагает прокатиться, нужно отойти от машины подальше и отказаться;

6. если кажется, что неизвестный человек идет за вами следом, постараться избавиться от него, сделав вид, что ближайший жилой дом ваш, и войти в него;

- встреча с бездомными животными:

1. Нельзя подходить к бездомным собакам;

2. не нужно при них делать резких движений, размахивать руками, бежать, громко кричать, пытаться погладить;

3. важно вести себя спокойно, не показывать страха;

4. не смотреть собаке в глаза, не поворачиваться к ней спиной, не бежать от неё;

- на природе:

разведение огня

Правила безопасности вблизи огня:

1. Разводить открытый огонь только в присутствии взрослых;

2. Разводить костер на голой земле (не вблизи сухой травы, листьев, деревьев);

3. Не поджигать баллоны, петарды и фейерверки (не бросать в костер легко воспламеняющиеся и взрывающиеся сосуды) без присутствия взрослых;

4. перед отправлением домой потушить костёр водой и присыпать влажной землёй;

5. При возникновении пожара бежать в противоположную ветру сторону, немедленно сообщить о произошедшем возгорании взрослым и в пожарную службу (101 / 112).


- Помощь в опасных ситуациях на воде и возле неё тонущему человеку:

Не паниковать! Если человек погружается в воду, а затем выныривает, двигается хаотично, барахтается, пытается двигаться к берегу, то ему нужна помощь:

1. Необходимо позвать на помощь взрослых;

2. Если взрослых поблизости нет, плыть к тонущему человеку по самой короткой линии от берега;

3. Использовать спасательный круг (матрац), за который можно ухватиться и спасаемому и спасателю;

4. Ушедшего под воду можно спасти в течение 6-7 минут, поэтому нужно пытаться найти ушедшего под воду и оказать ему помощь;

5. Если спасаемый в сознании, нужно, чтобы он держался за плечи спасителя и помогал двигаться в сторону берега

Если человек без сознания, нужно ухватить его за подбородок, чтобы лицо было над водой и в таком положении двигаться с ним к берегу;

Нужно соблюдать правила безопасности на воде и учить этому других:

1. нужно контролировать своё тело: научиться отдыхать лёжа на воде

2. если попал в водоворот, нужно набрать больше воздуха в легкие, нырнуть под воду и резко свернуть в сторону от водоворота

3. если попал в сильное течение, то не нужно плыть против него, а плыть по течению под углом, чтобы приблизиться к берегу

- Правила безопасности на воде:

1. купаться не ранее полутора часов после приёма пищи;

2. купаться при температуре воды от + 17 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;

3. плавать только в специально оборудованных безопасных местах;

4. не заплывать далеко от берега или буйки;

5. не подплывать близко к судам;

6. не нырять в местах, где мелко или незнакомо дно;

7. нельзя поле перегрева или продолжительного бега резко прыгать в холодную воду, заходить в неё нужно постепенно;

8. нельзя купаться в шторм, при сильных волнах;

9. нельзя играть во время купания, захватывая товарища и удерживая его под водой, может произойти несчастный случай

В случае долгого пребывания на солнце могут появиться

солнечные ожоги:

прекратить воздействие источника ожога (увести в тень), к пораженному участку кожу приложить мокрую холодную салфетку, обратиться за помощью к врачу

солнечный удар:

обеспечить защиту от солнца: создать тень при помощи одежды, веток дерева, уложить пострадавшего в тени, напоить, позвать на помощь взрослого или вызвать скорую медицинскую помощь

- Правила предотвращения травматизма:

1. Нельзя играть и находиться в опасных местах: в промышленных зонах, на стройках, в заброшенных зданиях, на крышах, чердаках, деревьях;

2. избегать контакта с электрическими проводами; оголенный провод, находящийся под напряжением, может стать причиной травм;

3. во время грозы не укрываться под одинокими деревьями и высокими сооружениями;

4. Безопаснее переждать непогоду в закрытом помещении, подальше от оконных и дверных проёмов

- Правила поведения в лесу:

1. одеться в удобную одежду и обувь, защищающую от укусов насекомых и влаги;

2. взять с собой компас, спички, нож, заряженный телефон, предупредить о походе в лес родных;

3. не есть незнакомые ягоды и грибы;

4. не разводить костер в лесу, не разорять гнезд птиц, не разрушать муравейники;

5. не заходить вглубь леса, если с ним не знаком;

6. не бить стёкла, не оставлять непогашенным костёр;

7. уметь ориентироваться не только по компасу, но и по солнцу, обращать внимание на мох на деревьях

- ПОМОЩЬ человеку, получившему травмы:

1. Обратиться за помощью к взрослым или медработникам;

2. успокоить пострадавшего, понять, находится ли он в сознании, какова тяжесть травмы;

3. оказание помощи при повреждениях:

А) при значительных повреждениях обездвижить пострадавшего, вызвать врача (103);

Б) при незначительных повреждениях (ушибах) оказать помощь самостоятельно: приложить лёд, обработать рану (промыть, продезинфицировать);

4. при травмировании электрическим током может возникнуть ожог и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, в этом случае срочно обратиться за медицинской помощью.

- ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Железнодорожный транспорт - зона повышенной опасности: нужно соблюдать правила проезда, нахождения на платформах, посадки и высадки из вагона;

- запрещено кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

- нужно переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

- занятие зацеперством опасно для жизни

Правила движения при езде на велосипеде, роликах, скейтах:

1. кататься в специально отведенных местах;

2. использовать средства защиты: шлем, налокотники, наколенники;

3. уметь безопасно для своего здоровья и здоровья окружающих останавливаться;

4. избегать высоких скоростей, следить за рельефом и условиями на дороге (пути)

Команды представляют результаты своей работы. Подводятся предварительные итоги.


У.: Довольно часто среди подростков происходит борьба за лидерство в классе или во дворе, где они живут, поэтому многие необычным поведением пытаются доказать, что именно они самые смелые, ловкие, неуязвимые, но именно такое убеждение может стать причиной ситуации опасной для их жизни. Можно ли такое поведение назвать «смелостью»? Или это бравада? Стремление самоутвердиться среди сверстников? (Мнения участников). Действительно, у ребят, любящих риск, снижено чувство опасности, а значит и самосохранения. Им в первую очередь нужно помнить об ответственности и неукоснительно соблюдать правила поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Кейс № 5. Задачи

Командам предлагается рассмотреть фотографии и пояснить, какие ситуации на них изображены.

Задание 1. Охарактеризовать опасность и её последствия? Что может случиться, если игнорировать опасность?

Задание 2. Составьте правила безопасного поведения. Как избежать опасности? Чего делать нельзя? Что делать надо, чтобы с нами не случилось плохого? Что делать, если опасность все же существует?


t1720301766ak.png

Рисунок 1

t1720301766al.png

Рисунок 2

t1720301766am.png

Рисунок 3

t1720301766an.png

Рисунок 4

t1720301766ao.png Рисунок 5

t1720301766ap.png

Рисунок 6

t1720301766aq.png

Рисунок 7

t1720301766ar.png

Рисунок 8

t1720301766as.png

Рисунок 9

t1720301766at.png

Рисунок 10

t1720301766au.png

Рисунок 11

t1720301766av.png

Рисунок 12

Ответы команд, подведение предварительных итогов.

Кейс 6. Закрепление правил безопасного поведения во время летних каникул.

Представителю от каждой команды предстоит ознакомиться с ситуацией и решить, как следует поступить, чтобы не навредить здоровью и избежать беды. За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу, если ответ команды не верен, право ответить получает другая команда, знающая решение.


Ситуация 1. В дверь вашей квартиры звонит неизвестный человек и представляется сотрудником ЖКХ, что вы будете делать, если находитесь дома одни?

Ситуация 2. Из соседской квартиры доносится запах газа. Каковы ваши действия?

Ситуация 3. Вы находитесь на улице возле проезжей части дороги, к вам подъезжает автомобиль, и сидящий в нём водитель просит вас сесть в машину и показать дорогу до ближайшей поликлиники, поскольку очень торопится. Ваши действия?

Ситуация 4. По дороге к дому ты увидел, что оторвался один из проводов электропередач и свисает почти до земли. Что нужно предпринять в таком случае? Продемонстрируй безопасное поведение.

Ситуация 5. Подростки из параллельного класса приглашают тебя вечером составить компанию и весело провести время в одном из гаражей. Примешь ли ты предложение? Почему?

Ситуация 6. Во время купания в реке подростки ради шутки периодически кричат: «Помогите! Тону!». Что вы сделаете, когда вновь услышите зов о помощи? Не обратите внимания или проверите, вдруг кому-то действительно нужна помощь?

Ситуация 7. Войдя в подъезд дома, ты увидел, что следом за тобой пытается войти в лифт подозрительный незнакомец. Что ты будешь делать?

Ситуация 8. Вы нашли во время прогулки чужую банковскую карту. Будете ли её пользоваться?

Ситуация 9. Вам 13 лет. Можете ли вы ехать на велосипеде по проезжей части дороги?

Для закрепления знаний можно предложить каждому участнику назвать наиболее запомнившееся правило безопасного поведения или оказания помощи пострадавшему.

У.: Ребята, посмотрите, какая интеллект-карта правил безопасности у вас получилась! Не забывайте соблюдать эти правила, чтобы быть вне опасности. Но если опасность всё же близка, не забывайте использовать телефоны МЧС — 112; службы пожарной охраны — 101; полиции — 102; скорой медицинской помощи — 103.Сейчас предлагаю вам оценить наш классный час. Пожалуйста, нарисуйте смайлик (весёлый или грустный) в зависимости от того, понравилось ли вам мероприятие. Спасибо вам за работу! Особая благодарность команде-победительнице (подводятся итоги и проходит награждение). Интересных и безопасных вам каникул!

Библиографический список

1. Арнаутова А. Советует кинолог: Как уберечь детей от укуса собак // ОБЖ. 2023. № 4. С. 46-49.

2. Мельник О.Е. и др. Методология создания образовательного пространства для школьников в период летних каникул (опыт преподавания курсов «Основы безопасности жизнедеятельности») // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2017. № 3 (6). С. 41-49.

3. Не зная брода… // ОБЖ. 2023. № 7. С. 52-53.

4. Определение термина «безопасность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znachenie-slova.ru/безопасность (дата обращения: 05.06.2024)

5. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. В 2-х т. М.: Худож. лит., 1989. 431 с., ил.

6. Рисунки, созданные при помощи искусственного интеллекта // https://mm.tt/app/map/3348605554?t=KWowDNvEdo (дата обращения: 02.07.2024)

7. Толотов А.С. Агрессивное поведение подростков в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/22892/











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.