Классный час в форме игры-путешествия «Юные экологи» (1–4 классы)

2
6
Материал опубликован 14 December 2017 в группе

КОНКУРС

«Современные формы и методы реализации экологического образования в начальной школе»

Номинация: внеурочное мероприятие по экологическому воспитанию и образованию обучающихся



 

Юные экологи

(игра- путешествие)


 


 

Составила Кириллова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

БОУ «Воронцовская СШ» структурное подразделение «Новотимофеевская НШ»


 


 

2017

д. Новотимофеевка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйственной деятельностью. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса, луга, водоёмы.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Из-за этого страдают растения, животные и люди. Некоторые виды животных и растений исчезли с лица Земли, а каких-то осталось очень мало.

Люди поняли, что наша планета «заболела». На Земле возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.

Цель мероприятия: сформировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи: 1) познакомить с растительным и животным миром природных сообществ, экологическими проблемами и путями их решения; 2) развивать умение работать в группе; 3)воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, дидактический материал.


 


 

Юные экологи (игра – путешествие)

1 этап. Введение.

Учитель. Ребята, сегодня мы совершим с вами путешествие в одну загадочную страну, а как эта страна называется, вы узнаете, отгадав ребус.

Э '' '' Я

1,4


 

Учитель. Экология, правильно. А что означает это слово? Я вам предлагаю три определения. А вы выберите правильное.

Экология – это

1)наука о животных.

2) наука о растениях.

3) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Учитель. Мы знаем, что любое живое существо, в том числе и мы с вами, связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, живой природой и с тем, что создано руками человека. Слово «экология» произошло из двух слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Таким образом, экология – это наука о доме. Домом для нас является вся наша планета Земля. Сейчас планета наша оказалась в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

Как вы думаете, с кем мы будем встречаться во время нашего путешествия? (Ответы детей) В конце занятия мы обсудим, правильны ли были ваши предположения.

Итак, отправляемся в страну «Экология». Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на две команды. А как, вы сейчас узнаете. На полу лежат красные и жёлтые листья (по количеству детей). По сигналу вы должны собрать их, но каждый берёт только один листик.

Вот мы и разделились на две команды: «Красные» и «Жёлтые».

2 этап. Игра-путешествие.

В стране Экология расположились три царства: царство Лугов, царство Лесов и царство Водоёмов. В каждом царстве спрятаны по 3 сундука. Чтобы открыть эти сундуки, нужно выполнить задания. Какая команда больше сундуков откроет, та и победит в нашем путешествии. (Команды пишут ответы на дощечках или листах бумаги.)

Царство Лесов

Сундук 1 «Животные леса»

Назовите «лишнее» животное.

Бурый медведь, лось, тетерев, песец, куница.

Кто из этих животных- хищник?

Кабан, олень, полёвка, рысь, заяц.

Этот зверёк похож на белку, но почти вдвое меньше её. Кто это, вы узнаёте, отгадав ребус.

Выпишите слоги из слов: говорун – третий слог, бумага – первый слог, виадук- третий слог. А теперь составьте название зверька.

Подведение итогов. Команда. Которая быстрее и правильно ответила на 2-3 вопроса, получает сундук.

Сундук 2 «Растения леса»

Назовите «лишнее» растение.

Дуб, клён, карликовая берёза, сосна, ель.

Какое дерево не растёт в тайге?

Кедр, сосна, липа, ель, лиственница.

Это растение занесено в Красную книгу Омской области. Что это, вы узнаете, отгадав ребус.

Выпишите слоги из слов: проводник – третий слог, снежный – первый слог, подкова – первый слог. А теперь составьте название растения.

Подведение итогов.

Сундук 3. «Скорая помощь».

Мы знаем, что в природе всё взаимосвязано. Кто-то нарушил цепи питания. Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.

Орехи - … - соболь.

Кора – заяц - … .

- кабан – волк.

Лесники решили очистить лес и вырубили там все кустарники. Через некоторое время они заметили, что листья на деревьях стали желтеть. Почему так произошло?

Назовите три экологические проблемы, связанные с лесом. (Вырубка лесов, браконьерство, неумеренная охота, пожар, неправильный сбор грибов и др.).

Что нужно сделать для спасения лесов? Назовите три способа помощи лесу.

Подведение итогов.


 

Царство Лугов

Сундук 1 «Растения луга»

Назовите «лишнее» растение.

Колокольчик, одуванчик, подснежник, ромашка, мать- и –мачеха.

Какое из перечисленных растений лекарственное?

Колокольчик, купальница, клевер, тысячелистник, репейник.

Это растение луга занесено в Красную книгу Омской области. Вы его узнаете, отгадав ребус.

Голубой – третий слог, куропатка – второй слог, зверинец – третий слог. А теперь из слогов составьте название растения луга.

Подведение итогов.


 

Сундук 2 «Животные луга»

Назовите «лишнее» животное.

Суслик, полёвка, шмель, кабан, тушканчик.

Какое животное луга называют санитаром?

Кузнечик, ящерица, жук-могильщик, перепел, бабочка.

Это животное луга занесено в Красную книгу Омской области. Кто это, вы узнаете, отгадав ребус.

Стакан- второй слог, катушка – второй слог, кузнечик – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название животного луга.


 

Сундук 3. «Скорая помощь»

Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.

Пшеница - … - змея.

Клевер – куропатка - … .

- гусеница – жаворонок.

Весной ребята и взрослые подожгли на лугу прошлогоднюю траву. Им казалось, что луг будет красивее выглядеть. Но через месяц люди заметили, что животных и растений на лугу стало намного меньше. Почему?

Расскажите, как человек вредит лугу? Приведите три примера неправильного поведения человека на лугу. (рвут цветы, поджигают сухую траву, неумеренно пасут скот и др.) А также расскажите, как нужно вести себя на лугу? Приведите три примера.

Подведение итогов.


 

Царство Водоёмов


 

Сундук 1. «Растения водоёмов»

Назовите «лишнее» растение.

Ряска, камыш, тимофеевка, рогоз, кувшинка.

Какое растение водоёма не прикрепляется корнями ко дну?

Кубышка, кувшинка, камыш, тростник, ряска.

Это растение водоёма занесено в Красную книгу Омской области. Вы его узнаете, отгадав ребус.

Воробышки – третий слог, курица – первый слог, ласточка – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название растения луга.


 

Сундук 2. «Животные водоёмов»


 

Назовите «лишнее» животное.

Щука, цапля, дрофа, бобр, лягушка.

Какое животное водоёма бегает по поверхности воды и не тонет?

Жук-плавунец, прудовик, речной рак, клоп-водомерка, цапля.

Это животное водоёма из ила и остатков растительности сооружает гнездовые хатки. Оно занесено в Красную книгу Омской области. Кто это, вы узнаете, отгадав ребус.

Солдат – второй слог, ракушка – первый слог, фараон – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название животного

Сундук 3. «Скорая помощь».


 

Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.

Комар … - цапля.

- щука – человек.

Водоросли – рыба - … .

Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех … Кого? Этих животных называют санитарами водоёмов.

Расскажите, какой вред водоёмам наносит человек? Приведите три примера неправильного поведения на водоёмах (загрязняют воду, вылавливают водных животных, разрушают жилища ондатр и др.). расскажите, как нужно вести себя на водоёмах? Приведите три примера.

Подведение итогов.


 

3 этап. Рефлексия.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в замечательной стране Экологии. Мы побывали сегодня в роли юных экологов. Давали ценные советы, как нужно вести себя в природе. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале игры? А сейчас я предлагаю вам высказать своё мнение об игре-путешествии. Каждый получит оценочный лист. Обведите в кружок те позиции, которые соответствуют вашим впечатлениям от игры.


 


 


 

Оценочный лист


 

Узнал ли ты что-то новое во время путешествия?

Да, я узнал много нового.

Я многое уже знал и раньше.

Я ничего нового не узнал.

Понравилась ли тебе игра-путешествие?

Да, очень понравилась.

Не очень понравилась.

Не понравилась.

Понравилось ли тебе работать в команде?

Да, понравилось.

Не очень понравилось.

Не понравилось.

Хочешь ли ты, чтобы таких игр было побольше?

Да, хочу.

Мне всё равно.

Я лучше в интернете найду игры и поиграю.

4 этап. Подведение итогов. Награждение.

Команды считают количество сундуков, полученных во время игры.

Определяется команда-победитель.

Командам вручаются грамоты и медальки.

5 этап. Заключение.

Учитель. А закончить нашу встречу я хочу замечательным стихотворением Владимира Орлова «Разноцветная планета».


 

На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!

Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!

Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!


 


 

ЛИТЕРАТУРА

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова. - 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

Тихомирова Е.М. Окружающий мир: 3 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС/ Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 96 с.

Тихомирова Е.М. Окружающий мир: 4 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС/ Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 96 с.

http://okrugmir.ru/

http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/Zhivotnye_Omskoi_oblasti/

http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-rodine-dlja-mladshih-shkolnikov.html

https://yandex.ru/images/


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

 


 

Шаблоны сундуков (9 шт.)


 


 


 


 


 


 

Оценочные листы (по количеству участников)


 

Оценочный лист


 

Узнал ли ты что-то новое во время путешествия?

Да, я узнал много нового.

Я многое уже знал и раньше.

Я ничего нового не узнал.

Понравилась ли тебе игра-путешествие?

Да, очень понравилась.

Не очень понравилась.

Не понравилась.

Понравилось ли тебе работать в команде?

Да, понравилось.

Не очень понравилось.

Не понравилось.

Хочешь ли ты, чтобы таких игр было побольше?

Да, хочу.

Мне всё равно.

Я лучше в интернете найду игры и поиграю.

11

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Простите,а где презентация?

15 January 2018

Игра связана с повседневной жизнью, задания заставляют детей думать, анализировать.Оформление вызывает желание заглянуть в сундучки с сокровищами...

17 January 2018

В пояснительной записке упоминается презентация,но в данной работе ее нет!

19 January 2018

Добавьте презентацию, а иначе невозможно оценить работу в конкурсе "Классный час с презентацией".

21 January 2018

Презентация отсутствует

22 January 2018

классный час понравился, интересный. но отсутствует презентация - это одно из требований конкурса.

24 January 2018