Классный час в начальной школе, посвященный Дню матери (2–4 класс)

0
0
Материал опубликован 27 March 2019

Классный час в начальной школе, посвященный Дню матери

Цели:

способствовать воспитанию у младших школьников чувства уважения и любви к самому близкому человеку - маме;

развивать инициативу, творчество детей; мышление, воображение, речь, внимание;

формировать умение подбирать рифму;

развивать умение работать в парах, прислушиваться к чужому мнению, находить компромисс.

содействовать проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Оборудование:

фотоальбом «Вот какие наши мамы»;

мультимедийная презентация;

проектор, компьютер;

аудиозаписи;

карточки для работы в парах.

Ход мероприятия

Стихотворение Н. Саксонской «Разговор о маме» читают заранее подготовленные дети.

Учащийся 1

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Учащийся 2

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща.

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Учащийся 3

Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою —

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

Звучит аудиозапись мелодии из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». На фоне музыки учащиеся читают текст:

Учащийся 4:

Мама! Самое прекрасное слово на Земле — «мама»! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

Учащийся 5:

Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой знакомый. Такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

Учащийся 6: У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

Учащийся 7:

Мама! Ты маленький, ещё не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить... Мама прочитала первую книжку. От нее ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть своё имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

Учащийся 8:

И сколько бы тебе ни было лет — 5 или 50, — тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее её жизнь.

Учащийся 9

Мама! Мамочка! Мамуля! Сколько тепла, ласки и нежности таят в себе эти слова, которыми мы называем самого близкого, самого дорогого человека на земле! Каждый из нас от рождения и до конца своей жизни несёт в своём сердце любовь к матери.

Учащийся 10

Мама для любого из нас — это святыня, хранительница семейного очага. Именно поэтому во всех уголках мира принято отмечать… (Предположения детей) Правильно, День матери. Слайд 1

- В этот день дети поздравляют своих мам и дарят подарки.

Учитель

- Внимание! С одной из железнодорожных станций поступило сообщение: «Поезд везет подарки для матерей! (Слайд 2) Он опаздывает. Чтобы успеть, машинист выбрал самую короткую дорогу, на ней меньше всего остановок. Но дело в том, что эта дорога особенная. Она называется ДОРОГОЙ ЭРУДИТОВ. Только выполнив все задания, придуманные начальником одной станции, машинист поезда получает разрешение на движение к другой станции, где его ждут новые задания. Станций всего 4. Но машинист не уверен, что он один справится со всеми заданиями быстро, поэтому просит помощи».

- Ребята, вы ведь хотите, чтобы ваши мамы получили подарки вовремя? Давайте поможем машинисту! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Слайд 3

Мамин праздник. (8 Марта.)

Мамина мама. (Бабушка.)

Растение, в названии которого упоминается родная и неродная мать. (Мать-и-мачеха.)

У мамы из какой сказки ее шестерых детей проглотил хищник? («Волк и семеро козлят».)

Какая мама из мира животных носит детеныша в сумке? (Кенгуру.)

Медвежонок, потерявший маму. (Умка.)

Как называется мультфильм, в котором маминого сына все звали дядей? («Каникулы в Простоквашино».)

Как звали первую маму на Земле? (Ева.)

У одной многодетной мамы 8 детей. Половина из них мальчики. Догадайтесь, кто остальные и сколько их! (Девочки, 4.)

Итак, поезд уже приближается к станции ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. Какие же задания придумал начальник этой станции?

Задание 1. Придумать как можно больше слов-определений для мамы.

Например: мама (какая?) добрая, милая, нежная, красивая, любимая, хорошая, заботливая, скромная, трудолюбивая, умная ... Слайд 4

Задание 2. (Работа в парах) Соединить начало с концом пословицы.

При солнышке тепло,

Куда матушка,

Нет такого дружка...

Птица радуется весне...

Слепой щенок...

Родная мать и высоко замахивается...

и тот к матери ползёт.

да не больно бьёт.

а при матери добро.

туда и дитятко.

как родная матушка.

а младенец матери.

Проверка. Слайд 5.

Задание 3. (Работа в парах) Восстановить стихотворение, из которого «сбежали» некоторые гласные буквы.

Мног… мам на бел…м св...те. Вс...й д...шой их л...бят д...ти. Т...лько м...м... есть …дна, всех д...роже мне ...на.  Кт... он...? Отвеч... я: …то мам…чка м...я! (В. Руссу)

Проверка. Слайд 6

Учитель. По-моему, мы все сделали правильно, и вот дежурный по станции подает сигнал, что поезд может двигаться дальше! Ура! Это наша первая победа. Осталось поезду пройти еще три станции. Как же называется следующая? А вот и она.

Слайд 7

Станция МЫСЛИТЕЛЕЙ, Слушаем задание, придуманные начальником.

- Что было бы, если бы...

Мама не умела готовить?

Мама разучилась разговаривать?

Мама не умела читать?

Мама тебе ничего не запрещала?

Мама каждый день сидела рядом с тобой за партой в школе?

Никогда не проверяла твое домашнее задание?

Отказалась стирать твои вещи?

- Как вы убедились, без мамы обойтись невозможно. Давайте будем беречь своих матерей и помогать им во всем.

Учитель. Итак, с этим заданием мы справились успешно. Поезд следует дальше. А пока он в пути, давайте сделаем физкультминутку.

Слайд 8

Следующая станция — СОЧИНИТЕЛЕЙ. Наверно, здешний начальник в детстве мечтал стать поэтом или сказочником. Посмотрите, какие задания придумал он.

Задание 1. Придумай рифму:

Лю-лю-лю, маму очень я ... (люблю).

рю-рю-рю, ей цветы я …

аю-аю-аю, я счастья ей…

ивой-ивой-ивой, будь всегда ... (красивой}.

Да-да-да, не болей ты ... (никогда).

Ой-ой-ой, мама, я горжусь ... (тобой).

Задание 2. Продолжи историю:

«Витя и Аленка решили, что они уже большие и самостоятельные, поэтому могут не слушаться маму. Утром они объявили День Непослушания. «Хорошо», — сказала мама и уехала к бабушке. Дети остались в квартире одни ...» (Выслушиваются ответы детей)

Учитель. Дежурный подает сигнал — поезд следует дальше. Мы все больше убеждаемся, что ДОРОГА ЭРУДИТОВ самая короткая, но самая трудная. Еще немного усилий — и мы сделаем доброе дело: поможем машинисту доставить подарки мамам вовремя. Итак, показалась последняя станция — станция ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.

- Начальник этой станции просит вас продолжить фразу: «Если бы я был волшебником, я бы приготовил для мамы такой подарок…»

Учитель. Молодцы! Дорога эрудитов пройдена! Думаю, все мамы получат свои подарки к празднику вовремя.

Обобщение

- Как вы думаете, трудно ли быть мамой? Что самое главное, по вашему мнению, в жизни мамы? Что означает, по вашему мнению, быть хорошей мамой?

- Можете ли вы назвать свою маму учителем? Научила ли она вас чему-либо, за что вы ей всегда будете благодарны? Любите ли вы разговаривать со своей мамой? Делитесь ли вы с ней своими мыслями? Интересуетесь ли её проблемами?

- Что вы испытываете, когда другие люди при вас хвалят вашу маму? Гордитесь ли вы ею?

- Ссоритесь ли вы с мамой? Кто, по вашему мнению, чаще всего виноват в этих ссорах? Как происходит процесс примирения?

- Что вы испытываете, когда ваша мама плачет? Можете ли вы успокоить свою маму, когда она переживает и беспокоится о чем-либо?

- Нравится ли вам, как готовит ваша мама? Есть ли какое блюдо, которое мама готовит специально для вас?

- Помогаете ли вы своей маме? Что чаще всего делаете по дому?

- Меняется ли жизнь в вашей семье, если на какое – то время вы остаетесь без мамы? Скучаете ли вы без мамы?

- Легче ли вам болеть, если рядом мама? Были ли в вашей жизни такие моменты, когда одно только присутствие, прикосновение к вам вашей мамы успокаивали вас, и вам становилось лучше?

- Что испытываете вы, когда ваша мама болеет? Как вы помогаете ей выздороветь?

После каждого вопроса заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Большое спасибо за ваши ответы. Как нужно относиться к своим матерям?

Учащийся 11:

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Всё тревожится о нас.

Учащийся 12:

Нас баюкала, кормила,

У кроватки пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

Учащийся 13:

Сколько ночек не спалось ей,

Если вдруг болели мы,

Сколько плакать довелось ей,

В комнатушке среди тьмы.

Учащийся 14:

Кто кручинится, когда мы

Опечалены подчас.

Сколько радости у мамы,

Если кто-то хвалит нас.

Учащийся 15:

Сколько мук ей было с нами,

И наград не надо ей,

Об одном мечтают мамы —

О любви своих детей.

Учитель:

- Ребята! Любите своих матерей! Обращайтесь к ним с уважением! Цените их заботу о вас! Берегите их здоровье! Помогайте им дома! Просто жалейте их! Смысл жизни каждой матери — это её дети.

В ответ па материнскую любовь человечество ни раз воспевало образ матери в стихах, песнях, картинах. Послушайте, какое замечательное стихотворение написал, к сожалению, неизвестный нам поэт:

Что значит слово «мама» для меня?

В нем твоя чуткость, теплота сердечная,

Готовность похвалить, простить, понять,

Твоя любовь, терпенье бесконечное.

Твой голос милый ясно слышу в нём,

Он силы придаёт и вдохновение,

Меня ты рада поддержать во всём,

А если надо — даришь утешенье.

В тебе источник всех моих побед,

Моих успехов и душевной силы.

Что значит слово «мама»?

Это свет,

Который весь мой путь ты озарила.

В нем доброта твоих любимых рук,

Их нежностью вся жизнь моя согрета.

Ты, мамочка, мой самый близкий друг!

Спасибо тебе, милая, за это!

- А вот как поёт о маме современный поэт и композитор Олег Газманов.

* Звучит песня «Мама» в исполнении О. Газманова.

Итог

- Кому был посвящен классный час?

- Что очень важное вы сегодня поняли?

- Вы тоже приготовили подарки своим мамам. Когда будете их вручать, шепните маме самые заветные слова. Какие, как вы думаете? (Мама, я тебя люблю)

Слайд 11. Всего хорошего!

Резерв занятия:

Учитель: А какие трогательные письма писал Антуан де Сент-Экзюпери к матери. Антуан рано потерял отца, его растила мать, женщина большого душевного благородства и редкой стойкости. Он питал к ней глубокую, трогательную любовь. А материнская любовь снабдила писателя запасом нежности на всю суровую и трудную жизнь. Сохранены и опубликованы письма Сент-Экзюпери к матери с 1917 года по 1944 год. Мне бы хотелось познакомить вас лишь с отрывками одного из них.

«Мамочка!

Я только что перечитал Ваше вчерашнее письмо, проникнутое такой любовью. Моя маленькая мама, как бы мне хотелось быть с Вами! Вы даже не знаете, что с каждым днём я люблю вас крепче и крепче... Что Вы поделываете, мама?

Пишите. Мне так хорошо после Ваших писем, будто до меня долетает какое-то дуновение свежести. Мамочка, и откуда Вы только берёте все те пленительные слова, которыми полны Ваши письма? После них весь день ходишь растроганный.

Вы мне нужны сейчас, как и в дни младенчества...

Как я мог заставлять Вас плакать? Я так страдаю, когда вспоминаю об этом. И я мог давать Вам повод сомневаться в моей любви! Если бы Вы только знали, как я люблю вас, мама!

Вы — лучшее, что у меня есть в жизни. Сегодня я, как мальчишка, тоскую по дому! Подумать только, что Вы там где - то ходите и разговариваете и что мы могли бы быть вместе, а я лишен Вашей ласки и не могу быть опорой!

Сегодня мне грустно до слез. А когда мне грустно, Вы — единственное утешение. Когда я мальчишкой возвращался домой, всхлипывая после наказания, Вы одним своим поцелуем заставляли забывать невзгоды. Вы были всесильной защитой... В Вашем доме я чувствовал себя в безопасности, и я действительно был в безопасности у Вас, я принадлежал только Вам одной, и как это было хорошо.

И вот теперь, так же, как и тогда, Вы — мое единственное прибежище, Вы знаете всё, Вы умете заставить обо всём позабыть и под Вашим крылом волей-неволей снова чувствуешь себя маленьким мальчуганом...

Нежно-нежно Вас целую. Ваш большой сын Антуан».

Какую роль мать играла в его жизни? Каким чувством проникнуты его письма к матери? Почему, как вы думаете, мать Сент-Экзюпери решила издать письма к ней своего сына?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель:

- Я думаю, что и в ваших силах, глядя на замечательные фотографии ваших мам, написать сегодня им письма, которые они и получат в качестве подарка на День матери.

Дети пишут письма своим мамам.

Источники:

Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1 - 4 классы. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М. ВВАКО, 2008. – 352 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4 классы / сост. Козлова М.А. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 – 317, 3 с.

Мищенкова, Л.В. 25 Развивающих занятий с первоклассниками. / Л.В. Мищенкова; худож. Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.:ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.