12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ирина176
Россия, Курская обл., Суджа
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Классный час

«В названиях улиц имена героев»

Цели:

-расширять представление учащихся о важных событиях в истории России;

-вспомнить славные подвиги воинов-земляков;

-продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любви к Родине.

Сценарий

Учитель: Ребята, знаете ли вы, какой праздник мы с вами будем отмечать на следующей неделе?

Дети: Да, мы будем отмечать День Защитника Отечества. (слайд 2)

Учитель: Правильно, День Защитника Отечества - праздник, который воспевает наших отцов, дедов и прадедов. Всех тех, кому на долю выпала защита нашей родины от врагов. Говоря об этом празднике, следует вспомнить не только Россию, но и нашу с вами малую родину – город Курск. История помнит победы курян, яростно противостоявших врагу в течение всей Великой Отечественной войны. Сегодня мы с вами совершим экскурсию по улицам Курска и вспомним имена героев-курян, благодаря которым мы живём под мирным небом.

Я прошу вас разделиться на две команды.

Ребята делятся на две команды. В это время учитель достаёт карту Курска с отмеченными на ней названиями улиц. (слайд 3) А затем показывает портрет первого героя – маршала Рокоссовского. (слайд 4)

Учитель: Ребята, вы знаете кто это такой?

Дети: Да, это маршал Рокоссовский!

Учитель: Верно, на этой фотографии изображён Константин Константинович Рокоссовский - маршал Советского Союза, командующий Центральным фронтом во времена Великой Отечественной войны. Именно благодаря полководческому дару, Красной армии удалось просчитать участок, на котором немцы нанесли главный удар, создать на нем оборону и сосредоточить там, около половины своей пехоты, артиллерии и танков. Константан Константинович не является нашим с вами земляком. Он родился в Варшаве. Вклад его в победу на Курской дуге настолько велик, что мы с вами не только чтим его как нашего соотечественника, но и дали его имя одной из улиц Курска – Площадь Рокоссовского (показывает на карте).

Сейчас я раздам вам отрывок из письма маршала Рокоссовского своей семье. Вашей задачей будет заполнить в нём пропуски, используя данные в самом начале письма слова.

Учитель раздаёт детям отрывки из писем полководца своей семье, датированные зимой-весной 1943 г. Предлагает заполнить в нём пропуски. Команды выполняют задание. Команда, выполнившая задание первой, зачитает письмо вслух. За победу в конкурсе присуждается по 2 балла. [1], [2].

Слова, которые нужно вставить: бьём, разгромить, фрицы, дружно, бои, победе, перерывы.

Из писем жене и дочери:

«Из балки выбрался и живу в деревне, но жизнь неспокойная, т. к. фрицы по ночам бомбят нас. Мы тоже в долгу не остаемся и лупим их нашими "ночниками" вдвойне. В общем, обмениваемся любезностями.

После приезда сюда попал как в водоворот. Пришлось очень много работать, и дни проходили незаметно. Сейчас бывают некоторые перерывы, и мои мысли все чаще устремляются к вам. Скорее бы разгромить врага, а там все будет так, как не раз мы вместе мечтали. У меня сохраняется по-прежнему уверенность в нашей победе и в том, что мы будем жить опять дружно.

Сейчас у нас идут жаркие бои и приходится сосредоточивать все усилия на том, чтобы крепче всыпать "фрицам". Но роли теперь переменились, и мы их сейчас бьем с одной стороны, перевернем и бьем с другой. Враг сопротивляется еще крепко, но это уже не тот враг, который держал себя заносчиво, спесь с него сбили, и он воровато оглядывается назад, ожидая расплаты за все пакости, им причиненные…»

Учитель: Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на фотографии и скажите, на какой из них изображён К.К.Рокоссовский. (слайд 5,6) А знаете ли вы, как зовут других изображённых на слайде полководцев? (Жуков и Ворошилов) (по баллу за каждый правильный ответ)

А теперь посмотрите на памятник Константину Рокоссовскому, установленному в Курске. (слайд 7,8)

Давайте пойдём по другой улице, которая расположена вот здесь (показывает на карте, слайд 9). Она носит имя выдающегося курянина, изображённого на этом потрете. Знаете ли вы, кто это? (слайд 10)

Дети: Да, это Ватутин.

Учитель: Вы правы, ребята, это портрет Николая Фёдоровича Ватутина. Наш с вами земляк, герою Советского Союза. Как и Константин Константинович Рокоссовский, Николай Фёдорович также участвовал в Курской битве в звании командующего Воронежским фронтом. Когда гитлеровцы узнали о его назначении на эту должность, то начали раздавать листовки со словами «Этому штабному генералу в Воронеже успеха не иметь». Николай Фёдорович очень быстро положил конец подобным высказываниям. В 1943 году Ватутин совместно с Г.К. Жуковым разработали план преднамеренной обороны, состоявший в том, чтобы войска фронта измотали и обескровили наступающего на южном фасе Курской дуги противника. Когда в 1943 году немцы перешли в наступление, то организованность их наступления была серьёзно подорвана проведённой советскими войсками упреждающей артиллерийской контрподготовкой, организованной Ватутиным.

Сейчас я раздам вам пазлы, на которых изображён Николай Федорович. Вашей задачей будет собрать его портрет за наименьшее количество времени. Команда, сделавшая это быстрее, получит 2 балла.

Портрет Ватутина для пазлов.

Учитель: Молодцы! К сожалению, в Курске нет памятника Николаю Фёдоровичу, однако вы можете увидеть его в Киеве. (слайд 11,12)

Перенесёмся на самую короткую улицу в Курске. Она расположена вот здесь (показывает на карте, слайд 13) и носит имя изображённого на этом портрете человека. Кто же он?

Дети: Это Сонин!

Учитель: Да, ребята, это лейтенант Советской Армии, герой Советского Союза - Иван Егорович Сонин. (слайд14) Он родился в крестьянской семье и до войны работал в Крупецком сельсовете. С началом войны он ушёл на фронт. На момент битвы на Курской Дуге имел звание лейтенанта. В бою 11 июля 1943 года получил приказ отразить атаку противника, прорвавшего боевые порядки стрелковых подразделений у деревни Протасово. Несмотря на осколочное ранение, Иван Егорович сумел не только уничтожить 6 вражеских танков, но и отсечь вражеских автоматчиков. Благодаря его подвигу, батарея удержала занимаемые позиции, а сам Сонин героически погиб. На своём самом знаменитом фото Иван Фёдорович изображён в форме без погон, но с так называемыми петлицами. Это знаки отличия, которые существовали в нашей стране вплоть до 1943 года. Я раздам вам петлицы и знаки, а вашей задачей будет сделать петлицу со званием, которое носил Иван Сонин – лейтенант. Команда, правильно составившая петлицу, зарабатывает 2 балла.[3]

Учитель раздаёт петлицы и знаки отличия. (слайд 15)

Похоронен Сонин Иван Егорович в городе Малоархангельск Орловской области. На месте захоронения установлен бюст. (слайд 16)

Учитель: А теперь перенесёмся на другую улицу. (показывает на карте, слайд 17) Посмотрите на портрет и попытайтесь определить, кто же изображённый на нём человек.

Дети смотрят на картинки и делают предположения. Если не догадываются, то учитель подсказывает. (слайд 18)

Учитель: На этом портрете изображён Алексей Максимович Ломакин. Красноармеец, уроженец Льговского уезда, герой Советского Союза. Алексей Константинович родился в крестьянской семье. Во время Первой Мировой войны потерял своих родителей. Он принимал участие в Гражданской войне. В 1930 стал председателем первого колхоза. Алексей Ломакин являлся участником Курской битвы. В 1943 году его 77-я гвардейская стрелковая дивизия перешла в наступление в районе села Кривцово. Отделению Ломакина приказано было уничтожить огненную точку. Алексей короткими перебежками, падая, ползком приблизился к дзоту. Бросил в него связку гранат. Пулемет замолк. Но как только бойцы поднялись в новую атаку, пулемет ожил. И тогда Алексей Максимович бросился к дзоту и закрыл амбразуру…

Его имя высечено на мемориале Героев Курской области. (слайд 19)

Алексей Ломакин повторил подвиг другого героя Великой Отечественной войны, который, как и он сам, закрыл амбразуру своим телом. Посмотрите на слайд и скажите, кто же этот герой (за правильный ответ 2 балла). А знаете ли вы что-то о других изображенных на слайде героях? (за любой названый факт по баллу)

На самом деле Алексей Ломакин повторил подвиг Александра Матросова. 19-летнего рядового солдата, который погиб в бою под Псковом, бросившись телом на дзот. (слайд 20) А сейчас перенесёмся на улицы других изображённых на слайде героев.

Учитель: Улица Перекальского (показывает на карте, слайд 21). Степан Николаевич Перекальский (фото героя - слайд 22) был призван в армию в 1917 году. Начиная службу рядовым, во время Великой Отечественной занимал должность командира 318-го стрелкового полка 241-й стрелковой дивизии. С февраля 1943 года вступил в должность командира 322-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта. Его дивизия, в процессе выполнения Воронежской операции по освобождению Курской области от немецко-фашистских захватчиков, освободила 76 населенных пунктов, первой вступила в город Курск. Поднимая в атаку бойцов, на улице Ямская гора города Курска, (в настоящее время носящей его имя) подполковник Перекальский был смертельно ранен и умер в медпункте, располагавшемся на этой же улице. Звание Герой Советского Союза присвоено посмертно.

Надгробный памятник установлен на воинском участке Никитского кладбища в Курске. (слайд 23)

Учитель: А теперь перенесёмся на улицу Скорятина (показывает на карте, слайд 24). Фёдор Николаевич Скорятин (слайд 25) родился в Курске в 1917 году. Работал слесарем после окончания начальной школы. С началом Великой Отечественной войны отправился на фронт. Весной 1944 года Фёдор Николаевич участвовал в освобождении Севастополя. Во время боя Скорятин с двумя другими бойцами полз на высоту к дзоту, откуда враг из пулемёта вёл свой огонь. Скорятина ранило в плечо, но он продолжал ползти со связками гранат в руке. Из последних сил он приблизился к вражескому дзоту и бросил гранаты на амбразуру. В этот момент его прошила очередь из вражеского пулемета. И тут же раздались два взрыва, вражеский ДОТ замолчал — наша пехота пошла в атаку.

На обелиске вечной славы, воздвигнутом на Сапун-горе, первой выбита его фамилия. (слайд 26)

А теперь, ребята, проверим, что же нового вы для себя узнали. Пожалуйста, ответьте на несколько моих вопросов (за каждый ответ 1 балл): (слайд 27-33)

1) О ком из наших знаменитых земляков немцы писали на листовках: «Этому штабному генералу в Воронеже успеха не иметь»? (Ватутин)

2) Какая улица в Курске самая короткая? (Сонина)

3) Кто из героев-курян участвовал в освобождении Курска? (Перекальский)

4) Его родителя погибли во время первой мировой войны (Ломакин)

5)Имя кого из героев-курян связано с освобождением Севастополя? (Скорятин)

Соотнесите (задание на слайде. За правильный ответ – 1 балл)

1.Б, В, А

2.А ,Б, В

Молодцы, ребята! А теперь давайте подсчитаем набранные вами баллы и определим команду-победителя.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами прошлись по улицам Курска и вспомнили имена героев, в честь которых они получили своё название. Я надеюсь, что теперь, гуляя по улицам города, вы будете обращать внимание на их названия и интересоваться тем, в честь каких героев Курского края они были названы.

Литература

http://www.rg.ru/2013/02/21/marshal.html

http://www.rokossowski.com/bio.htm

http://f-picture.net/lfp/s018.radikal.ru/i513/1301/d4/6a0e4f2e2d29.jpg/htm

Опубликовано в группе «Классные руководители»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.