12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриенко Вера Николаевна2413
Люблю учеников, люблю читать, нравится придумывать. С удовольствием делюсь своими знаниями и умениями.
Россия, Московская обл., Одинцово
Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»

Классный час «Выбор профессии – это серьёзно»

Дмитриенко Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская СОШ №5

Цель: Познакомить учащихся с факторами, влияющими на осознанный выбор профессии, и результатами анкет, показывающими степень их профессиональной готовности.

Задачи:

Сформировать у обучающихся информационную основу выбора профессии.

Выявить уровень сформированности личных профессиональных планов, степени готовности.

Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда.

Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.

Ожидаемый результат:

- Умение ориентироваться в мире профессий и критериях подхода к их выбору.

- Формирование у учащихся знаний о возможных путях саморазвития в будущей жизни.

- Профессиональное самоопределение учащихся.

Участники: обучающиеся 11 класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

Подготовка к классному часу:

анкетирование обучающихся, анализ анкет, сотавление таблиц;

ребята в группах готовят презентации о выбранных профессиях.

Форма проведения: час общения, защита проектов.

Методы и приёмы: интерактивные, наглядные, словесные, практические

Ход классного часа

Беседа классного руководителя.

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы проводим классный час, посвященный очень важному для всех нас вопросу – выбору жизненного пути. А начать я хочу со сказки Л.Толстого (Слайд 3): «Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь.

t1683059790aa.png

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ребёнок без исключения.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы учеников)
Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии – стать учителем или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни пока ещё ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учёбе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них везде получается! Но, к сожалению и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем связать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы вы сделал правильный выбор, вам надо помочь. И сегодня мы это и попытаемся сделать.

Как вы думаете, что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов профессиональной деятельности, делая без особых усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?

(ответы учеников)

Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предьявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.

Слайд 4.

t1683059790ab.png


Как вы видите, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства – и вовсе на восьмое место и совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. Что же такое профессиональная пригодность? Это твоё здоровье, психофизические особенности организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.

Как вы поняли, выбор профессии – это уравнение со многими неизвестными. Существует так называемая формула выбора профессии. Слай 5.

t1683059790ac.gif

Хочу – это твои интересы, склонности, желания, мечты.

Могу – это твои психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.

Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей, а количество узких специализаций подсчитать вообще очень сложно. Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются следующим образом. Слайд 6.

По характеру труда:

Физический или умственный труд

Исполнительский или творческий характер

По уровню квалификации:

Профессии, требующие высшего образования;

Профессии, требующие среднего профессионального образования;

Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда:

Человек

Техника

Знаковая система (информация)

Художественный образ

Природа.

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами (Слайд 7 ):

Познай себя, свое собственное «Я»

Узнай все о профессии.

Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.

Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда, т. е. с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т. д. Слайд 8.

1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Слово психологу:

На слайде представлены результаты анкет с советами выбора того или иного направления. (Слайд 9-14)

Могу Хочу

Артюх Ю. чел.-чел. чел. - худож. образ

Брюханова В. чел. – чел. чел - чел; чел - худ. образ

Вахнин К. чел -чел; чел - тех чел - худ. обр

Дмитриенко И. чел - чел чел - худ. образ

Ковалько Н чел- чел; чел - тех чел - природа; чел - тех

Липина Е. чел - чел чел - природа

Михайлов Н. чел - техника чел - техника

Мельник Д. чел - чел; чел - тех чел - техника

Новиков Н. чел-худ.образ; знак.с-ма чел - худ.образ

Никонов Г. чел - техника чел - тех; знак. с-ма

Подрезова В. чел - природа чел - худ. образ

Рочев Д. чел-техника чел - техника

Никитина М. чел - худ. образ чел - худ. образ

Филиппов В. чел -чел; техн., знак. с-ма чел -техника

(Анализ выбора учащимися профессий, согласно их анкетам)

Учитель: При любом выборе возможны ошибки. Но чем серьёзнее вы отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность её совершить. Какие же ошибки возможны в нашей ситуации с выбором профессии? ( Слайд 15.) Это:

Отношение к выбору профессии как к неизменному.

Бытующие мнения о престижности профессии.

Выбор профессии под влиянием товарищей.

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Хотелось обратить ваше внимание и ещё на один аспект, который влияет на выбор. В сегодняшних социально-экономических условиях необходимо помнить следующее: Слайд 16.

 социальный заказ, положение на рынке труда;

уровень материального обеспечения семьи;

возможности получения помощи в обучении;

условия оплаты труда в данной сфере;

инфраструктура профессионального образования. 

Сегодня мы проведем игру «За и против».

Цель игры – научиться объективно оценивать все возможности и сложности профессии. Согласно классификации, сложившейся после анкетирования, вы распределились в 4 команды, выбрали профессию и составили презентацию о выбранной профессии, в итоговой таблице отметили в Iстолбике все плюсы, а во II столбике – минусы данной профессии. Результаты мы увидим в ваших проектах. Предполагаемые профессии: Электрик, Дизайнер, Учитель, Менеджмент, Ветеринар, Инженер, Водитель.

Выступление команд, представление своих профессий.

t1683059790ad.png

t1683059790ae.png

t1683059790af.png

t1683059790ag.png


t1683059790ah.png

t1683059790ai.png

t1683059790aj.png

t1683059790ak.png



t1683059790al.png

t1683059790am.png

t1683059790an.png

t1683059790ao.png


t1683059790ap.png

t1683059790aq.png

t1683059790ar.png

t1683059790as.png


Вопрос учителя: Чтобы правильно сделать выбор, необходимо знать о данной профессии как можно больше. А где вы будете брать эти знания. (ответы ребят)

Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:

в справочниках для поступающих в учебные заведения;

в телефонных справочниках;

в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;

в рекламных объявлениях;

в библиотеках;

в ОППК;

в районных центрах занятости;

в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;

при встречах с учащимися и выпускниками;

при личных посещениях учебных заведений.

В представлениях профессий вы указали ряд учебных заведений. Когда вы будете выбирать конкретный вуз, необходимо будет взвесить все плюсы и минусы, в этом вам помогут ваши родители. Не забывайте об этом.


В заключении нашей встречи предлагаю вам поиграть.

(Весёлые конкурсы можно провести в перерывах между выступлениями команд, в самом начале классного часа, в заключение мероприятия.)


Игра-тест. Вам понадобятся знания не только о профессиях:

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?

А)Джанни Родари б)Владимир Маяковский в)Агния Барто г)Сергей Михалков

2. Кто на съёмках кинофильма вместо актера прыгает из окна третьего этажа?

А)Гример б)Режиссер в)Каскадер г)Сценарист

3. Где работает крупье?

А)На конюшне б)На мельнице в)На бирже г)В казино

4. Где работает брокер?

А)В банке б)На бирже в)На базаре г)На ипподроме

5. Представители какой профессии в средние века успешно заменяли врачей?

А)Кузнецы б)Алхимики в)Цирюльники г)Портные

6. За чем мужчина обращается к флористу?

А)За грибами б)Букетом в)Отваром г)Табаком

7. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?

А)Летчик б)Автогонщик в)Аквалангист

Г)Космонавт ( цена костюма около 9 миллионов долларов)

8. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

А)Полотер б)Учитель( в сокращении школьный работник)

В)Посудомойка г)Сторож

9. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

А)Культиватор б)Культурист в)Культорг г)Культуролог

10. Как называется артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток?

А)Кукловод б)Марионетка в)Перчаточник г)Поводырь

11. Кем работал в зоопарке крокодил Гена?

А)Сторожем б)Директором в)Дрессировщиком г)Крокодилом

12. Как называют семью. Тружеников, передающую из поколения в поколение профессию, мастерство и трудовые традиции?

А)Династия б)Фракция в)Партия г)Колония

13. Что делает визажист?

А)Визы б)Макияж в)Пластические операции г)Художественные фотографии

14. Кто такой статист? А)Специалист по статистике б)Человек со статной фигурой В)Автор газетных и журнальных статей г)Актер, выполняющий второстепен. роли

15. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

А)Тамада б)Конферансье в)Диктор г)Спикер

16. Что держит в руках ведущий аукциона?

А)Пилу б)Молоток в)Топор г)Щипцы

17. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

А)Адвокат б)Нотариус в)Прокурор г)Арбитр

Игра “Характеристика профессий”.

Давайте выясним, насколько вы много узнали о мире профессий. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

самая зеленая профессия (садовник, лесник),

самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар),

самая волосатая (парикмахер),

самая детская (воспитатель, помощник воспитателя),

самая ответственная (судья, прокурор, хирург),

самая смешная (клоун),

самая общительная (учитель, журналист),

самая серьезная (атомщик),

самая умная (ученый, профессор),

самая белая (врач),

самая зубастая (стоматолог),

самая начитанная (библиотекарь),

самая требовательная (тренер),

самая высокая (монтажник-высотник),

самая быстрая (гонщик),

самая техническая (инженер-конструктор),

самая свободная (художник),

самая смелая (милиционер),

самая школьная (учитель),

самая опасная (пожарник, спасатель).


Шуточный тест «Профпригодность».

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...


Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Заключительное слово учителя.


Каждый человек находит свое счастье в труде. Здорово, когда удается найти ту профессию, которая будет человеку мила всю жизнь, которая будет приносить удовлетворение. Замечательно, когда желания, устремления человека совпадают с интересами общества. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Сделать правильный выбор – это очень сложно. И сегодня мы на собрании попытались освоить технологию оценки профессии, находя положительные и отрицательные качества.

Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу. Сегодня каждый из вас показал свои способности, но я думаю, что вы и дальше будете интересоваться миром профессий, не отставайте от научно- технического прогресса, стараться сделать больше и лучше. И тогда успех найдет вас, и вы уверенно распахнете нужную для вас дверь в этот удивительный мир- мир профессий!

Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

t1683059790at.png


Предлагаем вам пмятку «Правила выбора профессии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Приложение

Памятка для учеников.

Правила выбора профессии

1.Составить список подходящих профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2.Составить список требований выбираемой профессии.

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер, условия работы.

3.Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счёту, можно не учитывать.

4.Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существует и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас прфессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, состояние здоровья требованиям профессии.

5.Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6.Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7.Определите основные практические шаги к успеху.

Список литературы

Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просв, 2003.

Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе.

Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н.

Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр

«Ресурс», 2004. 120 с.

Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: - Вако, 2005.


​​​​​​​


Профессия ЭлектрикPPT / 2.65 Мб
Профессия МенеджментPPT / 17.49 Мб
Профессия ИнженерPPTX / 879.65 Кб
Профессия ДизайнерPPT / 2.47 Мб
Презентация к классному часуPPT / 2.81 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.