Классный час "Все начинается с семьи"
Конспект занятия
Тема: «Всё начинается с семьи».
Цель: воспитание уважительного отношения к семье как к базовой ценности общества; формирование представлений о важности семьи в жизни каждого человека; развитие эмоционально-чувственной сферы, системы ценностных отношений обучающихся; освоение нравственно-этических норм взаимоотношений в семье; формирование позитивного мировоззрения, навыков конструктивного общения и уважительного отношения к членам классного коллектива.
Задачи:
обучающая: раскрыть особенности понятия «семья», «дом», «семейные отношения»; формировать представление о семейных ценностях и ценности семьи в жизни человека и общества; определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
развивающая: создать условия для развития навыков анализа и самоанализа, самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей обучающихся; развивать навыки культуры общения, саморегуляции;
воспитывающая: вырабатывать уважительное, нравственное, ответственное отношение детей к родителям и близким людям; воспитывать самостоятельность, морально-нравственные качества личности, умение работать индивидуально и коллективно; способствовать сплочению коллектива.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию, основанную на принятии семьи как традиционной российской духовной ценности; ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; формировать нравственное отношение к семейным ценностям как фундаменту общества.
Коммуникативные УУД: формировать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: формировать умение находить и подбирать нужные определения понятиям «семья», «дом», «семейные отношения» умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать данные понятия с целью выделения их существенных признаков, строить цепочки рассуждений.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, умение контролировать, корректировать, оценивать; умение саморегуляции.
Планируемые результаты
Личностный: обучающиеся демонстрируют высокий уровень сформированности ценностного отношения к понятию «семья», определяют свою роль в жизни семьи; проявляют доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдают этические нормы общения;
Метапредметный: обучающиеся умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осуществляют целеполагание как постановку и принятие учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, анализируют жизненные явления и соотносят их со своим опытом;
Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «семья», «дом», «Родина» и их значением для человека и общества; умеют общаться и соблюдают этические нормы.
Тип занятия: тематический классный час.
Форма занятия: час общения с элементами тренинга.
Форма организации воспитательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесные (беседа, рассказ); наглядные (модель дома и семьи), практические (тренинговые задания).
Ресурсы: ИКТ (компьютер, мультимедийная установка), плакат с высказыванием А.С. Макаренко «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека», рисунок «7 Я», фасад и кирпичики, карточки, тучи и солнце, буквы «Д», «О», «М»,«С», «Е», «М»,«Ь», «Я», видео «Родительский дом», песня «Погода в доме».
Список литературы:
Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Н. В. Хаткина, М .А. Хаткина. Донецк : Сталкер. 1997. 448 с.
Акутина С. П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками // Классный руководитель. 2007. №3. С. 5-25.
Макаренко А. С. О воспитании в семье. Избранные педагогические произведения. М. : Учпедгиз, 1955. 317 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. URL : http://government.ru/ (дата обращения: 29.02.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 29.02.2024).
Ход занятия
Подготовительный этап.
1. Видео «Родительский дом», фонограмма «Погода в доме».
2. Оформительская работа.
Оборудование (все размещено на доске):
1. Тема занятия: «Всё начинается с семьи».
2. Плакат с высказыванием:
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека». А. С. Макаренко.
3. «Дом»: фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина).
4. «Тучи» (5 шт.) и «солнце».
5. Плакат «Моя семья» с семейными фотографиями детей.
План проведения.
1. Вступительная часть.
Ведущий: Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание, Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
А чтобы оно действительно было таким, я напомню вам несколько важных правил общения, которые нам всем нужно выполнять:
В нашем общении все равны.
Говорит один – все слушают, не перебивая.
Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.
Пролог. Тренинг «Как вы себя чувствуете?»
Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. (Все по очереди высказываются)
Тема нашего сегодняшнего часа общения – «Все начинается с семьи». Хочу обратить ваше внимание на слова прекрасного педагога А.С. Макаренко: «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека». О чём эти слова и почему это так – выясним на нашем занятии.
Чтобы настроиться на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни. (3вучит фрагмент песни «Родительский дом»)
2. Основная часть
Ведущий 1: Родительский дом – начало начал. У каждого человека есть свой дом.
Подумайте и ответьте на вопрос:
– Что же такое дом? (Ответы детей)
– А из каких букв состоит слово дом?
(Ведущий показывает табличку с буквой «Д»)
Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто – «дэ», в старославянском – «добро». А внешне она на что похожа? (ответы детей) Правильно, на дом. Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, спасаемся от холода, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив.
(Ведущий показывает табличку с буквой «О»)
Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вся наша семья.
(Ведущий показывает табличку с буквой «М»)
Буква «М» похожа на ограду. Дом надо охранять, семью необходимо оберегать, защищать. За оградой модно жить спокойно. Теперь в слове «дом» каждая буква на своем месте.
Ведущий 2. Слова «родительский дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.
Семья – это великий дар. Когда-то великий русский писатель Лев Николаевич Толстой оказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
– Как вы считаете, из чего складывается семейное счастье? (ответы детей)
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.
(Ведущий показывает плакат «7 Я — моя радость»)
– Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7-и Я?
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
– Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя..?
– Я, я, я. – Ева молвила. – Я.
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Ведущий 2. А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить. Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
Откройте глаза.
– Вам понравился этот дом?
А давайте попробуем построить такой же самостоятельно.
У нас с вами есть основа дома – фундамент, на него необходимо добавить лишь кирпичики. Вам нужно выйти со своим кирпичиком и ответить на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома? (детям на парты предварительно раскладываются кирпичики)
Надписи на «кирпичиках» (с обратной стороны):
1. Постирать.
2. Приготовить обед.
3. Ухаживать за домашними животными.
4. Готовить ужин.
5. Пылесосить в доме.
7. Готовить завтрак.
8. Поливать комнатные растения.
9. Позаниматься с младшими братьями, сестрами.
10. Вынести мусор.
11. Сходить в магазин.
13. Помочь бабушке.
14. Вымыть посуду.
15. Вымыть полы.
(Дети берут кирпичики, выходят к доске, читают, что на них написано, отвечают на вопрос и прикрепляют кирпичики к фундаменту).
Вот мы и построили дом.
Ведущий 3. Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет ... (ответы детей). И все-таки пример современных семей опровергает отчасти стихотворение о Еве.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.
– А что по-вашему можно сделать, чтобы в семье не было таких негативных отношений? (ответы детей)
Да, вы правы. Очень важно в каждой семье помогать друг другу, быть честными, отзывчивыми, ответственными. Именно так проявляется любовь к своим родным людям, ведь любовь– это пристальный интерес к человеку.
– Вы согласны со мной? (ответы детей)
А сейчас мы попробуем определить, какой бывает семья. Для этого разделимся на четыре команды. Каждой из команд необходимо придумать прилагательные к той букве из слова «семья», которая ей попадётся. (Дети работают в командах).
Итак, какие определения семьи у нас получились (возможные варианты ответов):
«С» – счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…
«Е» – единая, единственная, единомыслящая ...
«М» – маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная…
«Я» – ясная, языковедческая, яркая...
Молодцы, вы отлично потрудились.
Ведущий 1. В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, как просто поддерживать семейный очаг и семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Дружная семья гору сдвинет.
3. Без хозяина дом сирота.
4 Дом невелик, да лежать не велит.
5. Дом построить – не шапку на голову надеть.
6. Домой придешь – хлеб-соль найдешь.
7. Домом жить – обо всем тужить.
8. Не красна изба углами, красна пирогами.
9. Когда семья вместе, то и душа на месте.
10. Мой дом – моя крепость.
Ведущий 2. Но есть и другие пословицы о семье и семейных отношениях.
– Послушайте и подумайте, о чём они нам говорят?
1. В семье разлад, так и дому не рад.
2. Семья без детей, что цветок без запаха.
3. Согласную семью и горе не берет.
4. Не нужен клад, когда в семье лад.
(ответы детей по каждой пословице)
(Тихо начинает звучать песня «Погода в доме»)
Обратите внимание на слова этой песни. Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и тучи. (Прослушивание песни)
– Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?
А теперь разгоним тучи над домом. Для этого вам необходимо поработать в командах и определить, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в семье.
(Участники думают и пишут на тучах, размещённых над домом на доске, черты характера. Надписи на тучах могут быть такими: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость, невнимательность. Затем ученики срывают тучи с негативными чертами характера с доски).
Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что солнечная погода в доме зависит от нас самих и от нашего поведения. Вот уже засияло солнышко. Давайте наклеим его над нашим домиком, чтобы в нашей семье всегда была хорошая погода. (Ведущий прикрепляет «солнце» над домом.)
Расскажите мне свои солнечные семейные истории.
(Участники рассказывают свои счастливые истории семьи)
Ведущий 3. Ребята, я вижу, что почти каждая рассказанная вами история так или иначе связана с мамой, единственной и неповторимой. Ответьте мне на вопрос:
– Какая она, ваша мама? (Приблизительные ответы детей: добрая, нежная, заботливая)
А вот как отвечает на этот вопрос поэт Алексей Стариков. Послушайте его стихотворение и скажите, о чём он пишет?
Мама и Родина очень похожи
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей,
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
– Почему, по словам поэта, так похожи мама и Родина? В чём их сходство? Согласны ли вы с Алексеем Стариковым? (ответы детей)
Да, поэт прав. И мы с вами должны стараться беречь тех, кто нам дорог: своих мам, родных и близких людей, тех, кто нас окружает.
– Подумайте, что мы можем сделать для этого? (ответы детей)
3. Подведение итогов.
Ведущий: Давайте сейчас вернёмся к словам великого педагога А.С. Макаренко: «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека». Я думаю, теперь мы сможем ответить:
– О чём они? В чём их смысл? (ответы детей)
Если вы научитесь жить с близкими, то будете жить в мире и с другими людьми. Старайтесь никого не обижать. И обязательно помните: что бы ни случилось в вашей жизни, вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми. Потому что только любовь и внимание – это основа счастья в семье, а семья – самое дорогое в нашей жизни. Пусть ваши семьи будут такими же дружными и счастливыми, как на нашем плакате с вашими семейными фотографиями. И если ваш дом будет настоящей крепостью, то наша Родина – Россия – будет процветающей, великой страной.
4. Рефлексия.
Ведущий: А сейчас повторим упражнение, с которого начали встречу.
– Кратко, с помощью описания погоды сообщите: как изменилось у вас настроение? Как вы себя чувствуете? Что у вас на душе?
(Ответы участников, рефлексия ведущего.)
И еще прошу вас высказать мнение о нашей сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?
Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!
Рефлексивный анализ воспитательного мероприятия
«Все начинается с семьи»
Наименование воспитательного мероприятия: тематический классный час «Все начинается с семьи».
Место проведения:
ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ № 17 имени В. Брумеля», г. Луганск.
Дата проведения: 05.03.2024.
Класс: 4.
Количество учащихся: 10.
Организаторы и ведущие: Поклад Юлия Александровна,
Ткач Виктория Юрьевна, Чехова Маргарита Андреевна
Определение мероприятия в системе воспитательной работы. Классный час входит в систему мероприятий, посвящённых Году семьи и направленных на популяризацию семейных ценностей как традиционных ценностей российского общества.
Определение формы: час общения с элементами тренинга
Конкретные воспитательные задачи и педагогические цели:
Цель: воспитание уважительного отношения к семье как к базовой ценности общества; формирование представлений о важности семьи в жизни каждого человека, о её роли в жизни общества; развитие эмоционально-чувственной сферы, системы ценностных отношений обучающихся; освоение нравственно-этических норм взаимоотношений в семье; формирование позитивного мировоззрения, навыков конструктивного общения и уважительного отношения к членам классного коллектива.
Задачи:
обучающая: раскрыть особенности понятия «семья», «дом», «семейные отношения»; формировать представление о семейных ценностях и ценности семьи в жизни человека и общества; определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
развивающая: создать условия для развития навыков анализа и самоанализа, самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей обучающихся; развивать навыки культуры общения, саморегуляции;
воспитывающая: вырабатывать уважительное, нравственное, ответственное отношение детей к родителям и близким людям; воспитывать самостоятельность, морально-нравственные качества личности, умение работать индивидуально и коллективно; способствовать сплочению коллектива.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, плакат с высказыванием А.С. Макаренко «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека», рисунок «7 Я», фасад и кирпичики, тучи и солнце, буквы «Д», «О», «М»,«С», «Е», «М»,«Ь», «Я», видео «Родительский дом», песня «Погода в доме».
Этапы подготовки и проведения мероприятия
1 этап. Планирование (причины проведения мероприятий).
Тематический классный час является плановым мероприятием в системе реализации «Концепции воспитания на 2023-2024 г.».
Выбранная тема актуальна, так как семья – базовая традиционная ценность российского общества, которая играет важную роль в становлении каждого человека, является одной из фундаментальных основ государства. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. Семья – уникальный посредник между интересами личности и общества, поэтому у подрастающих поколений необходимо формировать ценностное отношение к семейным основам и традициям, создавать положительный образ современной семьи, построенной на любви, взаимном уважении и понимании, ответственности за своих близких, внимании к ним.
2 этап. Организация подготовки
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей обучающихся, в соответствии с целями и задачами воспитательной работы класса и «Концепции воспитания» школы. Подобрана литература, музыкальное сопровождение. Изготовлено наглядное пособие.
3 этап. Проведение (позиция учителя, обучающихся).
Мероприятие строилось в диалоге «ведущий – ученик», в котором дети получали знания на основе анализа собственного опыта взаимоотношений в семье и понимании своей роли в них. Дети активно включались в диалоговые формы общения друг с другом и с ведущими. Мнение каждого ребёнка было ценным. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. Ведущие в процессе взаимодействия с детьми проявляли тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировали их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу.
4 этап. Оценка результатов.
Мероприятие проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей, тщательно отобран и подготовлен дидактический материал к занятию.
Степень достижения поставленных целей, задач, эффективность данной формы.
Считаем, что цели классного часа достигнуты. Удалось вовлечь в работу всех обучающихся, они эмоционально погрузились в тему мероприятия, воспринимали все серьезно и осознанно. Классный час состоялся, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия.
Ребята на классном часе работали активно, отвечали на вопросы вдумчиво, соблюдали этические нормы общения как в индивидуальной, так и в командной групповой работе. На наш взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение детей, на их понимание важности семьи в жизни каждого человека и развитии общества.
Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения: не выявлено.
5 этап. Перспективы деятельности.
Подобный классный час является одним из компонентов в системе мероприятий, нацеленных на формирование позитивного образа современной семьи как традиционной духовной ценности и на создание положительных взаимоотношений в семье. Считаем необходимым продолжать работу по данной теме, так как она актуальна во все времена и периоды жизни человека и общества.