12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Ольга Васильевна53
Россия, Камчатский край, Апука, Олюторский район

«ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ…»


Семья – первичная ячейка общества, фундамент, на котором веками зиждилось наше государство и наш народ. Издревле и традиционно в России жили общинами и многопоколенными многодетными патриархальными семьями. Примером тому - не только рабоче-крестьянские семьи, но и семьи российских императоров. Основной ценностью, смыслом всей жизни на протяжении долгих столетий в России была семья. Главный в жизни долг был долг семейный. Роль каждого члена семьи была строго определена. Каждый член семьи знал свое место, свое предназначение и последствия неисполнения своих семейных обязанностей. Это длилось до конца советского периода, до «перестройки», до смены экономических систем, т.е. до начала XXI века. В самом конце XX столетия началось масштабное реформирование государства, которое затронуло не только смену политического устройства, но и экономику, и как следствие, социальную, духовную сферы, в том числе семью. Произошла трансформация общества. Определилось направление в развитии общества в пользу капитализма и рыночной экономики. А со временем деньги и карьера стали играть решающую роль, вытесняя фундаментальный и традиционный институт семьи. Мы воочию увидели, что нестабильное экономическое положение мужчины при рыночной экономике, который исторически был главой семьи и должен был отвечать за достаток в семье, отразился на его психо-эмоциональном состоянии. Видя свою экономическую несостоятельность, мужчинам трудно было справляться с ролью главы семьи. Эта роль зачастую успешно осваивалась женщиной, чего не было исторически ранее. Произошла подмена ролей и обязанностей в семье в частности и подмена приоритетов и ценностей в обществе в целом от духовных (религии, любви, чести, достоинства, семейных уз и пр.) в пользу материальных (денег, карьеры, финансовых накоплений, имущества и т.д.). Конечно, это было бы невозможным без юридической правовой основы, т.е. уравнения в правах, в том числе в семье, мужчины и женщины. «Советская власть, - отмечал В.И. Ленин, - первая и единственная в мире уничтожила все старые буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающее привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям». Именно после такого равноправия женщина смогла взвалить на себя ведущие роли не только в семье, но в экономике и даже в политике, вытесняя исторически традиционный пьедестал мужчины на этом поприще. К такой кардинальной трансформации, смене главных ролей не были готовы ни мужчины, ни женщины. Начался конфликт интересов. Возникла путаница отношений, из которой каждый по-своему искал выход. Среди мужчин: одни от безысходности злоупотребляли алкоголем, другие искали любви, понимания и поддержки на стороне, третьи быстро адаптировались к роли обывателя, иждивенца своей супруги. И лишь часть мужчин смогли успешно адаптироваться. Среди женщин: одни отважно взвалили на себя роль главы семьи, успешно проявляя себя в работе и строя карьеру, забывая о главном своем природном и социальном предназначении – охране, заботе о семейном очаге, другие, стараясь избежать чрезмерной психологической, эмоциональной, экономической нагрузки, просто стали инициаторами многочисленных расторжений браков, т.е. сами того не осознавая, способствовали не сохранению, а именно распаду института семьи. Кто виноват: мужчины, женщины, экономическая система, президент и правительство? Ответов много. У каждого он свой. Но возможно, что виноватых просто нет. Так сложились обстоятельства, что стремясь не к общественному, а к личному благосостоянию при капиталистическом строе, в погоне за личной выгодой и прибылью, мы забыли не только об общественном благе, но и об исторически главенствующей, системообразующей роли и ценности семьи.

Народ без традиций, что дерево без корней. Он теряет свою особенность и силу. Как именно наш многонациональный народ смог победить фашизм в годы Великой Отечественной войны, если почти вся Европа пала под армией Вермахта? Как так случилось, что именно на нашей земле беспрецедентно в мировой истории на протяжении 1418 дней и ночей мужчины и женщины, дети и старики бок о бок проявляли массово мужество в тылу и в плену и героизм на фронте, погибая во имя Родины и свободы? Ответ прост – была в то время крепкая многодетная многопоколенная семья. Крепки были семейные узы. Каждый изнутри чувствовал за собой особенную силу и дух своих предков. Они жили здесь исстари и только вместе бок о бок отражали натиск врагов. Каждый знал, что на этой земле есть самые главные для него люди – отец, брат, мать, сестра, жена, невеста. Каждый настолько ценил членов своей семьи, что был готов умереть или выжить, свершая подвиги, во имя их спасения. Только сильная духовная связь членов семьи заставляла выживать в не выживаемых условиях, совершать невозможное в различных областях деятельности. Наиболее точно это отразил в своих строках известный поэт-фронтовик К.Симонов: «Жди меня и я вернусь, только очень жди… и я вернусь, всем смертям назло… Ожиданием своим ты спасла меня…».

А как вы думаете, сегодня, не имея семьи, много ли людей в нашем обществе, которые смогут повторить и свершить подвиги не ради близкого члена семьи, а ради своего государства, правительства и президента?

Предполагаю, что без сильного института семьи не будет великого будущего. Это признает и государство, объявляя на законодательном уровне семью одной из высших ценностей нашего общества, а защиту семьи приоритетным направлением внутренней политики. Даже в настоящий сложный период, связанный с пандемией коронавируса, наше государство оказывает материальную поддержку семьям, имеющим детей. Но одних только государственных мер и программ «сверху» не достаточно для восстановления как прежде крепкого и сильного института семьи. Необходимо осознание этой ценности «снизу», «изнутри» каждого человека каждого народа нашей многонациональной Родины. Для этого, как и прежде, начать надо с раннего воспитания детей, обращаясь к ярким историческим примерам наших предков.

Исстари в семьях России прививали умение преодолевать трудности вместе. Именно в семье человек был по-настоящему счастлив. Счастливый человек никогда не позарится на чужую собственность или жизнь. Счастливый семейный человек всегда ценит общественный порядок и чистоту в общественных местах, где он отдыхает семьей. В семейном счастье человек априори не может стремиться к разрушению, а значит, и не будет даже помышлять о нарушении закона. В этой связи роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений очевидна и неоспорима. Семейный человек всегда думает о будущем, которое, разумеется, должно быть светлым и достойным для жизни его детей, т.е. в этом будущем не будет места беспорядкам и преступлениям.

Конечно, время «перестройки» конца 90-х гг. XX века нанесло огромный урон институту российской семьи, в том числе калмыцкой семье. Была утрачена незыблемая многовековая связь поколений, основанная на традиционном воспитании, уважении к старшим, преодолению жизненных трудностей совместно с семьей, семейных обычаях. Главная трагедия - молодые перестали свято чтить заветы и наставления старших. Верно пословица молвится: «Если старших почитаешь, жизнь достойную познаешь». «Если…» - вот корень проблемы современной семьи.

Конечно, есть в этом доля вины экономической нестабильности «лихих» 90-х годов ХХ века. Но если обриться к истории, то видится, что в самые тяжелые годы лишений и невзгод, годы депортации, годы Великой Отечественной войны, находясь в тысячах километрах друг от друга, без средств стабильной почтовой и телефонной связи и семья, и семейные ценности, и почитание старших, и взаимоотношения жены и мужа сохранялись и даже крепли.

Предполагается, что не экономическая нестабильность является корнем распада семьи, и даже не юридическое равенство в правах между мужчиной и женщиной повлекло за собой распад, утрату ценности семьи и связи поколений, а неверное, искаженное толкование правовых норм и экономических возможностей в сознании людей. Для мужчин это неверное толкование выразилось как возможность уйти от многовековой семейной ответственности, а для женщин – как возможность, наконец-то, преобладать в различных сферах жизнедеятельности над мужчиной, самореализоваться без каких-либо традиционных ограничений. Оттого и мужчина, исторически более твердый духом, отождествлявший себя неотъемлемой и основной частью, стержнем семьи, осознал, что современная семья в нем материально не особо нуждается. «Бразды семейного правления» в современной России зачастую принадлежат женщине. Произошел переворот двух начал – мужского и женского. Как следствие, мужчина и женщина не стремятся к семье, к взаимозависимости, к взаимообязанностям. Ныне даже наличие несовершеннолетних детей – это не повод для создания или сохранения брачного союза. В современной семье девочкам с детства перестали прививать неразрывность духовной связи между женой и мужем, необходимость поддержки мужа в любых трудных ситуациях. Как следствие, заключив брак, именно современная молодая женщина становится инициатором расторжения брачного союза при первых же осложнениях, оставляя выбранного ею же мужчину наедине с его проблемами. Мальчикам перестали с детства прививать, воспитывать в них чувство, прежде всего, моральной ответственности перед будущей женой и детьми, семейного долга. Так со временем подросшие мальчики видят в девочках только временную связь, но не потенциальную невесту или жену, мать будущих детей. Интимные связи среди молодых стали многочисленными, мимолетными, не обязывающими. При таких обстоятельствах дальнейший распад института семьи неизбежен. Как озвучил президент РФ В.Путин: «… это не наш генетический код, потому что мы учились у наших предков абсолютно другому: взаимопомощи, взаимовыручки, солидарности...» И с его словами нельзя не согласиться. Предки нас не учили ломать и бросать, но учили строить, создавать и преодолевать.

Что делать? Ведь именно семья является первичной ячейкой общества. Распад семьи учит детей не бороться, а сдаваться. Именно семья первично социализирует ребенка. Нельзя забывать, что семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания, это школа отношений с людьми. С близкими людьми в семье он переживает первые чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В бурлящем ритме современной жизни молодые родители, зачастую разведенные или изначально одиноко воспитывающие детей, не в состоянии уделить достаточного количества времени на построение теплых и доверительных отношений с собственными детьми, нет времени и на привитие духовных ценностей детям в семье. Современная молодая семья подразумевает собой постоянное отсутствие родителей дома, занятых на работе. Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце-матери – сирота. Но ему совсем не безразличны их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И. Кочеткова: «Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Именно любовь родителей друг к другу, а не только любовь к детям». И В.А. Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни» [1, с.126-127]. В этом случае, полагаю, именно связь с предыдущим поколением (бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками) может восполнить ребенку недостаток заботы, тепла, внимания и воспитания. И помощь семье, конечно, должна быть оказана государством также через образовательные организации общего, дополнительного и профессионального образования.

В тандеме семьи и образовательных организаций нам предстоит сложное - научиться совмещать предоставленные в современности равноправные правовые и экономические возможности с лучшими семейными традициями предков, сохраняя изначальную природу и роли мужчины и женщины, их единство, партнерство, их стабильный и крепкий союз в любых условиях: экономического или политического кризиса, войны и т.д. Нам предстоит возвратиться к истокам, консолидировать прошлое и будущее, взращивая в детях лучшее из традиционного воспитания: почитание старших, взаимоуважение, взаимоответственность и верность мужа и жены, детей и родителей, готовность к совместным трудностям.

Ценность семьи невозможно переоценить, т.к. семья выполняет различные функции: общения, организации быта и ведения хозяйства, поддержания физических и духовных сил (терапии, релакса), создания условий полноценного развития каждого члена семьи, организации досуга, создания условий для профессиональной деятельности, продолжения рода – рождения и воспитания детей. По сути, все мы в России – одна большая семья. Помните об этом и транслируйте эту память новым поколениям. Учиться жить по-новому: быть свободными и в то же время высоко ответственными перед членами своей семьи, сохраняя связь предыдущих поколений. Вот наша цель. В этом случае не понадобятся России ни многочисленные детские дома, ни дома для престарелых. Духовное возрождение России необходимо начать с возрождения семьи, а как следствие мы получим снижение нарушений общественного порядка, преступлений против собственности и жизни, стремление общества к прогрессу для построения лучшей жизни новому поколению – нашим детям.


Список использованной литературы:

Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1989.


© Андреева О.В., 2020


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.