Классный час «Все работы хороши»
Классный час «Все работы хороши»
Цель: расширить представление студентов о значении труда в жизни общества.
Задачи:
способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
побуждать студентов к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Ход мероприятия
Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека.
Помните «Поучение Владимира Мономаха?» В нем труд - высшее мерило богоугодно человека.
Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чист в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
-
-
Психологический практикум
-
В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15 приоритетов.
Видеть результаты своего труда.
Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.
Возможность не слишком утруждать себя.
Возможность проявить умственные способности.
Интересная работа.
От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.
Участие в перспективном деле.
Хорошая оплата.
Не требует тяжелой физической работы.
Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.
Признание хорошо исполненного дела.
Общественно-полезная работа.
Участие в решениях, касающихся производства.
Хорошее пенсионное обеспечение.
Не стать винтиком в огромном безличном механизме.
Каждому студенту вручается анкета с инструкцией: расставить позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения. Когда все выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо расставлять приоритеты.
Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи
-
-
Каким может быть содержание труда?
-
Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
Труд умственный, в том числе – учебный;
Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.
Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.
«На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:
- Что вы делаете?
Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)
Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)
Третий воскликнул: “Мы храм строим!» (труд – служение великой цели).
Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.
-
-
Кто они?
-
Узнайте по фото этих людей. В какой сфера деятельности они стали известны? Что вы о них можете рассказать?
В. Н. Терешкова |
М. Т. Калашников |
Б. Гейтс |
Л. Рошаль |
-
-
Назови профессию, специальность
-
На каждую букву назовите профессию, специальность.
ЮНЕСКО
МАГАТЭ
УФНС
КПСС
ОАО
ВГУ
-
-
Кто есть кто?
Профессия
+/-
Специальность
+/-
Должность
+/-
Врач
+
Штукатур-маляр
+
Директор
+
Летчик-испытатель
-
Бухгалтер
-
Плотник
-
Кинолог
+
Репортёр
+
Заведующий отделом
+
Учитель физики
-
Терапевт
+
Швея
-
Животновод
+
Слесарь-ремонтник
+
Главный специалист
+
Строитель
+
Токарь
-
Космонавт
-
Журналист
+
Программист
-
Начальник смены
+
Завуч
-
Следователь
+
Медицинская сестра
-
Бригадир
-
Воспитатель
-
Старший продавец
+
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
-
Профессия, специальность, квалификация- это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
1 группа составит список «Самые модные профессии»
(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, визажист, президент, программист… )
2 группа – «Самые забытые профессии»
(конюх, ямщик, трубочист, шорник, ключник…)
3 группа - « Профессии, которые всегда нужны»
(врач, учитель, строитель, шофёр, повар…)
4 группа – « Самые отважные профессии»
(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр…)
-
-
Пословицы
-
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
8. Тестирование
Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.
Теперь подсчитаем количество треугольников (выполняют задание)
А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди. Хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
- Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
Наш классный час подошел к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?