Классный час "Я учусь сказать "Нет!"
Классный час в 4 классе «Я учусь сказать «нет»!
Автор Колотушкина Ольга Геннадьевна МБОУ СШ № 4 г. Родники Ивановская область
Задачи. Формировать убеждения, что каждый человек несёт персональную ответственность за своё решение. Учить различать добро и зло. Учиться отстаивать своё мнение.
Оборудование. Карточки для работы в группах. Музыка Чайковского «Времена года» Апрель. Песня «Здравствуй, школа».
Ход классного часа.
1.Организационный момент. Звучит музыка.( Времена года. Апрель.Чайковский) - Доброе утро.
- Поднимите руки, кто пришёл на урок с хорошим настроением? (Если кто-то не поднял руки, учитель читает стихотворение)
Туча с солнцем борется, ветер с лесом ссорится.
Дождик собирается, кто куда спасается.
Птичьи крылья хлоп-хлоп! Начинается потоп!
Дождик шёл и прекратился, в ясном небе растворился.
И наша грусть ушла!
2. Работа над темой.
1) Игра. (Ответ хором: да или нет)
*Вы хотели бы просидеть всю жизнь дома, не выходя на улицу?
*У вас есть желание съесть горькое мороженое?
*вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
*А хотелось бы своему другу сказать обидное слово?
- А если я буду заставлять вас это делать, как вы поступите? (Ответы детей)
- А если я буду настаивать, оказывать на вас давление?
- Просто ли вам будет мне отказать? (нет)
Да, действительно трудно, потому что вы ещё мало знаете о том, что такое давление, как люди могут давить друг на друга. Но главное – вы ещё не знаете, как можно отказать в случае давления. Сегодня мы будем учиться говорить «нет».
Давайте попробуем разобраться в том, что такое давление.
Давление (медицинский термин) – кровяное давление.
Мы будем говорить о давлении в человеческих отношениях. Что это такое?
2) Работа в группах. Каждой группе дан список слов: принуждение, подарок, нажим, сообщение, угнетение, сила. Подумайте, все ли эти слова являются синонимами слова давление. Отчёт групп. (2 и 4 слова лишние)
Словарь. Давление – принуждение, насилие над чьей-то волей, убеждением. То есть вас заставляют делать то, что вы не хотите.
Физкультминутка. (Проводит ученик под музыку «Здравствуй, школа»
3) Беседа.
- А кто вас может заставить делать то, чего вы не хотите? (Взрослые, сверстники).
Для оказания давления существуют разные способы.
4)Работа в группах. Каждой группе даётся карточка. Представьте, что в классе есть ученик, который не хочет петь. Но вы договорились заставить его спеть.
(На доске способы давления6 лесть, угроза, обещание награды, авторитет, дружеское давление. Формы отказа: нет(объяснение причины). Нет (предложение чего-нибудь другого). Нет! Не буду! Не хочу! Уйти. Сделать вид, что не услышал.
Карточки. 1 группа. Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой.
2 группа. Спой! Мне так нравиться твоё пение.
3 группа. Спой! Я подарю тебе игрушку.
4 группа. Если не споёшь, я не буду с тобой играть.
5 группа. Спой, если ты нас уважаешь.
Группы обыгрывают ситуации и определяют способ давления.
5) Ролевая игра в группах.
Вы узнали способы давления и некоторые формы отказа. Будем учиться применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях. Разыграть сценки по данной ситуации. Самим придумать формы отказа. Группы получают карточки.
1группа. Ученик зовёт друга сходить с ним в магазин, хотя тот ещё не выучил уроки.
2 группа. Приятель просит велосипед покататься, а ты не хочешь давать
3 группа. Сосед просит списать домашнее задание.
4 группа. Сын просит купить компьютер.
5 группа. Приятель зовёт покататься на лифте соседнего дома.
Отчёт групп. Итог. Во все предложенных ситуациях были озвучены вежливые формы отказа. Но так бывает не всегда. Иногда люди становятся грубы и раздражительны. Казалось бы простая ситуация может привести к ссоре. Зная это, может стоит соглашаться со всеми предложениями, чтобы не было конфликтов и чтобы не потерять друзей? (Нет)
- Почему? ( Могут быть неприятности и отрицательные последствия для здоровья) Не всегда предложения могут быть безобидными. Так что, бывает, мы поссоримся и помиримся. А помирит нас, конечно, игра.
Игра. «Заколдованные». Водящий стоит, а остальные ходят по классу. По команде «Стоп» все замирают. Водящий ходит и старается рассмешить заколдованных. Если это ему удаётся, заколдованный присоединяется к водящему.
4. Рефлексия.
Я узнал, что…..
Я научился….
Мне пригодится в жизни…
- Спасибо за работу.