Эссе «Я не волшебник, я только учусь»
«Я не волшебник, я только учусь»
Что для меня образование, профессия? Я долго думала, размышляла, подбирала слова….Чем больше я постигаю эту профессию, тем больше у меня возникает вопросов. Нет, конечно, меня многому уже научили, представления о ней имеются, хоть и небольшой, но все же практический опыт. Но все равно вопрос «Кто же такой учитель?» для меня остается главным и очень сложным. Поэтому, мне хочется пригласить в собеседники замечательного педагога, Шалву Александровича Амонашвили.
«Меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов (опережают свой возраст биологически). Сейчас время зовёт детей Света. А учитель, в переводе Санскрита означает «носитель света».
Как же стать для своих учеников этим самым носителем света.
Шалва Александрович говорит, что «лучшие учителя для учителя - это его ученики. От них можно многому научиться, если воспринимать их, как своих учителей».
Долгое время в человеке ценились послушание, повторение, подражание. Ученики задавали учителям вопросы и учителя отвечали им. Учитель всегда должен был демонстрировать уверенность, спокойствие и решительность во всех делах, и если он не мог ответить на вопрос ученика, это был плохой учитель.
Сравните судьбы бывших «троечников» и «отличников». Кто из ни добился большего успеха в жизни? В основном первые. Таких примеров немало в истории. Как вы знаете, Эдисон, Эйнштейн, Роден, Гоголь, Пушкин и многие другие великие были, мягко говоря, не в числе лучших учеников.
Современный человек должен научиться видеть проблемы, принимать их, самостоятельно решать. Причем это касается всех сфер жизни: бытовой и профессиональной. Может ли учитель знать все проблемы, с которыми столкнется их ребенок и дать ему необходимые знания? Можно ли чего-то добиться в жизни без преодоления трудностей, без усилий? И когда эти качества нужно воспитывать?
Возьмем такую, казалось бы, мелочь, как запись числа в тетради. По собственному опыту знаю, всегда найдется хотя бы один ученик, который спросит «записывать ли в тетрадь число». Я и скажу ему «не знаю». Да, представьте себе, такая страшная фраза: «Не знаю. Кому это нужно, пусть записывает, а кому не нужно, может не записывать». Так продолжается два-три дня. А потом вдруг я попрошу вернуться к упражнению, которое дали позавчера. Вот тут-то один ученик сразу его найдёт, так как записывал числа, а другой будет лихорадочно листать тетрадь, потому что не писал даты. Только так ребенок может понять обоснованность, полезность, необходимость каких-то требований учителя. А подчинение требованиям без размышлений и осознания их значения приводит к тому, что дети теряются в новой, незнакомой ситуации, так как не научены анализировать.
Вспомните, как порой нам сложно бывает заполнить бланк на почте или форму для получения документа. Но разве можно в школе научить заполнять все документы? Главное – деятельность познания, развития мышления.
Приоритетным становится – самостоятельное приобретение и применение полученных знаний, а не просто воспроизведение готовых.
Может сложиться впечатление, что достаточно научить ребенка грамотно и красиво писать, быстро и выразительно читать, считать без ошибок. Но ведь работа учителя не сводится к этому. Как много история знает примеров людей, которые добившись успехов в жизни, вели общество не к развитию, а к деградации. Нам известны примеры: Иван Грозный, Сталин, Гитлер.
Получается, что недостаточно дать человеку образование, недаром современные нормативно-правовые документы отдают приоритет воспитанию личности. Современная историческая эпоха требует, чтобы школа стала личностно-ориентированной, развивающей. А чтобы стать таковой необходимо проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, понять и принять его.
Главное в моем деле – дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.
Эволюция человеческого мозга закончилась на этапе кроманьонца. Это значит, что все, что отличает нас от кроманьонца зависит от того, в какую среду попал ребенок, кто и как его учит и воспитывает.
«Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость, иметь обо всем свое собственное суждение».
Так что же такое профессия педагог. Любая педагогическая деятельность, в моем понимании, должна быть направлена на развитие моих учеников. Я постоянно учусь. Урок за уроком я замечаю, как ученики меняют меня в лучшую сторону, учат мудрости и любви.