Классный час «Я вам жизнь завещаю»
Методическая разработка классного часа
Тема: «Я вам жизнь завещаю»
Класс: 5-11
Продолжительность: 1 час
Автор: Искандарова Зифа Зиевна, учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова
Город Уфа, Республика Башкортостан
Цель:
дать понятие об исторической памяти;
развивать культуру речи, правильное интонирование;
способствовать сохранению семейных традиций;
воспитывать у детей гражданские чувства, любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны.
Оборудование к уроку: аудиозаписи песен военных лет и аппаратура для их прослушивания, выставка из книг «Память» (списки погибших во время Великой Отечественной войны уроженцев Республики Башкортостан), «Они вернулись с победой» (списки вернувшихся с войны воинов Республики Башкортостан), «Герои тыла» (списки людей, работавших во время войны в тылу в Республике Башкортостан), медали, ордена военных и послевоенных лет, подлинник военного письма под стеклянной рамкой.
Перед проведением классного часа учителем проводится предварительная работа: ученикам дается опережающее задание подготовить сообщения о военно-полевой почте, прадедах, участвовавших на войне, и прабабушках, работавших в тылу, письмах, сохранившихся с военных времен, назначаются ученики-дублеры, ведущие классный час, желающим предлагается выучить любимые стихотворения на военную тематику, отрабатывается декламирование под руководством учителя, выбираются ответственные за музыкальное оформление классного часа, желающим рассказать о прадедах поручается подготовка презентаций к классному часу.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя
9 мая 2021 года мы отмечаем 76-ую годовщину Великой Победы над фашистской Германией. Наверное, нет ни одной семьи, которой не коснулась эта война. Кровавым колесом переехала она и нашу семью…
С детства День Победы был для меня волнующим, долгожданным праздником. Одевшись нарядно, украсив отворот черного пиджака позванивающими, как мониста, медалями, с красными гвоздиками в руках, бабушка Зубайда Ахтямова-Юлмухаметова, взяв меня за руку, вела в парк Победы села Савалеево (Кармаскалинский район Республики Башкортостан) на митинг. Здесь всегда горел Вечный огонь в память о воинах, погибших во время Великой Отечественной войны. Бабушка молча возлагала цветы к подножию памятника Воину и медленно перечитывала три заветных имени: Хажимухамет Ишмухаметович Юлмухаметов, Баязит Ишмухаметович Юлмухаметов, Абдулла Ишмухаметович Юлмухаметов …
Из деревни Муксиново из одной семьи уходят на фронт 5 родных братьев- пять беркутов. Из них только двоим посчастливилось вернуться с войны: Бикмухамету (вернулся с войны, но скончался от ран), Шайхулле (дожил до старости). Баязит Ишмухаметович Юлмухаметов погиб 13 августа 1942 года в Калининской области в ожесточенных боях за Ржев. Хажимухамет Ишмухаметович Юлмухаметов пал смертью храбрых 7 декабря 1942 года под деревней Мишуково Молодотудского района Калининской области. Абдулла Ишмухаметович Юлмухаметов пропал без вести в январе 1944 года…
Мой дедушка Хажимухамет родился в 1914 году в д. Муксиново Кармаскалинского района Республики Башкортостан, был колхозником, ушел на фронт 7 марта 1942 года. 14 марта 1942 года репрессировали его отца – Ишмухамета (1885 года рождения), он был обвинен по статье 58-10, приговорен к лишению свободы на 10 лет, реабилитирован лишь в октябре 1993 года, его имя занесено в Книгу памяти Республики Башкортостан. Крепко обнимая трехлетнего сынишку, напевая любимые песни, прощается Хажимухамет с женой, родителями и родственниками. Моей бабушке было тогда всего 23 года. Она не покладая рук трудилась в тылу, выполняла все работы в колхозе: рубила лес, косила сено, жала, молотила зерновые - и воспитывала сына – Зию. Дед служил в Калининской области в первом лыжном батальоне 1245-го стрелкового полка рядовым. Всю жизнь на дне сундука нашей бабушки хранилось, как реликвия, одно-единственное письмо-треугольник, написанное дедом с фронта.
2. Чтец читает наизусть стихотворение.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
3.Чтец читает наизусть стихотворение.
От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты,
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.
Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света,
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета...
Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей,
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.
Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.
Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:
Ты – жив! О том, наверняка,
Никто другой уж не напишет.
4. Слово учителя.
Вы сейчас послушаете письмо моего дедушки – Хазимухамета Ишмухаметовича Юлмухаметова. (Учителем демонстрируется подлинник письма в рамке под стеклом). Письмо написано латинскими буквами на башкирском языке химическим карандашом, на сгибах бумага истерлась, некоторых слов уже не прочесть… Оно датировано 30 июля 1942 года.. Солдат первого лыжного батальона 1245 стрелкового полка пишет с Калининского фронта:
5. Чтец-ученик читает письмо:
Моей дорогой жене Зубайде из деревни Муксиново от мужа Хажия – большой привет. Моему дорогому сыну Зии столько приветов, сколько солдат в Красной Армии. Также передаю привет отцу и матери и моей бабушке. Моему дорогому братишке Шайхулле - много – много приветов. Посылаю привет Мукмине енге и всем ее детям. Огромный привет – дяде Баймухамету. Привет от меня - сестрам Шарифе и Асме. Еще привет – Фарвазу и Исламу. Брату Махмуту и …бике енге тоже много приветов. Мухамету, енге и Ахмату – пламенный привет. Передай привет деверю, енге и их детям,тете, дяде и Зульфару. Также приветствую Лутфуллу агая, Мастура енге, Агляма и Зифу. Привет Салиме, соседке Салиме енге и Фаиле. Бабушке Нурикамал передаю привет. Рахиме енге, Рашиту и Хайдару посылаю много приветов. Свату Муфтаху и сватье Кашифе – привет. На этом заканчиваю свое приветствие.
Напишу немного о себе. Я жив – здоров. Суточный паек у нас – 800 граммов хлеба. (Строчка на сгибе не читается, стерта.)…живем. Привыкаем – ничему уже не удивляемся. Очень по вас соскучился, хоть разочек бы приснились! Повидал бы во сне – и то стало бы лучше. Даже письма ваши до нас не доходят. Испытать такие мучения, а потом погибнуть было бы большим несчастьем. Все же надеюсь, что, если буду жив, вернусь. А вы всегда меня ждите. Дай Бог вернуться живым – здоровым на счастье сыну Зии и самому воспитать его добрым человеком. Не дай Бог осиротеть моему единственному сыну – на каждом шагу думаю об этом. Зубайда, моя просьба к тебе: заботься о сыне, не ругай и не позволяй ему плакать, никогда не обижай его.
Еще хочу сообщить, что служу вместе с Сатаровым (уроженец села Кармаскалы). Также вижу иногда из второй роты сына бабушки Кафии – Абдельхака из деревни Ибрагимово. Изредка встречаюсь с твоим братом Хурматом. Они живы – здоровы. Скажи об этом их семьям. На этом заканчиваю.
(Напишу строки одной песни)
Проснувшись утром, выхожу на улицу,
Солнце поднимается …
Будем живы - вернемся,
Освободив С С С Р.
Ладно, до свидания, читайте с сожалением.
Письмо написано 30 июля 1942 года .
Пишет Хажи Юлмыев (сокращенно от Хазимухамет Юлмухаметов)
6. Слово учителя
Этот треугольник всю жизнь хранился на дне сундука моей бабушки Зубайды Ахтямовны, он стал семейной реликвией, храним бережно, ведь это было единственное послание деда. 7 декабря 1942 года Хазимухамет Юлмухаметов погиб в деревне Мишуково Молодотудского (сейчас Оленинского) района в Калининской (ныне Тверской) области в боях с фашистами. Бабушка моя получила похоронку со словами "погиб смертью храбрых в бою за социалистическую Родину". И сейчас, когда я читаю эти строки, идут мурашки по коже. Как это пережила она в том далеком 1942-м? Она просто не поверила в смерть его, ждала, наивно думала, что похоронку прислали по ошибке, ждала его вплоть до самой своей смерти (а дожила она до 91 года, умерла в 2009 году).
Слова солдата звучали для нее как завещание. Оставшаяся вдовой в 24 года, она так и не вышла больше замуж, была верна напутствию мужа, всю жизнь посвятила единственному сыну и внукам. Вырастила сына, а потом воспитывала нас, внуков, и правнуков.
Давно уже нет того Советского Союза, за свободу и процветание которого принесены огромные человеческие жертвы. Но есть люди, которые помнят. И мы не должны допустить, чтоб оскудела наша память, чтоб заросли травой памятники нашим погибшим, чтоб откололись и потерялись мемориальные плиты на братских могилах.
Мой отец в июле 2009 года посетил тверскую землю, навестил могилу нашего деда в деревне Мишуково Оленинского района. Самой деревни нет еще со времен Великой Отечественной войны. Не восстановлены после войны и Урдом, и Куркино, и еще многие близлежащие деревни. Оно и понятно: наверное, люди не захотели поселиться снова в этих местах, где каждый сантиметр земли полит кровью. Захоронения (1108 человек) были перенесены еще в 1950 году из Мишукова в д. Куркино. А рядом с дорогой недалеко от Мишукова выстроен мемориальный комплекс: памятник неизвестному солдату и плиты с фамилиями погибших. На плитах было около 400 фамилий. Почему не все фамилии были запечатлены, ему не смогли ответить в совете ветеранов Оленинского района. Но обнадежили, что копия похоронки является основанием для увековечения памяти солдата, погибшего здесь, на тверской земле. К 65-летию Победы имя нашего деда было вписано в списки мемориального комплекса в Мишукове Оленинского района.
Кроме того, имя его увековечено в книге «Память» (13 том). (учителем демонстрируется выставка книг «Память», «Они вернулись с победой», «Герои тыла»). В этих книгах вы можете найти имена своих прадедов-воинов и прабабушек, внесших вклад в победу, работая в тылу.
Имя моей бабушки тоже внесено в книгу «Герои тыла», она была награждена 5 медалями: «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и «Ветеран труда».
7. Слово предоставляется ученикам, подготовившим сообщения о своих прадедушках-воинах и прабабушках, работавших в тылу.
(Учащиеся выступают, демонстрируя свои презентации с портретами, медалями прадедов, прабабушек)
8. Заключительное слово учителя.
Таким образом, многие наши прадеды сложили головы на полях сражений, многие вернулись, но скончались от ран… Они понимали и всем сердцем чувствовали, что воюют за счастье своих детей и за мирное небо над головами будущих своих внуков и правнуков.
9. Чтец читает стихотворение А.Т. Твардовского
Я вам жизнь завещаю, –
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
и родимой Отчизне
С честью дальше служить.
10. Беседа с учащимися
О чем строки Твардовского? Как вы их поняли? О чем задумались, познакомившись с судьбами прадедов и прабабушек? Что заставляло людей жертвовать своими жизнями? Почему важно оставаться благодарными потомками перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу?
11. Выводы. Рефлексия
Как вы поняли тему классного часа «Я вам жизнь завещаю»? Что нового вы открыли для себя сегодня? Связывали ли в годы войны треугольники фронт и тыл? Связывают ли эти письма сейчас целые поколения? Что такое историческая память? Почему важно помнить о героическом прошлом своей страны? Какие качества в себе должен сочетать истинный гражданин своего Отечества?
Список литературы
Герои тыла, Уфа, 2009. Т. 10. 912 с.
Они вернулись с победой (списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Уфа, 2001. Т. 1. 656 с.
Память. Башкортостан, Уфа, 1997. Книга 13. 512 с.