Классный час в 5 классе на тему «Юные космонавты»
Классный час "Юные космонавты"
Цель: расширить и углубить знания детей о космическом пространстве и роли нашей страны в его освоении.
Задачи: воспитание умения работать в команде, развитие познавательного интереса и творческой активности, воспитание чувств гордости за свою страну, организация соревновательной деятельности между командами.
Формы организации деятельности: индивидуальные и групповые конкурсные задания.
Оборудование: 4 скакалки, 4 воздушных шарика, по 5 карандашей четырёх цветов, детали конструктора LEGO, 4 груши на верёвке, распечатанные картинки для заданий 6 и 7, удостоверения юного космонавта для награждения команд.
Предварительная подготовка: детей в классе необходимо разделить на 4 команды, каждой из которых необходимо будет придумать название, девиз, эмблему, а также выбрать капитана. Пригласить членов жюри (учителя географии, физики, астрономии, родители, завучи).
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемое жюри. Сегодня мы с вами собрались не просто так. Ежегодно 12 апреля вся страна отмечает день космонавтики. Этот праздник связан с первым полетом человека в космос в 1961 году. Им стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Раньше многие мальчики и даже девочки хотели стать космонавтами. Сегодня мы с проверим, готовы ли вы к этой нелегкой и опасной профессии. А поможет нам в этом наше жюри.
1 конкурс «Домашнее задание»
Учитель: Уважаемые команды, каждой из вас дано было предварительное задание – придумать название, девиз и эмблему. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы справились с этой задачей.
Выступление команд.
Учитель: Уважаемые члены жюри, прошу оценить команды. Максимальный балл за это задание – 5. А пока наши эксперты работают, я вам расскажу о Валентине Терешковой. Она стала первой в мире женщиной-космонавтом и единственной женщиной, совершившей полет, длившийся почти 3 суток, в одиночку. Для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужна очень хорошая физическая подготовка. Давайте проверим, насколько наши команды готовы к полетам.
2 конкурс «Космическая физкультминутка»
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами выполним несколько упражнений на выносливость, силу, быстроту и ловкость. Итак, первый участник команды должен будет выполнить 10 отжиманий, второй – 20 прыжков со скакалкой, третий – 15 приседаний, четвертый – надуть воздушный шарик, пятый – в заранее отмеченных местах разложить карандаши, шестой – собрать разложенные пятым участником карандаши. (Учитель готовится к конкурсу заранее, выступать рекомендуется 2 командам по очереди при недостатке места. С помощью мела или бумаги нужно будет указать места, куда пятый участник команды должен положить карандаши)
Выступление команд.
Учитель: Уважаемые члены жюри, прошу оценить команды. Максимальный балл за это задание – 4. А пока наши эксперты подводят итоги, давайте поговорим о планетах. Всего выделяют 8 планет, а до 2006 года их было 9. Плутон из-за маленьких размеров лишили статуса планеты, поэтому остались Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Как вы, наверно, догадались, чтобы отправится в космос, нужны не только физические способности, но и теоретические знания. Предлагаю сейчас нам их и проверить.
3 конкурс «Звёздная викторина»
Учитель: Уважаемые команды, правила этого конкурса очень просты: я буду задавать каждой команде вопрос, у нее есть только 10 секунд на обсуждение. Если команда затрудняется, то право ответа переходит к следующей.
Вопросы викторины:
1. Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
2. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру)
3. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
4. Самая близкая к Солнцу планета (Меркурий)
5. Какая планета имеет семь колец? (Сатурн)
6. Самая дальняя планета (Нептун)
7. У какой планеты, кроме Сатурна, есть кольца? (Юпитер)
8. Планета, названная в честь римской богини любви и красоты (Венера)
9. Естественный спутник вращающийся вокруг Земли? (Луна)
10. Какую планету называют красной? (Марс)
11. Самая маленькая планета солнечной системы? (Меркурий)
12. На какой планете существует жизнь? (Земля)
13. Спутники какой планеты называются Деймос и Фобос? (Марс)
14. Спутником какой планеты является Титан? (Сатурн)
15. Какая планета была открыта с помощью телескопа? (Уран)
16. Какая планета совершает полный оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут 41 секунду? (Земля)
17. Самая яркая планета (Венера)
18. Какая планета была названа в честь римского бога морей? (Нептун)
19. У какой планеты больше всего спутников? (Юпитер)
20. Какая планета является седьмой по счету от Солнца? (Уран)
Учитель: Уважаемые члены жюри, прошу оценить команды. Максимальный балл за это задание – 5. Пока наши эксперты подводят итоги конкурса, я расскажу вам об еще одном нашем соотечественнике – Константине Эдуардовиче Циолковском. Он построил и запустил в небо воздушный шар, а потом сконструировал дирижабль. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана, моноплана, он создал проект аппарата для подводного плавания, который получил название батискаф. Он придумал ракету, изобретя реактивный двигатель. Идеи Константина Эдуардовича использованы при создании современных орбитальных станций, в которых космонавты живут долгое время. И теперь Циолковского называют отцом космонавтики.
4 конкурс «Конструкторское бюро»
Учитель: Уважаемые команды, сейчас и у вас будет возможность продемонстрировать свои умения в построении ракеты. Перед вами детали LEGO. За 3 минуты нужно построить свою модель космического корабля.
Выступление команд.
Учитель: Уважаемые члены жюри, прошу оценить космические корабли команд. Максимальный балл – 4. Сейчас речь пойдёт еще об одном нашем соотечественнике - Сергее Королёве. В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты. В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником. В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.
5 конкурс «Космический перекус»
Учитель: А теперь самое время отдохнуть и перекусить. Но в космосе, в невесомости, это сделать не просто. Задача наших космонавтов съесть грушу, висячую в воздухе, без помощи рук. Грушу на веревочке должен держать участник команды соперника и следить за соблюдением правила.
Выступление команд.
Учитель: Уважаемые члены жюри, прошу оценить команды. Максимальный балл – 4. С помощью наших великих учёных стал возможен выход человека в открытое пространство. 18-19 марта 1965 года Алексей Леонов совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Космонавты СССР сделали невозможное и справились с поставленной задачей. Совершили то, что пытались сделать все, но не смог никто. Вышли в открытый космос, сделав принципиальный шаг для всего человечества. Это событие вошло в историю советской космонавтики.
6 конкурс «Конкурс капитанов»
Учитель: Капитаны команд, прошу вас выйти ко мне. Ваша задача найти в филворде слова, связанные с космосом. Максимальный балл за это задание – 4, его получит команда, капитан которой найдёт все спрятанные слова. Время выполнения задания – 1 минута.
Ответ: космос, стрелка, белка, Королёв, спутник, Байконур, космодром.
Учитель: Капитаны, прошу прочитать, какие слова вы нашли и записали. Уважаемое жюри, оцените наших капитанов. За каждое найденное слово команда получает один балл. В филворде вам встретились слова: белка и стрелка. Именно так звали советских собак-космонавтов. Их полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили космический полёт и успешно вернулись на Землю.
7 конкурс «Межгалактические ребусы»
Учитель: В следующем конкурсе вам нужно будет разгадать ребусы. Каждая команда получает по 5 головоломок. Время на выполнение здания – 2 минуты.
Ответ: космос, телескоп, Сатурн, Плутон, галактика
Учитель: Уважаемое жюри, прошу вас оценить конкурс. За каждый верно разгаданный ребус команда получает 1 балл. Теперь я хочу вам рассказать о первом и крупнейшем космодроме в мире – Байконур. Построен и использовался как первый и основной космодром СССР, вплоть до его распада, после чего космодром из союзной собственности перешёл в ведение ставшей независимой Республики Казахстан. Сейчас комплекс арендуется Россией у Казахстана.
8 конкурс «Зашифрованное послание»
Учитель: Это наш с вами последний конкурс. Давайте представим, что мы с вами получили зашифрованное послание. Но расшифровать его будет совсем непросто. Каждая команда получит код для дешифровки, с его помощью вы должны прочитать послание. Максимальный балл – 4. Учитывается правильность и время.
Послание: «2569733 563126 33 4564561»
Ответ: «Горячий привет из космоса»
Учитель: Уважаемые члены жюри, прошу оценить команды и озвучить решение, могут ли наши ребята стать космонавтами. Пока эксперты работают, поделитесь своими впечатлениями от классного часа.
Подведение итогов игры, награждение.
Учитель: А закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением
Космонавтом стану я —
Это знает вся семья.
В дальний космос полечу
И созвездия изучу!
Всех планет не сосчитать…
Так хочу я полетать
От звезды и до звезды
Небывалой красоты!
Папе с мамой подарю
Новой звёздочки зарю,
И космический цветок
Тоже отыскать бы смог.
Сколько тайн, открытий ждут,
В даль чудесную зовут!
Только дом-Земля одна,
Будет ждать меня она.
Позвольте поблагодарить вас, ребята и уважаемое жюри, за участие в сегодняшней игре! До свидания!
Перминова Елена Федоровна
Красильникова Ирина Сергеевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Красильникова Ирина Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Красильникова Ирина Сергеевна
Аладышева Татьяна Петровна
Красильникова Ирина Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Красильникова Ирина Сергеевна