Классный час «Знай правила движения - как таблицу умножения!»
Систематизация знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия, взаимопомощи, толерантности.
Воспитание чувства взаимоуважения.
Развитие творческого, логического мышления, коммуникативных навыков
Ход урока
( Звук тормозов)
Учитель: Что означает этот звук? Как часто мы слышим эти звуки? Что такое ДТП?
"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Ученик 1: Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо в 1769 году. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей машиной, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу. Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и число дорожно-транспортных происшествий. Первое, официально зарегистрированное, дорожно-транспортное происшествие произошло 17 августа 1896 года в Великобритании. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода.
Ученик 2: Почему же существует такое явление, как дорожно-транспортное происшествие? Причин много, вот некоторые из них:
несовершенство автомобиля (как в случае с паровой машиной) или его неисправность;
плохие дороги и несовершенное регулирование дорожного движения (в начале развития автомобильного парка);
плохие погодные условия (туман, гололед, ливень);
низкая дисциплина участников дорожного движения (ДТП по вине водителя, по вине пешехода). И это в наше время основная причина
Учитель: Ежегодно в Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 35000 человек (каждое третье происшествие — по вине пешеходов), 1500 из которых — дети. И еще около 20000 детей получают травмы различной степени тяжести.
Причины детского травматизма:
— переход дороги перед близко идущим транспортом в неустановленном месте;
неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов;
переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
игры и хождение по проезжей части;
управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний Правил дорожного движения.
Основные причины дорожно-транспортных происшествий.
Итак, какие вы можете назвать основные причины ДТП?
Ученики:
Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах.
Снижение контроля со стороны родителей.
Скользкие участки дороги во время непогоды.
Снижение видимости из-за непогоды.
Яркое ослепляющее солнце.
Плохое состояние дорог.
Рассеянное внимание водителей и пешеходов.
Переход улицы в неустановленном месте.
Переход перед близко идущим транспортом.
Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта.
Подвижные игры на проезжей части.
Езда на велосипедах по проезжей части.
Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.
Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее.
Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.
Учитель:
Едва ли не каждый понимает, что знание правил безопасности движения, совершенно необходимо сегодня в повседневной жизни. Почему же, сознавая эту необходимость, дети так бездумно ведут себя на дороге? Обычно дети не готовы к опасности на дороге. «Вдруг я увидел на дороге машину», «вдруг из-за угла выехал автомобиль», «внезапно из-за автобуса я увидел машину» — в объяснениях ребят после аварии постоянно присутствует слово «вдруг». Транспорт на проезжей части не может оказаться вдруг, дорога — законное место транспорта, вдруг автомобиль может появиться только на тротуаре. Но везде он является источником повышенной опасности.
Запомните обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная. А если неисправные тормоза? И если все же вы оказались посреди дороги и на вас мчится машина, то не надо суетиться и метаться из стороны в сторону. В этом случае лучше остановиться, тогда водителю легче будет решить, с какой стороны вас лучше объехать.
Ученик 3: Но сейчас в наездах на детей виновность водителей с каждым годом снижается, а вина детей, к великому сожалению, растет. В большинстве своем причины ДТП с детьми связаны с недисциплинированностью, излишней смелостью, эгоизмом, желанием показать себя. Иногда мальчишки устраивают очень опасное развлечение, стараясь перебежать дорогу, как можно ближе к автомобилю. Они считают при этом, что демонстрируют друг перед другом свою храбрость. Однако такая «храбрость» может закончиться очень плачевно, и во многих случаях только мастерство водителя спасает «храбрецов».
Всякие игры на дороге должны быть исключены. Но опасными могут оказаться и игры вблизи дороги. То, что улица пустынна в отдельные периоды времени, притупляет чувство опасности и внимание к движущимся транспортным средствам. Это особенно проявляется во время игр, когда в погоне за мячом или приятелем можно невзначай выскочить на проезжую часть, где как раз в это время поблизости мчится машина. Так что для подвижных игр лучше выбирать место подальше от дороги.
Выступление учащихся:
О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов
Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.
Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
О дорожных знаках:
Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить.
Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном.
Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой.
Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые.
Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.
Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
«Что хотите – говорите…»
Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)
Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет)
Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Блиц-опрос по теме.
Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
Где и как должны ходить пешеходы по улице?
В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.
Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
На какие группы делятся дорожные знаки?
Кто должен знать дорожные знаки?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Безбилетный пассажир?
Дорога для трамвая?
Дом для автомобиля?
Безрельсовый трамвай?
Загадки
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет,
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход).
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (Трамвай).
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина).
Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).
Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
Вывод: Таким образом, чтобы безопасно чувствовать себя на дорогах, надо:
1. знать – ПДД;
2. уметь – предвидеть, распознавать опасность, избегать её;
3. действовать - грамотно, без паники;
4. хотеть – совершенствовать свои знания по ПДД
(Вновь звук тормозов и сирены по светофору)
- Прислушайтесь, я желаю, чтобы на дорогах вы таких звуков не слышали, пусть они встречаются только в кино.