Классный час «Путь к доброте»
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Путь к доброте»
Цели: формирование этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы; формирование потребности в понимании другого человека и навыков речевого этикета; развитие мотивации к совершению добрых и гуманных дел.
Оборудование: плед; клей; шаблоны деревьев, цветов, плодов; запись песни»Дорогою добра»; запись музыки Р.Вагнера «Сон в летнюю ночь»; видеоролик «Сердце отдаем детям – инвалидам»; мультимедийный проектор, экран, компьютер. презентация (15 слайдов)
/data/files/j1484415962.pptx (презентация)
Ход классного часа
Ученики делятся на три группы:
-Начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте ее и подумайте, чем будет посвящен наш классный час.
(Ученики слушают аудиозапись песни «Дорогою добра»
https://www.youtube.com/watch?v=jCkyr1qeahQ
-О чем эта песня? Тема нашего классного часа «Путь к доброте».
слайд 1
Что значит слово доброта? Послушайте, какое определение слову дается в толковом словаре.
слайд 2
Заранее подготовленный ученик читает определение из словаря С.И. Ожегова: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
слайд 3
- Какого человека можно назвать добрым? Добрый человек творит добро и при этом сам становится лучше, чище, светлее. Сегодня мы вместе продолжим путь к доброте и постараемся никогда с него не сворачивать. Первый шаг к доброте – доброе слово. Какие добрые , вежливые слова вы знаете? От чего зависит сила добрых слов? Посмотрите сценку и попробуйте ответить на этот вопрос.
Ученики показывают инсценировку стихотворения З.Бядули «Петрусь».
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми? От чего зависит сила добрых дел?
Спорите ли вы иногда друг с другом? О чем? Как вы чувствуете себя после спора?
Что может произойти , если в споре сталкиваются различные мнения?
Сегодня я принесла «коврик мира» . С его помощью вы будете учиться договариваться друг с другом, чтобы найти путь к мирному решению проблемы.
Учитель кладет плед в центр класса и ставит на него красивую игрушку.
- Представьте себе, что и Катя, и Света хотят взять эту игрушку. Они сядут на «коврик мира», и я сяду рядом, чтобы помочь им в ходе обсуждения этой проблемы. Если у вас предложение, как можно найти выход из этой ситуации? Как вы понимаете слова худой мир лучше доброй ссоры?
слайд 4
Русский ученый И.П. Павлов сказал «Словом можно убить, словом можно воскресить».
слайд 5
Нравится ли нам, когда нас обижают? Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? Как быть добрее?
Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения М.Лисянского.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Второй шаг к доброте – это добрые мысли. Л.Н. Толстой писал: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.» Издавна люди стремились к добру и боролись со злом. Это они отразили в пословицах.
слайд 6
- В ходе работы над пословицами используйте сигнальные карточки, если у вас возникнут затруднения, то покажите красную карточку, если вы готовы отвечать – то зеленую.
Ученики работают над пословицами:
«Худо тому, кто добра не делает никому»
слайд 7
«Не одежда красит человека, а добрые дела»
слайд 8
«Доброе дело само себя хвалит»
слайд 9
- Каким делает человека доброта?
Третий шаг к доброте – это добрые дела.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок стихотворения В.Найденова
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря.
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Доброта проявляется не только в отношении к людям, но и к животным. Иногда бывает так: завел себе человек, например, собаку, она требует внимания и заботы. Надоели хозяину эти заботы, и выбросил он его на улицу. Предательство – один из самых отвратительных поступков. Послушайте, как много горечи и боли в стихотворении Э.Асадова «Рыжая дворняга»
Два ученика на фоне музыки Р.Вагнера «Сон в летнюю ночь» читают стихотворение.
https://www.youtube.com/watch?v=0yZYHnpYuf8
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз, что есть мочи,
На месте, как бык потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
Это стихотворение никого не оставило равнодушным. О чем вы думали, когда слушали его? Верю, что вы никогда не станете похожи на этих людей, никогда не придадите друга, будь то человек или животное. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек , ручеек – в реку, реки – в море добра, поэтому спешите делать добро.
Вот только жаль , что иногда дети ошибаются в оценке своих поступков. Сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа получит листок, на котором написана какая-то ситуация. В течении двух минут вы должны обсудить ее и разъяснить остальным ученикам, являются поступки добрыми или нет. Если вы будете готовы отвечать раньше, то покажите это с помощью зеленой карточки.
Ситуация 1: Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать задание. Илья выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?
слайд 10
Ситуация 2: Надя грубо разговаривала со взрослым человеком. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?
слайд 11
Ситуация 3: Андрей нашел на улице мобильный телефон с действующей сим-картой. Он подарил его другу, потому что родители мальчика не могли купить ему такую вещь. Правильно ли поступил Андрей? Как следовало поступить?
слайд 12
- Путь к доброте – нелегкий, долгий, путь на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных поступках.
Четвертый шаг к доброте – это добрые сердца. Имея доброе сердце, вы не сможете равнодушно смотреть на чужую беду. Рядом с вами живут люди, которым особенно нужны теплота, забота и внимание окружающих. Это люди с ограниченными физическими возможностями. Несмотря на то что такие люди окружены любовью, им очень не хватает общения.
слайд 13
Учитель показывает видеоролик «Сердце отдаем детям-инвалидам»
. https://www.youtube.com/watch?v=k8xk6DF43mM
- Благодарю вас за теплый, доверительный разговор , добрые и умные мысли.
Давайте подведем итог: из чего же состоит наш путь к доброте? В народе говорят , что добрые слова корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца – сады.
слайд 14
У вас на партах лежат изображения деревьев . Приклейте к ним цветы и плоды. Если добрых мыслей у вас пока больше , чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если же все ваши добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды. Прикрепите свои деревья к листу ватмана. Как мы назовем нашу работу? Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
слайд 15
Источник: https://infourok.ru/konspekt-nod-tema-put-k-dobrote-1259565.html