Классный час в 5 классе «Россия — наша Родина»

3
0
Материал опубликован 16 December 2016 в группе

Классный час «Россия – наша Родина».

Большакова Любовь Анатольевна

учитель биологии и географии Выдропужской ОШ

филиала МОУ СОШ№2 п. Спирово

Предлагаемая разработка ориентирована на младший и средний школьный возраст (10-14 лет), интеллектуальное исследование с использованием ИКТ.

Цель: 

- Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики, сформировать личностное отношение к понятиям “Родина”, “Отечество”

Задачи:

Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;

Раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности

Обосновать связь человеческих и общественных ценностей.

Погрузить учащихся в мир культуры и духовности родной страны.


 

Планируемый результат и формирование УУД.

Личностные:

- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться  в нравственных нормах и правилах.

Регулятивные:

- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.

Познавательные:

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

Оборудование: компьютер, презентация, картины родной природы, карточки задания.

- Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость.

Мы любовно называем нашу страну Родина, как вы думаете почему?

- Потому что родились и живём в ней.

Словарная работа.

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения. Сравните: прирождённый.

- Что значит “Родина моя”? –

Ты спросишь, я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)

С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Это герб и флаг.

А вы знаете, что означают цвета Российского флага?

- Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

А кто знает, что изображено на гербе нашей страны?

- Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Как автор называет нашу страну?

- Отечество.

Словарная работа.

Слово «Родина» несет в себе материнский аспект. Оно говорит о приРОДе и о том, что РОДилось, т.е. о теле и о месте его появления. Мать всегда ассоциировалась с землей и материальным миром, поэтому и говорят «Земля-Матушка», и поэтому слово «матерь» и слово «материя» так похожи. Женщина-Мать питает ребенка подобно тому как Земля-Мать питает растения и все живое на ней.

Итак, Родина указывает на место РОЖДения и связь с РОДом, наРОДом и приРОДой.

Слово «Отечество» так же говорит за себя. Его можно прочесть двумя способами: «отеческое естество» и «отца чествовать». И если мать передает материальную составляющую, то отец – нравственную и духовную.

Таким образом, Отечество – это все что традиционно передается по отцовской линии — долг, честь, совесть, устои и традиции предков, ценности, духовный путь

Мир окружающий нас бесконечен и многообразен, но все что нас окружает можно разделить на материальный и духовный мир.

Задание для групп:

Распределите понятия на две группы: дорогая мебель, картина «Три богатыря», красивая одежда, опера П.И. Чайковского «Щелкунчик», компьютер, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

1.Дорогая мебель 1. Картина «Три Богатыря»

2. Красивая одежда 2. Опера П.И. Чайковского «Щелкунчик»

3. Компьютер 3. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задание для групп: «Мозговой штурм»

Давайте дадим определения понятий «Материальный мир» и «духовный мир».

Материальный мир – это вещи, предметы среди которых живёт человек и явления природы.

Духовный мир – это знания и информация, содержащиеся в книгах произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир называют миром культуры.

Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.

Жизнь человека — это труд, причём труд не только физический и умственный, но и труд души.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

Даже наши дела можно разделить на физический труд и «труд души»

Задание для групп:

Распределите словосочетания на группы: любовь к семье, плотничество, мытьё полов, прополка клумб, любовь к Отечеству, помощь людям, забота о младших, уважение старших, уборка класса.

Как во внутреннем мире, так и во внешнем есть высокое и низкое, светлое и тёмное, благоприятное для человека и опасное для него. Есть такие качества как добро, любовь, зло, честь, милосердие, жестокость.

Задание для групп:

Подберите пары - синонимы, и выделите положительные качества и отрицательные: любовь, честь, зло, добро, бесчестие, милосердие, жестокость, ложь, ненависть, правда.

Человек сам вправе определить, что из этого выбрать, чем питать свою душу.

Этот выбор никогда не бывает лёгким.

Как не разрушить свой внутренний мир? В духовном мире есть свои дороги, которые называются традиции. По этим дорогам шли наши предки, и нам с вами предстоит пройти этими догами. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Ведь в нашей стране проживает более 100 народов и народностей, и каждый народ имеет свои традиции, культуру и национальные особенности которые делают его самобытным.

Давайте вспомним традиционные праздники нашего села: «Масленица», «День села», крестный ход в праздник в честь иконы «Смоленской Одигитрии».

Народы нашей страны бережно хранят свои традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Мы должны уважать традиции и культуру других народов, ведь все вместе мы составляем одну дружную семью.

XXI век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им, мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей

Родиной.

Домашнее задание: Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Источники:

http://gazeta.rodpomestye.info/rodina/rodovoe-ot-slova-rodina

http://www.pravo.aodb-blag.ru/mosaic_law/poems/our_motherland_russia/

http://fb.ru/article/76933/ofitsialnyie-simvolyi-gosudarstva-chto-oboznachayut-tsveta-rossiyskogo-flaga

http://www.ruthenia.ru/60s/zaboloz/dusha.htm

http://alter-world.net/2014/07/25/slovar-rodina-otechestvo-patriotizm-strana-derzhava-gosudarstvo/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.