Технологическая карта по окружающему миру «Россия — наша Родина» (2–3 классы)
Класс: 2,3
Дата: 10.04
Технологическая карта по окружающему миру
Тема |
«Россия- наша Родина» |
Цель |
Формирование представлений о стране Россия |
Задачи |
Образовательная: -познакомить с понятием Родина, географическим положением России на карте, климатическими условиями, полезными ископаемыми, народами и традициями страны; -познакомить с языком географических карт, со словами и понятиями, с ними связанными, научить путешествовать по карте; -знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру, с природными зонами нашей страны мира Развивающая: -развивать положительно-личностные качества, наблюдательность, внимание, письменную и устную речь. Воспитательная: -воспитывать патриотизм, любовь к Родине, формировать гражданскую позицию. |
Планируемые результаты |
Предметные: -Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия -Называть и показывать на карте свою страну, её столицу, свой город -Развивают устную речь, логическое мышление; -Учатся высказывать свою точку зрения. -Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение, вести диалог, осознавать свою --учебную задачу -Учатся различать, узнавать изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств, проводить простейшую классификацию изученных объектов. Метапредметные: Личностные: Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; Формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира; УУД: Познавательные: Выявлять существенную информацию из рассказа учителя; Уметь фиксировать проблему; Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: Уметь организовывать свое рабочее место; Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану; Различать способ и результат действия. Выполнять задание по образцу. Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном. Корректировать действия по ходу его выполнения; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия; Оформлять свои мысли в устной форме; Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; |
Основные понятия |
Родина, Россия, область |
Межпредметные связи |
История, география, русский язык, экология |
Оборудование |
Учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев 2кл. 2 ч., рабочая тетрадь на печатной основе, карточки для рефлексии, презентация, |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
I. Организация класса на работу |
||||
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке |
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. Рефлексия -Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите свое имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что - то тревожит, огорчает, нарисуйте елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. -Отложите карточки, они нам пригодятся в конце урока. |
Приветствуют учителя. Готовятся и настраиваются на урок. Проводят рефлексию. |
Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия |
Регулятивные: Уметь организовывать свое рабочее место Коммуникативные: Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия. Личностные: Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика» |
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. |
||||
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
-Сегодня мы завершаем путешествие по странам мира и узнаем много интересного еще об одной стране. -А для того что бы узнать тему урока прослушаем мелодию. Слушанье Гимна России. -Что за мелодия звучала? (Гимн России) -О чем в ней поется? (О России) -Какие чувства у вас вызвала эта музыка? М.О. -Ребята, это звучал гимн страны, в которой мы живем. Тема нашего урока – Россия- наша Родина. -Сегодня вы узнаете много нового и интересного! -Ребята, подумайте, какие задачи мы можем поставить на урок? (варианты детей) - Узнать, что такое Родина. Познакомится с страной, в которой мы живем, с народами, достопримечательностями. |
Выдвигают предположения о теме урока. С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель, определяют задачи. |
Развивают устную речь, логическое мышление; Учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу |
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: Выявлять существенную информацию из рассказа учителя; Уметь фиксировать проблему; Личностные: Формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
III Изучение нового материала |
||||
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала. Сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию. |
Фронтальная работа -Где ты родился? (В Кемерово, в России и т.п.) -Где твой дом? (В Ленинском районе. На улице Ленина) -Где жили твои предки? -А как вы понимаете слово предки? ( деды, прадеды, родственники, жившие задолго до нашего времени) -Где тебя знают, любят и ждут? (дома, в школе, в гостях) -Что такое Родина? М.О. Родина- это там, где мы родились, где наш дом, где жили наши предки, где нас знают, любят и ждут. Работа по учебнику. -Откройте учебник на с. 82. -Найдите слова… (показывает наглядно) -За Лену читает… -За Мишу читает… -Ребята, а за что вы любите свою страну? -За что можно гордиться нашей страной? М.О. Сегодня мы узнаем, чем еще можно гордиться за нашу великую страну. -Ребята, прочитайте вопрос под синим кружком про себя. -Кто знает? -А теперь прочитаем более подробно по учебнику. -Ребята, объясните, что значит добровольное объединение? -Как вы понимаете слова «равноправные народы»? -Так что же такое России? М.О. -И так ребята, как вы поняли, что такое федерация? Беседа о символах. -Вспомните, какие символы есть у любого государства, страны? (Это флаг страны, гимн, герб…) -У нашей страны тоже есть символы- это флаг, герб и гимн. -Это флаг. (Демонстрация на слайде) Он из трех цветов. -Как вы думаете, что обозначают эти цвета? -Почему именно эти цвета, а не другие? М.О. -Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали: белый цвет — благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. Работа в тетрадях на печатной основе - А для того чтобы запомнить цвета флага нашей страны, откройте свои рабочие печатные тетради на с.69 (шестьдесят девятой) №1. -Раскрасьте флаг нашей страны подходящими цветами. -Кто раскрасил, отложите тетради и закройте их. -Гимн России вы уже слышали сегодня. -Как вы думаете, когда и где он играет? Где можно услышать гимн? (на новый год, на праздники и т.д.) М.О. -Гимн — России-это торжественная песня. -Ребята, а вы знаете, что такое герб? Это отличительный знак государства. У каждого государства есть герб, как и у нашего. -Посмотрите на герб, что на нем изображено? -Двуглавый орёл, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. -Где вы можете встретить герб России? (на монетах) М.О. -И так какие символы есть у нашей страны? -Вспомните, а что такое столица? (главный город государства) -А вы знаете столицу нашего государства? (город Москва) -Что вы знаете о Москве? -Кто бывал в Москве? -Что интересного вы видели там? (Показ Красной площади, Кремля, Большого театра на слайде) -А какие крупные города вы еще знаете? (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург) (Показ городов и их главных достопримечательностей на слайдах) -А в каком городе мы живем? -Он не такой крупный как те о которых мы сейчас говорили. Но в нём тоже есть красивые места и достопримечательности. -Наш город Кемерово является столицей нашей области, он главный город в нашем крае. (показ на слайдах) М.О. -Город в котором мы живем, то место в котором мы родились, наш край- это наша малая родина. Поэтому, когда мы говорим о нашем городе, как о родине, то слово родина пишем с маленькой буквы, а если говорим в целом о нашей стране как о Родине, то это слово пишем с большой буквой. (демонстрация на слайде) Работа по карте -В учебнике на с.83 Прочитайте про себя вопрос под серым кружком. -Для того чтобы узнать в каких полушариях находится наша страна, откройте с. 96-97. Эта карта вам поможет найти ответ. М.О. -Территория нашей страны на столько большая, что находится и в восточном и в западном полушариях. -Ребята, посмотрите на доску. На доске карта мира. -Посмотрите внимательно на карту, кто может показать границы нашей страны? -Сравните, нашу страну с другими странами, что вы заметили? (Что её территория больше других стран) М.О. -А теперь прочитаем более подробно по учебнику. -Читаем начиная со слов- «Наша страна…» -Читает… (имя ребенка) -Ребята, территория нашей страны очень большая, и для того чтобы указать что где находиться её делят на части. -Прочитайте вопрос ниже с синим кружком. -Рассмотрим карту ниже. -Какие части вы видите? -Перечислите их. -А вы знаете в какой части живем мы? (Мы живем в Сибири) -А вы знаете, почему на карте разные цвета? (Зеленым цветом обозначены равнины и низменности, более темными желтыми, коричневыми цветами обозначены горы, пустыни) -А теперь посмотрим какие моря омывают нашу страну. Работа в тетрадях на печатной основе -Откройте свои рабочие печатные тетради на с. 69 №1 (первый) -Прочитайте задание про себя. -Флаг вы уже раскрасили, подпишите названия морей, кто затрудняется воспользуйтесь учебником. -Кто выполнит задание отложите рабочие тетради. -Поднимите руку, кто готов работать дальше. -Кто нас задерживает? Демонстрация карты Кемеровской области. -Давайте посмотрим, где расположен наш город на карте. М.О. -Эта карта нашей области-Кемеровской области, нашего края, значит нашей малой родины. -Какие области граничат с нашей? (Томская, Новосибирская области, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Хакасия и Красноярский край) -В нашей области кроме города Кемерово, много других городов, поселков, деревень. -Какие города нашей области вы знаете? (Новокузнецк, Белово, Березовский, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и др.) -В каких из этих городов вы бывали? -А кто знает, сколько ехать на поезде из нашего города в Москву? -Ребята, в нашей стране много плодородных земель. -Как вы думаете, что значит плодородные? -На них выращивают овощи, фрукты, зерно. -Прочитайте вопрос на с.83 со слов – «В каких частях…» -Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, что выращивают в нашей стране? - Как вы думаете где растут эти культуры? -А что растет в нашей области? (картофель, помидоры, зерно) М.О. -Ребята, многие овощи и фрукты могут расти только в теплых местах, где больше светит солнце, где теплее. Это такие как арбуз, кукуруза, яблоки, груши, виноград и т.д. Мы живем в такой части России, где преобладает холодная погода, солнце светит очень мало, поэтому в нашей области не выращивают арбузы, яблоки и т.д.; -Вы замечали, что на многих огородах стоят теплицы? (Это для того чтобы растению было теплее, и оно дало свои плоды.) -Ребята, как вы думаете, что значит подземные богатства? (которые находятся под землей) -Что называют полезными ископаемыми? (горные породы, которые человек использует в хозяйстве) Работа в парах -Ребята, а сейчас вы поработаете по парам. -Как следует работать в парах? (слушать друг друга, приходить к единому мнению, работать тихо, чтобы не мешать другим) -Вашей задачей будет поработать с (картинкой) иллюстрацией по полезным ископаемым и как их используют, попробуйте сформулировать составить предложения. -Поднимите руку чья пара готова работать дальше -Кто нас задерживает? Фронтальная работа -Ребята, для чего нам нужна нефть? Что из нее добывают? (Из нефти делают бензин) -Для чего нам нужен уголь? (уголь-это топливо. Он отапливает дома, дает тепло, так же из него можно сделать лекарства) -Для чего нам нужна железная руда? (Что бы делать железные предметы, замки, строительные предметы, трубы) -Что делают из драгоценных камней? (украшения) -А вы знаете кто мастерит и изготавливает драгоценные украшения? (Ювелир) Работа с картой -Ребята, давайте узнаем где добывают эти полезные ископаемые, в каких частях нашей страны. -Откройте учебник на с.114-ой- 115-ой. -Где добывают Алмазы? (Показ алмазов на слайде) -Где добывают самоцветы? (показ самоцветов на слайде) -Где добывают железную руду? (показ на слайде) -Где добывают нефть? (показ на слайде) -Где добывают уголь? (показ на слайде) -А вы слышали раньше слово Кузбасс? М.О. Так часто называют край, в котором мы живем. В нашей области добывают каменный уголь, который необходим не только в нашей стране, но и другим странам, чтобы обогревать свои дома, получать тепло. -Какие народы России вам известны? (показ народов на слайде, их традиционные костюмы) -А теперь прочитаем более подробно в учебнике на с. 84. Начиная со слов «В России живут…» -Читает… (имя) -Ребята, а вы знаете какие коренные народы живут на территории нашей области? (шорцы, телеуты) (показ на слайдах) -Что значит коренные? (жившие с давних времен, первые кто жил на этой земле) Работа с картой. -Откройте учебник на с. 85. -Посмотрите на карту и подумаете, в каких частях живет больше всего людей. -Как вы думаете, где в России больше дорог? -Где больше заводов и фабрик? -Где больше научных центров? М.О. Люди живут там, где удобнее, комфортнее. Где климат (погода) более благоприятные чтобы жить, выращивать овощи и фрукты. -А теперь прочитаем более подробно в учебнике, начиная со слов «С давних времён…» -Наша страна богата не только территорией, природными богатствами, народами, но и мастерами. Мы можем гордиться своей историей, культурой, достижениями науки и техники. -Прочитайте вопрос под синим кружком. -О Гжеле вам расскажет… (Сообщения детей) Гжель-это изделия из керамики с сочной синей росписью на белом фоне. Значение названия «Гжель», — это обширный район, где зародилась традиция изготовления этих изделий, состоящий из 27 деревень, расположен рядом с Москвой. (Показ на слайде) Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся Нижнем Новгороде. Хохлома это- декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. Изделия из бересты— береста — это верхний слой коры берёзы. Издавна на Руси бересту использовали для строительства домов, бересту использовали как бумагу и писали на ней. Берёста это хороший и красивы материал для изготовления шкатулок, панно, сувениров, коробочек. -Ребята, откройте с. 86 в учебнике и прочитайте вопрос под синим кружком. -Подумайте, о чем говорят эти фотографии, Выберите любую фотографию и составьте по нему предложение -Кто готов поднимите руку. -Кто нас задерживает? -О чем говорит первая фотография? Кижи На острове Кижи, расположены исторические старинные церкви и колокольни, окружённых единой оградой. (Показ слайдов) -О чем говорит вторая фотография? (Что в городе Суздале, расположенном в Европейской части России, много церквей и православных храмов) -О чем говорит третья фотография? (Город Казань, богат мечетями. Мечеть- это храм, для мусульман.) -Посмотрите на следующие 3 фотографии, в чем они похожи? (в любом городе нашей страны есть памятники и скульптуры героям и памятным датам) -Какое спортивное мероприятие было проведено в России в прошлом году? (Зимние Олимпийские игры, в нашей стране развит спорт) -В России развиты исследования о космосе. -Кто был первым человеком, который побывал на в космосе? (Юрий Гагарин) -Вспомните какой праздник близится? (12 апреля день космонавтики) А какого космонавта, который родился в нашем городе вы знаете? (Беседа о Леонове. Показ слайдов) -В нашей стране развиты исследования в науке. |
Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы, определяют каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть). Вступают в диалог. Выполняют задание на новый материал. Предлагают своё обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. |
Учатся различать, узнавать изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств, проводить простейшую классификацию изученных объектов.
|
Познавательные: Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану. Различать способ и результат действия. Личностные: Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира; Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; |
IV Закрепление нового материала |
||||
-А сейчас мы закрепим то что мы узнали сегодня на уроке. -Прочитайте вопрос на с.87. Корабль -О том, что нашу страну омывают много морей, по Северному Ледовитому океану плывет ледокол. Москва. -В столице нашей Родине протекает река Москва. Нефть -В нашей стране добывают много нефти. Мастер -С древних времен на Руси люди обрабатывали камни, изготавливали малахитовые вазы, шкатулки. -Горы -В нашей стране развит горнолыжный спорт. -Ребята, а в нашей области развит этот спорт? (Горный Шерегеш) -А кто там бывал? Работа в тетрадях на печатной основе. -Откройте свои рабочие тетради на с.69 №2. -Прочитайте задание и выполните его. -Кто готов поднимите руку. -Кто нас задерживает? Проверка задания -Что вы написали к первой картинке с печкой? |
Выполняют задание на закрепление материала. Обобщают делают вывод по проблеме. Учащиеся читают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы учителя; |
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, Формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
Регулятивные: Выполнять задание по образцу. Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном. Корректировать действия по ходу его выполнения; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; |
|
V Подведение итогов урока |
||||
Обобщить и закрепить полученные школьниками знания. Оценить учащихся. |
Обобщим наши знания -Что нового вы сегодня узнали? -Что было больше всего интересно? -Что такое Родина? -Какая она бывает? -Чем гордятся граждане России? Рефлексия - Узнаем ваше настроение на конец урока. На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите свое имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что - то тревожит, огорчает, нарисуйте елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. Оценивание работы детей -Спасибо вам за продуктивный урок! До свиданья! Д.з. Учебник с.87 вопрос №2, р.т. №3,4,5,6. |
Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания урока своей работы на уроке, формулируют выводы, Проводят рефлексию |
Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия. |
Коммуникативные: Учатся оформлять свои мысли в устной форме: Регулятивные: Адекватно оценивать свои возможности, учебную задачу; |