Технологическая карта урока обществознания в 5 классе «Наша Родина — Россия!»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока |
Моя Родина - Россия |
||||||||
Тип урока |
Урок-проект |
||||||||
Цель урока |
Познакомить с понятием «малая родина»; показать, что наша Родина – многонациональная; выяснить, что объединяет разные народы РФ; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в РФ. |
||||||||
Образовательные ресурсы |
Презентация, видеоклипы, раздаточный материл приложений (кейсы) |
||||||||
методы и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Технология: Кейс-технология Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах |
||||||||
Основные понятия |
Россия, Родина, малая родина, субъект РФ, государственный язык, патриот, многонациональный народ, |
||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|||||||
Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность |
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа |
|||||||
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика |
|||||
1.Организационный этап. |
1 мин |
Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей. А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе с нами работать. Садитесь. Итак, мы начинаем урок. |
Приветствие учителя, друг друга. |
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
|||||
2. Актуализация знаний |
5 мин |
Просмотрите видеоклип./data/files/s1500202275.wmv (клип) О чем эта песня? Как называется наша Родина? Покажите на карте. Но мы уже говорили о России на прошлом уроке./data/files/v1500202642.ppt (презентация) У вас на рабочих столах есть таблица№1 «Знаю, узнал, хочу узнать»/data/files/x1500202567.docx (таблица) Заполните первый столбец (таблица №1) |
Прослушивают песню «С чего начинается Родина?», делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Показывают на карте территорию России и столицу Москву. Заполняют таблицу |
Познавательные УУД: выделение нужной информации из клипа; работа с картой; актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли |
|||||
3. Обобщение и систематизация знаний |
5 мин |
Проверим, что вы знаете о нашей родине – России? Родина – это Отечество, родная сторона. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. - Кто Отечество предает, тот нечистой силе свою душу продает. - Кто родиной торгует, того кара не минует. -Много стран прошел, а добро лишь на родине нашел. |
Выполнять различные задания (см. презентацию Слайды №2- 4) Презентация. Слайд №5 |
Познавательные УУД: умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез; их обоснование Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в паре |
|||||
4.Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся |
5 мин |
-Велика русская земля и везде солнышко. Всюду хорошо, а дома лучше. Обратите внимание на последнюю пословицу: сколько здесь упоминается родных мест (родин)? Может ли быть несколько родин? Подведем итог: Родина – страна, где родился человек Малая родина – место, где родился человек Значит, о чем мы будем конкретно говорить (о какой родине – малой родине – Саратовской области)? Цель: Что представляет наша Малая родина? Нам нужно написать письмо другу о своей родине. Ребята, как мы сможем добиться поставленной цели? Предлагаю разделиться на группы. 1.Местоположение (Географы) 2.Население(Социологии и Этнографы) 3.Можно ли считать субъектом РФ?(Политики) |
Беседа (выход на понятия «большая родина», «малая родина») Определяют цель и задачи (план работы) Работа с картой (находят Саратовскую область - слайд № |
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение определять последовательность промежуточных целей |
|||||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации Групповая проектная работа. |
15 мин 3мин |
Задание группам: Проекты:/data/files/w1500202885.doc (кейс) 1-я группа: (Географы (местоположение). 2-я группа – Правоведы (доказать, что Саратовская область – субъект РФ) 3-я группа: Социологи (какие народы проживают на территории Саратовской области) 4-6.группы: Этнографы (определить особенности народов). Учитель дополняет разговор о различиях народов (Мультфильм на татарском языке «Курочка Ряба»)/data/files/j1500202853.mp4 (мультфильм) Для выполнения работы используют дополнительный материал. Презентация выполнения работы Подведем итог . Мы разные? А могут ли разные народы проживать в одной стране? Что может их объединять? История, культура, русский язык, патриотизм. Русский язык – государственный. Что это значит (с 93) Патриот (работа с понятием) Почему человек любит свою родину? Что значит быть истинным патриотом? (с 98) |
Работают с «кейсом». Определить источник для работы, а также цель работы с данным источником учащиеся должны самостоятельно). Учитель консультирует Презентуют свои работы, комментируя и заполняя слайды презентации. Слайды 9-11 Оценивают каждый работу другой группы Слайд 12 Одна группа – «Журналисты» проводят социологический опрос гостей. Другие группы работают с источниками (кейс с.9) Заполнение схемы (см. презентацию. Слайд № 14 ) Работа с учебником Работа со словарем Работа с «кейсом» с 7 Работа с учебником |
Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. |
|||||
6. Рефлексия |
5 мин |
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале нашего урока? Получилось ли у нас это сделать? Задание: Закончите фразу (по выбору) Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно…. Я понял, что…. У меня получилось… Я смог… Я попробую… Мне хотелось… Заполните Таблицу№1 (2 и 3 колонки) |
Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях. А затем выборочно проговаривают свои записи Заполняют таблицу |
Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность |
|||||
7.Домашнее задание |
2 мин |
1)П. 11, с.93-98, словарь (выучить понятия) 2) зад №5 с 98 |
|||||||
8. Итог урока |
2 мин |
Ребята, сложите все ваши оценочные листы на край стола. На их основании и моим наблюдениям я вам выставлю оценки к следующему уроку Урок закончен. Спасибо всем за участие. |
.
8
Скрипникова Валентина Михайловна
Шайкина Евгения Николаевна