Статья «Когда профилактика подросткового употребления психоактивных веществ действительно эффективна?»
Методы работы с современной молодежью в области формирования ценностей здорового образа жизни совершенствуются с каждым годом: что-то уходит в разряд «недейственных», а что-то приносит свои плоды. С апреля по сентябрь 2022 года эксперты общероссийской общественной организации «Общее дело» в рамках исследования «Изучение эффективности профилактической деятельности в области профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях образовательных организаций» работали с подростками Московской области, чтобы узнать, какие методы борьбы с опасной зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ) сегодня действительно работают.
Лекции или фильмы?
Понимая, как разнообразна сегодня визуальная культура, логично было предположить, что в лидеры самых эффективных методов работы у подростков выйдет просмотр и обсуждение кинофильмов о психоактивных веществах и разработка проектов с включением медиа-возможностей. Однако, живой отклик детей и их желание делиться происходящим в образовательном процессе со сверстниками и родителями получили как обсуждение видеоматериалов, тренинговые занятия с игровыми элементами, так и лекции и беседы по темам профилактической программы.
Описывая свои предпочтения в разнообразии форм занятий, на первое место школьники поставили тематические беседы, на второе – просмотр и обсуждение кинофильмов, на третье – деловые игры, и, наконец, на четвертом оказалось создание творческих проектов по профилактической тематике.
Подростки рассказали, что, работая именно с этими форматами, они получили высокий уровень удовлетворенности и хотели бы продолжать занятия. Более того, подростки составили своеобразный рейтинг последствий и новообразований, которые фиксируют у себя после полученного опыта участия в профилактических программах. Так, у школьников повысился уровень осведомленности в вопросах вреда психоактивных веществ, нашлись единомышленники, появилась новая цель и ориентиры в жизни и даже наметились профессиональные перспективы.
А что заметили родители и учителя?
Активно школьники делились впечатлениями о программах профилактики со своими родителями. Эксперты «Общего дела» пообщались с ними, чтобы понять, как они относятся к программам профилактики, и о каких именно форматах работы ребята активно рассказывали членам семьи. Так, основными эффективными формами взаимодействия, по мнению родителей, стали на лекции и беседы и создание проектов, деловые игры и просмотр кинофильмов по тематическим разделам.
В результате, по мнению родителей, в ходе профилактических занятий у их ребенка сформировался рейтинг значимых результатов. Родители отметили, что наблюдают повышение уровня осведомленности у ребенка по вопросам употребления ПАВ, формирование новой жизненной позиции и новой цели и ориентиров в жизни.
Педагоги Московской области, участвующие в исследовании, подчеркнули, что разноплановость профилактических занятий, действительно, находит позитивный отклик у ребят. Подростки, по наблюдениям педагогов, охотно отзывались на возможность участия в дискуссиях и дебатах, деловых играх и проектах. Кино- и видеоматериалы, использованные к просмотру и обсуждению, были актуальны и вызывали живой интерес, а создание рекламных проектов антинаркотической, антиалкогольной и антиникотиновой направленности опирались на творческие возможности и потребность самовыражения, и потому тоже находили поддержку.
Эксперты «Общего дела» уверены, разнообразные формы взаимодействия – главный критерий вовлеченности школьников в работу. Для подростков важно получать информацию как из лекций и фильмов, так и тренингов и игр – именно широкий спектр вариантов взаимодействия помогает молодежи глубоко усваивать материал, удовлетворяя разные эмоциональные и интеллектуальные потребности, формировать собственные убеждения, касающиеся здорового образа жизни, и формировать важнейшие для развития личности ориентиры.
_____
Материалы исследования «Общего дела» также используются в публикациях СМИ: