12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кайнара Светлана Ефимовна68

t1618381853aa.jpg

t1618381853ab.png


Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

ОСП "ИТ" ГОУ ВО ЛНР "ДонГТИ"





Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия на тему:

«Когда строку диктует чувство...»,

посвященное 131-й годовщине со дня рождения

Б. Л. Пастернака



t1618381853ac.jpg




Алчевск, 2021


Разработала: С. Е. Кайнара, преподаватель литературы





Утверждено: Л.Л. Кузьмина - заместитель директора по учебно-воспитательной работе





Рассмотрено и одобрено комиссией филологических дисциплин

Протокол №___ от «__» ________20__ г.

Председатель комиссии филологических дисциплин __________ Н.В. Ткаченко



Обучающая цель: познакомить обучающихся с вехами жизненного и творческого пути лауреата Нобелевской премии Б. Л. Пастернака, всеобъемлюще раскрыть мировоззрение поэта;



Развивающая цель: формировать эстетический вкус, высокую духовность, стремление к пониманию поэзии, выразительному чтению, творческому поиску;



Воспитательная цель: утверждать высокие чувства патриотизма, образованности, общей культуры и гармонии человека.




t1618381853ad.jpg

Стихи мои, бегом, бегом.

Мне в вас нужна, как никогда.

С бульвара за угол есть дом,

Где дней порвалась череда,

Где пуст уют и брошен труд,

И плачут, думают и ждут.


Б. Пастернак



Вступительное слово преподавателя С. Е.Кайнары:

Борис Пастернак занимает видное место в поэзии эпохи 20 столетия, (фильм портрет)

Это поэт большого и совершенно своеобразного дарования, существенно обогативший культуру современного стихосложения. При всем этом на искусстве Б. Пастернака, как и на истории 20 века, лежит печать противоречий жизни. На этой почве сложилось субъективно-идеологическое мировоззрение Б. Пастернака, обусловившее его художественные выводы и убеждения.

Звучит музыка Шопена Соната №5 ре мажор

ПОЭТ « Посреди ночи я проснулся от сладкой, щемящей муки, в такой мере ранее не испытанной. Я закричал и заплакал от тоски и страха, но музыка заглушала мои слезы, и только, когда часть трио доиграли до конца, меня услышали. Показалась мама, склонилась надо мной и быстро меня успокоила. Наверное, меня вынесли к гостям, или, может быть, сквозь раму открытой двери я увидел гостиную... Там мигали ресницами свечи. Они ярко освещали красное лакированное дерево скрипки и виолончели. Чернел рояль... От чего же я плакал так, и так памятно мое страдание? К звуку фортепиано я привык, на нем артистически играла моя мать. Голос рояля казался мне неотъемлемой принадлежностью самой музыки.

Но звуки виолончели были мне непривычны и встревожили меня необычайно

Эта ночь, как межа пролегла между беспамятностью младенчества и моим дальнейшим детством, пришла моя память, и заработало сознание, отныне без больших перерывов и провалов, как у взрослого!

Поэт уходит. Музыка звучит громче, и только после последних аккордов сонаты – слова ведущих.

ВЕДУЩИЙ I. Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец - известный художник, академик живописи - Леонид Осипович Пастернак. Мать — известная пианистка — Кауфман.

ВЕДУЩИЙ II. Первое творческое пристрастие Пастернака всецело было отдано музыке. Два божества было у него - Шопен и Скрябин. С 13 лет он посвятил себя музыкальному сочинительству.

ВЕДУЩИЙ I. Но после шести лет упорных занятий музыка была оставлена навсегда. В 1909 году Пастернак поступает на историко-филологический факультет Московского университета.

ВЕДУЩИЙ II. В 1912 году он едет в Германию, в Марбургский университет, чтобы пополнить свое философское образование.

ВЕДУЩИЙ I. Всё это не пропало даром. Уже первые его книги показали, что в литературу пришел художник, соединивший в себе пластику, мелодику, мысль. (поднимают наглядные листы: 1- пластика, 2-мелодика, 3-мысль)

ВЕДУЩИЙ II. Это разные грани кристалла, именуемого Борис Пастернак. (все вместе)

Звучит «Ноктюрн» А. Скрябина.

ЧТЕЦ.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука

Натянутая тетива

Тугого лука.

ВЕДУЩИЙ I. Марина Цветаева писала: «Внешнее осуществление Пастернака - прекрасно: что-то в лице... и от араба и от его коня: настороженность, вслушивание - вот-вот... Полнейшая готовность к бегу. Громадная, точно конская, дикая и робкая раскосость глаз. Впечатление, что всегда что-то слушает, непрерывность внимания и вдруг - прорыв в слово - чаще всего в довременное какое-то: точно утес заговорил, или дуб».

ВЕДУЩИЙ II. Анна Ахматова сказала о нем так:

Он награжден каким-то вечным детством,

той щедростью и зоркостью светил,

и вся земля была его наследством,

а он ее со всеми разделил.

Песня: «Февраль. Достать чернил и плакать!»

t1618381853ae.jpg

ВЕДУЩИЙ I. Это стихотворения из первого сборника Пастернака «Начальная пора». Затем была книга — «Поверх барьеров».

ВЕДУЩИЙ II. Но настоящую известность поэту принесла книга «Сестра моя жизнь», вышедшая в 1922 году. Вот как говорит поэт о назначении поэзии

Картинки природы

t1618381853af.jpgt1618381853ag.jpgt1618381853ah.jpg


t1618381853ai.jpgt1618381853aj.jpgt1618381853ak.jpg


ЧТЕЦ. Определение поэзии:

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пультов и флейт – Фигаро

Площе досок в воде - духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная - место глухое.

ВЕДУЩИЙ I. После выхода поэтического сборника «Темы и вариации», во многом бывшего продолжением книги «Сестра моя - жизнь», начинается работа над поэмами «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», романом в стихах «Спекторский». (поднимают наглядные листы с названием произведений)

ВЕДУЩИЙ II. Он много и увлеченно работает. В журналах появляются не только его стихи, но и проза: «Охранная грамота», «Детство Люверс». А с 1936 года он целиком отдает силы переводам Шекспира, Шиллера, Гете, Рильке, Верлена.

Прелюдие №6 си минор Шопена

Появляется Поэт.

Песня М. Таривердиева «Никого не будет в доме»

t1618381853al.jpgt1618381853am.jpg

t1618381853an.jpg

ПОЭТ. В послевоенное время я познакомился с молодой женщиной - Ольгой Всеволодовной Ивинской. Она - олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла... Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела... Она - мой большой, большой друг.

Звучит песня М. Таривердиева на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме...». Появляется Ольга.

ОЛЬГА. «В 1946 году я работала в «Новом мире» зав. отделом начинающих авторов. Мне было 34 года. И вот однажды я смотрю в окно и слышу за спиной: «Борис Леонидович, я сейчас познакомлю вас с самой горячей вашей поклонницей. Мимолетный, светский разговор, его взгляд — и все стало понятно и неотвратимо».

Студентка. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь» (....Мело, мело по всей земле, во все пределы...)

Аккомпанирует гитара. Фон на экране - иллюстрации зимних пейзажей.

t1618381853ao.jpgt1618381853ap.jpgt1618381853aq.jpg



ПОЭТ. Засыплет снег дороги,

Завалит скаты крыш.

Пойду размять я ноги:

За дверью ты стоишь.

Одна, в пальто осеннем,

Без шляпы, без калош,

Ты борешься с волненьем

И мокрый снег жуешь.

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу.

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу.

Течет вода с косынки

За рукава в обшлаг,

И каплями росинки

Сверкают в волосах.

И прядью белокурой

Озарены: лицо,

Косынка, и фигура,

И это пальтецо.

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска,

И весь твой облик слажен

Из одного куска.

ОЛЬГА. Что он сказал тогда? Спросил, есть ли у меня его книги. Удивился, что всего одна.

ПОЭТ. Ну, я вам достану, хотя книги почти все розданы.

ОЛЬГА. Я вернулась домой в страшном смятении. Позади было уже столько трагедий - самоубийство первого мужа, смерть второго на ее руках.

ОЛЬГА. Осиротевшие дети - Ирина и Митя. Мама уже отсидела три года - что-то кому-то сказала о Сталине.

ПОЭТ. А у Пастернака - вторая жена, дети.

ОЛЬГА. На следующий день на моем рабочем столе лежали пять книжечек Бориса Леонидовича.

ПОЭТ. Через несколько дней Пастернак позвонит в редакцию и вызовет ее к памятнику Пушкину.

ПОЭТ. Я хочу, чтобы вы говорили мне «ты», потому что «вы» - уже ложь.

ОЛЬГА. Потом бесконечные блуждания по старым московским улицам, какое-то обрушившееся, нагрянувшее, кромешное счастье вперемешку с мучительными объяснениями. Имели ли мы право на счастье? Мы не раз уходили друг от друга, чтобы больше не встретиться, но не встречаться не могли.

Звучит мелодия К. Свиридова «Метель»

t1618381853ar.jpg

Выступают юноша и девушка. Театрализованное выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Включается видео «Природа»

ПОЭТ. Я дал разъехаться домашним,

Все близкие давно в разброде,

И одиночеством всегдашним

Полно всё в сердце и природе.



ОЛЬГА. И вот я здесь с тобой в сторожке.

В лесу безлюдно и пустынно.

Как в песне, стежки и дорожки

Позаросли наполовину.

Теперь на нас одних с печалью

Глядят бревенчатые стены.

Мы брать преград не обещали,

Мы будем гибнуть откровенно.


ПОЭТ. Мы сядем в час и встанем в третьем,

Я с книгою, ты с вышиваньем,

И на рассвете не заметим,

Как целоваться перестанем.


ОЛЬГА. Еще пышней и бесшабашней

Шумите, осыпайтесь, листья,

И чашу горечи вчерашней

Сегодняшней тоской превысьте.


ПОЭТ Привязанность, влеченье, прелесть!

Рассеемся в сентябрьском шуме!

Заройся вся в осенний шелест!

Замри или ополоумей!

Ты - благо гибельного шага,

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты - отвага,


ОЛЬГА. И это тянет нас друг к другу.



Звучит песня «Зимняя ночь» на стихи Б. Пастернак в исполнении преподавателя.

t1618381853as.jpg

ВЕДУЩИЙ I. Так в 1946 году начался роман Пастернака и Ивинской - роман, который длился до конца жизни Пастернака. Тогда же писатель начинает работу над большим прозаическим произведением, которое было задумано еще в тридцатые годы. Роман впоследствии будет назван «Доктор Живаго». (смотреть приложение №1)

ВЕДУЩИЙ II. Одна из главных тем произведения - судьба, ее перекрестки, то, что должно неумолимо случиться - все нити уже протянуты; все узелки уже завязаны. И так случилось, что этот роман начал определять и их судьбу.

ОЛЬГА. Знак беды будет нам дан 21 марта 1947 года.

ВЕДУЩИЙ I. В этот день в газете «Культура и жизнь» выйдет «знаменитая» статья Алексея Суркова «О поэзии Б. Пастернака».

ВЕДУЩИЙ II. Сурков писал: «Поэт с нескрываемым восторгом отзывается о буржуазном Временном правительстве, живет в разладе с новой действительностью, с явным недоброжелательством и даже злобой отзывается о социалистической революции... Прямая клевета на новую действительность».

ОЛЬГА. Смешно и нелепо, но все его неприятности начались именно с обвинения в том, что он далек от действительности. Нуда, он же не ездил на заводы, не писал политические плакаты... Да ведь его стихи тем и отличаются, что они - просто сама жизнь! Он с природой, с жизнью, с сутью был в родственных отношениях.

ВЕДУЩИЙ I. Анна Ахматова писала о Пастернаке: «Природа всю его жизнь была его единственной полноправной музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его».

ВЕДУЩИЙ I. Самым поразительным была заключенная в нем - генетически, творчески, духовно - свобода, блоковская «тайная свобода» или рвущаяся наружу свобода без эпитетов, уточняющих определений и примечаний. Свобода! Вот что было главным в Пастернаке.

ВЕДУЩИЙ I. Пастернак любил роман, как любят единственного позднего ребенка. Он даже готов был перечеркнуть всё, что было написано до него, но только чтобы роман остался.

ВЕДУЩИЙ II. Он считал его главной своей задачей, звездным часом. Считал, что в романе этом он состоялся. Поэтому хотел увидеть его напечатанным.

Библиограф: краткая справка о назначении Борису Пастернаку Нобелевской премии.

Кадры из фильма о Пастернаке.

ВЕДУЩИЙ I. В стихах, обращенных к его памяти, Ольга Ивинская писала:


ОЛЬГА. Я люблю, когда в мире метель

И ко мне ты приходишь с погоста,

Словно это обычно и просто.

Неживым притворяться тебе ль?

Я люблю, когда в мире метель,

В белой мгле не отыщешь дорогу,

Словно это усталому богу

На земле расстелили постель.

Я люблю, когда в мире метель,

И с тобою мы так же, как прежде,

Поддаемся неверной надежде

Кораблей, обреченных на мель.

Я люблю, когда в мире метель,

Что ты сделал вселенской забавой,

Все заслоны крамольною славой

Словно ветром сорвавши с петель.

Демонстрация презентации: «Экскурсия в дом-музей Б. Пастернака в Переделкино».

ВЕДУЩИЙ II. Прошли годы. 1989-й...

ВЕДУЩИЙ I. 9 декабря на торжественном приеме в шведской Академии в присутствии Нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР,

ВЕДУЩИЙ II. а также многочисленных гостей, секретарь Академии передал сыну поэта - Евгению Пастернаку - Нобелевскую медаль Бориса Пастернака.

ВЕДУЩИЙ I. В 1990 году (год столетия со дня рождения поэта) в Звездный каталог была внесена новая планета, названная именем Бориса Пастернака.

Преподаватель Кайнара С. Е.: Перед вами развернулся почти полувековой путь поэта, обозначенный в смене его стихотворных циклов. В этой смене оказалось желание не только выразить себя, но и запечатлеть время - свой восторг перед «Неземной новизной» революционной эпохи и свою растерянность перед ней. Но как бы ни был сложен рисунок творческого пути Пастернака, его вклад в поэзию значителен и неоспорим.

Звучит песня на стихи Б. Пастернака « Сохрани». (поёт и играет на гитаре студент).

Звучит «Прелюдия № 8 фа-диез минор» Ф. Шопена,



Приложение 1

В 1946 году начался роман.

«Доктор Живаго» - роман о судьбах целого поколения людей, которым довелось пережить кровавые годы революции и гражданской войны. Примечательно, что вначале роман назывался « Мальчики и девочки».

Действительно, с первых же эпизодов появляются мальчики: Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов - и девочки: Надя, Тоня. Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» - это Лариса Гираш. Вместе с мальчиками и девочками в роман входят темы подросткового восприятия жизни, чуткого, наивного, ранимого, максималистски нетерпимого к фальши и несправедливости.

Красная нить произведения - судьба, ее перекрестки, то, что должно неумолимо случиться - все нити уже протянуты; все узелки уже завязаны. И так случилось, что этот роман начал определять их судьбу.

Ольга: знак беды будет им дан 21 марта 1947 года.

В этот же день в газете «Культура и жизнь» выйдет «знаменитая» статья Алексея Сурков «О поэзии Б. Пастернака».

Ольга Смешно и нелепо.

Поэт хотел видеть его напечатанным.

Когда роман был готов, Ивинская отвезла роман во все редакции. Прошло время - редакции молчали. Наконец, из «Нового мира» сообщили, что всего романа из-за большого объема им «не поднять», но несколько глав они напечатают.

Прошла осень, наступил 1956 год. Редакции молчат. Роман не публикуют, но и отрицательных отзывов нет.

Тишина.

Впервые роман был напечатан в Италии в 1957-м.

Итогом творческих поисков Б. Л. Пастернака стал роман «Доктор Живаго». Это произведение было написано в сложное для автора время. Поэтому он насыщен философскими раздумьями и обобщениями о смысле жизни, о значении творчества в жизни человека, о роли отдельной личности в истории, о революционных преобразованиях и так далее.

Художественным центром произведения становится жизнь Юрия Андреевича Живаго, вписанная в сложное и, противоречивое течение истории. История в романе - понятие многоуровневое. Это и русская культура, неучтожимая вопреки всему, это и русская природа, это и взаимоотношения героев.

Главная тема романа - личность и история. По мнению Пастернака, это равновеликие и взаимосвязанные начала. Писатель исследует разнообразные проявления личности: философское, религиозное, поэтическое и нравственное. Странствия, искания, духовные и физические страдания Юрия Живаго напоминают путь библейского Иисуса Христа.

Герои романа сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война - это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У Пастернака они ассоциируются с играми - повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорить Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами поглядывать. Свобода!». Душа Юрия восприимчива к добру, гармоний, красоте, и, вместе тем, он Чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом - врачеванием не только человеческих тел, но и сердец. Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия - это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе.

Главных героев романа - доктора Живаго и Лару - разделяют расстояния, социальное положение, но им просто суждено встретиться. С этими героями в произведений входит тема любви, Эта любовь судьбоносна, предназначена героям свыше. Это чувство стало выражением настоящей радости, превозмогающей страх смерти.

О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: «Каждый день без конца, как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали, Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки». Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью, На самом деле, они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов.

Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия. Это доказывает судьба Стрельникова - вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть всё тем же мальчишкам на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в Жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей.

«Игра в людей» противоестественна, - утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину доктор Живаго обретает лишь в любви к Ларе. Она дает ему свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад.

Большая часть романа наполнена ожиданием любви, изображению её разных ипостасей, её философскому осмыслению. Но вот, наконец, герои встречаются глазами,... и больше не могут расстаться ни на минуту. В их словах, поступках нет игры, лжи, насилия. Наоборот, они словно укрылись от темных смутных дней, Только теперь герои начинают жить истинной жизнью. Лишь сейчас они сполна ощущают весь аромат жизни. Их любовь - это свет, тепло, умиротворение. Она являет собой органичное соединение биологического, духовного и вечного. Лишь в любви, в жизни во имя другого они находят утешение и смысл. В этом заключается истинное блаженство и великое предназначение человека.

Насильственное вмешательство человека в природу и историю имеют тяжелые последствия. Любовь в романе Пастернака теснейшим образом связана с историей. С одной стороны, автор показывает насилие и смуту, а с другой, простую, но священную жизни в любви и созидании. Он показывает, что власть идеологической схемы, надуманной системы губить всех, оборачиваясь трагедией и для того, кто её исповедует и применяет. Подлинные, земные, человеческие заботы людей намного важнее революционных игр. Таким образом, значимость социальной истории снижается, и высокий вечный смысл приобретает жизнь человека, его любовь, его большие деяния и мелкие хлопоты, без которых невозможна жизнь человека.

Можно сказать, что весь подтекст романа дышит любовью. Символом любви и гармонии является здесь не только свеча, но и природа. Природа в романе есть воплощенное чудо, чудо жизни: «Чудо вышло наружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила». Истинным чудом в мире является сам человек, в сердце которого живет мудрая, всепроникающая любовь.

Заключительное слово преподавателя. В пору создания романа Пастернак всё более укрепляется в убеждении о единстве, целостности мира во всех его проявлениях, но решающими для него продолжают оставаться законы природы. А задача поэзии — связать воедино природное и историческое и тем укрепить единство мира на основаниях добра и красоты, укрепить единство идеала и нормы.

У Пастернака бессмертие, вечность - понятия отнюдь не отвлечённые: вечность запросто входит в комнату, и символом её оказывается в одном из последних стихотворений поэта ежегодно - в новогодние праздники - возникающая в доме, а потом исчезающая из него красавица ёлка:

Будущего недостаточно,

Старого, нового мало.

Надо, чтоб ёлкою святочной

Вечность средь комнаты стала.

И это так обычно для поэзии - породнить человека с вечностью, заставить его постоянно помнить о том, что «только жизни впору / Всё время рваться вверх и вдаль»./

Приложение 2

Фt1618381853at.jpgt1618381853au.jpg отоотчет


t1618381853av.jpgt1618381853aw.jpgt1618381853ax.jpg

t1618381853ay.jpg

t1618381853az.jpgt1618381853ba.jpg

t1618381853bb.jpgt1618381853bc.jpg

t1618381853bd.jpgt1618381853be.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.