Пояснительная записка к презентации
PPT / 5.41 Мб
Колористический натюрморт
Для выполнения задания необходимо познакомиться с некоторыми особенностями восприятия цвета, его воздействием на наше настроение, а также способами передачи взаимодействия цветов в живописи. (Слайд №1)
Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская белый солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой - пурпурный цвет (неспектральный).
Ньютон был первым, кто на основе научного эксперимента показал сложную взаимосвязь света и цвета. (Слайд №2)
Чтобы легко запомнить названия всех основных цветов и их последовательность, была придумана фраза, первые буквы слов в которой, начинаются на первые буквы названия цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Названия цветов в цветовом спектре будут, соответственно: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они распределены от холодного к теплому цвету. В цветовом спектре выделяют главные цвета. Мы возьмем три главных, основных цвета, как это принято в электронных средствах изображения, в химической окраске материалов и в печати (четвертый, черный, мы пока исключим). Эти цвета красный (пурпурный), синий и желтый.
Смешивание соседних цветов дает следующий, промежуточный.
Получился цветовой круг из шести цветов, которые составили две триады: три главных, основных цвета – желтый, малиновый и синий, и три дополнительных цвета – красный, фиолетовый и зеленый.
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА, три независимых цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Число возможных систем основных цветов очень велико.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА, при смешении дают в глазу ощущение белого цвета, например сине-зеленый и красный, оранжевый и синий, зелено-желтый и фиолетовый цвета.
Использование дополнительных цветов на практике в неодинаковой пропорции, когда одного цвета намного меньше по пятну, чем другого, дают яркое, контрастное, но гармоничное сочетание.
Цветовой круг может состоять и из 12, 16, 24-х цветовых секторов. Самый малый круг состоит из трех цветов -желтый, красный, синий. Между этими основными цветами существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра.
Смешивая соседние основные цвета (красный, желтый и синий) в определенных пропорциях, можно получить цветовой круг любого количества цветов.
Цветовой круг можно разделить на две большие группы цветов – на холодные и теплые. Такое подразделение основано на том, что красно-желтые цвета приближаются к цвету теплых объектов – солнца, огня, света и т.п., а голубо-синие цвета приближаются к цвету льда, воды, сумерек, дали и т.п. (Слайд №3)
Условно принято считать части спектра от зеленого к красному – теплыми (Слайд №4), от голубого к пурпурному – холодными (Слайд №5).
Основу гармонических сочетаний цветов составляет один цветной тон, который присутствует в каждом из них и придает им спокойный, уравновешенный характер.
В. Кандинский в монографии "Язык красок" исследует движение и равновесие цветов на примере четырех пар цветовых контрастов.
Первая пара - желтый и синий (два основных цвета в системе цветов)
Теплота и холод краски - это ее склонность к желтому или синему. Желтый цвет настолько тяготеет к светлому, что вообще не может быть очень темным, синий же, наоборот, может получить такую глубину, что будет граничить с черным. Если к желтому добавить синий получиться нейтральный зеленый цвет (полная неподвижность). (Слайд №6)
Красный и зеленый - пассивность и деятельность, смешиваясь, дают серый цвет. Красный - живая беспокойная краска.
Зеленый - духовно погашенный цвет, в нем нет движения, это наиболее спокойный цвет (ничего не требует и никуда не зовет). Однако при малейшем перевесе его составных (желтого и синего) цветов, зеленый получает привкус остроты и теряет свою пассивность. Светлый и темный зеленый сохраняет покой и равнодушие.
Оранжевый и фиолетовый.
Оранжевый - это активный желтый в красном. Фиолетовый возник из пассивного синего в красном.
Оранжевый - это теплый красный, усиленный желтым. В фиолетовом - пламенеющий красный гасится холодом синего -это молчание. Красный, лежащий в основе фиолетового, должен быть холодным. Фиолетовый - это охлажденный красный.
Черный и белый. Черный цвет звучит как нечто, лишенное возможностей, но на его фоне загораются все цвета, даже малозвучные. (Слайд №7)
На фоне же белого цвета другие краски утрачивают чистоту звучания. (Слайд №8)
Группы гармонических сочетаний родственных цветов:
(шесть групп):
желто-оранжевые;
красно-оранжевые;
красно-фиолетовые;
сине-фиолетовые;
сине-зеленые;
желто-зеленые.
Группы гармонических сочетаний родственных - контрастных цветов:
желтый - фиолетовый,' красный, оранжевый и промежуточные;
желтый - фиолетовый, синий, зеленый и промежуточные;
синий - оранжевый, красный, фиолетовый и промежуточные;
синий - оранжевый, желтый, зеленый и промежуточные;
красный - зеленый, синий, фиолетовый и промежуточное;
красный - зеленый, желтый, оранжевый и промежуточные.
Родственно-контрастные триады цветов (одного основного и двух промежуточных):
1 .желтый, зеленый, оранжевый;
красный, оранжевый, фиолетовый;
синий, зеленый, фиолетовый;
Подгруппы основных шести групп, входящих в эти группы.
Контрастно-дополнительные гармонические пары цветов:
желтый - фиолетовый;
красный - зеленый;
синий - оранжевый,
Группы гармонических нейтральных цветов:
желтый - красный;
желтый - синий;
красный - синий;
желтый - красный - синий.
В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях:
1.теплые: желто-красные и желто-зеленые;
холодные: сине-зеленые и сине-красные;
теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые;
теплые желто-красные и холодные сине-красные.
Пункт 3 и 4 - смешанная гармония.
Две основные группы цветов
Ахроматические цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета.
Равновесие между черным и белым достигается механическим смешением, когда образуется серый цвет, беззвучный, неподвижный, но полный возможностей. (Слайд №9)
Хроматические цвета – это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота или яркость.
Основные признаки цвета
Цветовой тон - это качество хроматического цвета, которое мы называем – красный, желтый…(Слайд №10)
Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты (т.е. светлее или темнее).
Цветовой тон и насыщенность – качественные характеристики цвета. А количественную его сторону характеризует светлота (напряженность) цвета. (Слайд №11)
Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают
ахроматический цвет, называются взаимодополнительными. (Слайд №12)
Одновременный световой контраст
Контраст- это ярко выраженная противоположность. Одновременный световой контраст возникает при наличии между двумя цветами тональной разницы. Когда эти цвета существуют в паре. Они повышают яркость друг друга. Светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом – темнее. Пятно называется реагирующим полем, а фон – индуцирующим. Чем поле меньше, тем оно кажется темнее, а чем больше – тем светлее. (Слайд №13)
Пограничный световой контраст
На границе смежных (рядом стоящих) цветовых тонов при условии. Что площадь регулирующего поля достаточно велика по отношению к индуцирующему возникает пограничный контраст (желтый на границе с красным кажется зеленоватым). При наличии белой или черной полосы между цветами пограничный контраст исчезает. При хроматических цветах часть светлого, находящаяся ближе к темному, будет светлее, чем отдаленная часть. (Слайд №14)
Последовательный цветовой контраст
Этот вид контраста возникает, когда мы переводим взгляд с одного цвета на другой. При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему, это будет цвет дополнительный тому, что мы видели прежде (если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, возникает зеленоватый оттенок). (Слайд №15)
«Легкость» и «тяжесть» цвета
Светлый предмет кажется легче, воздушнее, больше. Черный – тяжелее, меньшим по размеру.
Колорит
Термин «колорит» вошел в художнический лексикон не ранее 18 века. Он происходит от латинского слова «color», означающего в переводе «цвет», «краска». Это слово было заимствовано впоследствии многими европейскими языками. В 18 веке оно появилось в русском художественном лексиконе и употреблялось, как правило, в качестве синонима слову «цвет».
Колорит – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.
Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (В основном синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. (Слайд №16)
Основу колорита составляют световые и цветовые отношения. Их часто называют также тональными, так как тон заключает в себе отношения цвета Рассмотрим различные ви тона. Можно смело, таким образом, утверждать, что в живописи все строится на отношениях, которые определяют такие качества живописного произведения, как общий цветовой тон, гармония цветовых пятен.
Для примера приведены живописные работы и основные цвета палитры, составляющие колорит картины. (Слайд №17)
Для наглядности показаны примеры палитр, колорит которых составляют яркие, темные, холодные, теплые, пастельные цвета. (Слайд №18)
Также очень важную роль играет использование в картине того или иного вида контраста.
Один из них – контраст или нюанс внутри изображаемого предмета. При изображении светотени в натюрморте для усиления эффекта или смягчении переходов света, тени, цвета (Слайд 19).
Очень интересные эффекты возникают при использовании в картине контраста между предметом и фоном. Здесь работает закон контраста хроматических цветов. Предмет приобретает оттенок дополнительный, противоположный цвету фона. Мы можем заметить, как будет менять свой цвет круг определенного цвета, положенный на фоны разного цвета. Например, желтый круг будет зеленеть на красном, краснеть на зеленом. Самое яркое звучание цвет предмета получит при размещении на фоне противоположного цвета. (Слайд 19)
Как пример использования палитры колорита показаны работы учащихся изостудии «Разноцветная палитра», выполненные по теме «Колористический натюрморт», выполненные по воображению в определенном колорите. (Слайд 20)
Учащиеся из предложенных предметов составляют композицию и выбирают цветовую гамму по своему вкусу, используя контраст, нюанс, сочетание родственных или взаимодополнительных цветов.
Такое задание помогает находить богатство цветовых оттенков, а также создавать интересные по цветовым сочетаниям работы, а также является своеобразным тестом на цветовое предпочтение (психологический тест), выявление способностей ребенка, его настроения через цветоощущение.
Проверка способности у детей младшего школьного возраста к цветопередаче и аккуратности заполнения формы цветом.
Создание цветовой гаммы для любой живописной работы.
Способность видеть большее количество оттенков и их сочетаний в
окружающем мире.
Выявление цветовых вкусовых предпочтений у воспитанников.
Способность выделить главное в композиции, используя тоновой и цветовой контраст.
Эти работы являются результатом ознакомления с теорией цвета, колорита, выполнения колористических упражнений.
Представление этого пособия и последующее задание может проводиться в несколько этапов (занятий). Сложность заданий может меняться в зависимости от возраста учащихся. Полученные знания и навыки очень полезны для использования в последующих живописных работах.
Материалы и оборудование
Листы бумаги для работы А-3
Гуашь художественная
Кисти-белка (№2,3), колонок №3, синтетика № 10, 12
Простой карандаш ТМ, М
Стирательная резинка
Стакан с водой
Палитра
Тряпочка для кистей
Подиумы для натюрморта
Реквизит для натюрморта (драпировки, фрукты, блюдо)
Телевизор, аудио-видеотехника
Наглядный материал и методические пособия
Таблицы по цветоведению
Наглядные пособия с изображением композиций, демонстрирующих контраст и нюанс
Иллюстрации работ художников, изображающих натюрморты с фруктами
Детские работы из методического фонда по теме
Литература
Визер В. Живописная грамота: основы пейзажа / Питер, 2006
М.К. Претте, А. Капальдо Творчество и выражение. - Т. 1,2.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., 2004
Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство. «Титул», 2000, 4 тома
Примечание
Изложенный материал по изучению особенностей восприятия цвета можно использовать, как учебное пособие для обучения основам живописной грамоты.
В полном объеме пособие предназначено для детей 10-13 лет, в упрощенном варианте – для детей 7-10 лет.
На основе данных материалов можно придумать много интересных заданий и упражнений для закрепления знаний и навыков, а также помочь в создании сложных живописных работ.
Кадырова Ольга Игоревна