Урок ИЗО на тему «Декоративный натюрморт» (6 класс)
Тема урока: Декоративный натюрморт
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создание условий развития творческого подхода, учащихся при выполнении декоративного натюрморта.
Задачи:
1. Обучающие:
закрепить понятие жанры изобразительного искусства;
познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приёмах стилизации;
учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции;
ученики приобретают широкие понятия о жанре натюрморта и могут объяснить другим людям, что такое жанр натюрморта;
2. Развивающие:
развитие чувства цветовой гармонии;
содействие развитию внимания, умения слушать учителя;
умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над декоративным натюрмортом;
3. Воспитывающие:
воспитывать аккуратность в работе;
воспитывать усидчивость;
воспитывать интерес к предмету;
ученики учатся замечать особенности каждого предмета, который они рисуют, учатся выполнять эти работы последовательно.
Метод обучения: беседа, вопрос – ответ, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа, одобрение, контроль, оценка.
Оборудование: наглядные репродукции выдающихся художников в жанре натюрморт (реалистичные и декоративные), портрет, пейзаж, наглядное пособие по композиционному размещению предметов, таблица смешивания цветов.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности к уроку
II Сообщение темы урока
-Давайте с вами поиграем, я буду указывать на репродукцию, а вы называть ее жанр.
На доске вывешены репродукции картин в жанре натюрморт (реалистичный и декоративный состоящий из цветов, из фруктов, из цветов и плодов, из посуды), портрет (по плечи, и в полный рост), пейзаж (морской, сельский, лесной), изделия декоративно – прикладного искусства.
-Послушайте ребята небольшой рассказ. Определите по описанию картин их жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.
Состязание
Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны, и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.
Считалось, что другой художник — Паррасий — не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине “Афинский народ” он сумел выразить все характерные черты афинян.
Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади — пусть горожане решат, кому присудить победу. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.
Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.
— Где же твоя картина? — спросил он.
— Вон там, за ширмой, — ответил Паррасий.
Зевксис хотел отдернуть ширму — его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!
Зевксис признал своё поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.
-К какому жанру относятся работы Зевксиса и Паррасий?
(Ответы учащихся: натюрморт)
-Правильно, тема нашего сегодня урока «Натюрморт».
III Изучение нового материала
Натюрморт (от фран. natur morte - "мертвая природа", с английского - "тихая или неподвижная жизнь") – жанр изобразительного искусства. Овощи, фрукты, букеты цветов, различные предметы, изготовленные человеком, могут быть использованы как материал для составления натюрмортов.
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах- «обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими - Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов. Расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в.
-Натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.
(Ответы учащихся)
-Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.)
-А какие натюрморты называют поставленными?
(Ответы учащихся)
-Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например, «Натюрморт из овощей и фруктов».
-А наш натюрморт, это какой натюрморт?
(Ответы учащихся)
-Правильно, это поставленный.
-А еще, Натюрморт может быть, как реалистичным, так и декоративным.
«Декоративный натюрморт» - явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.
В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма, упрощенная.
В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом виде живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
(Репродукции натюрмортов А. Матисса «Натюрморт с магнолией», П. Сезанна, В. Ван Гога «Подсолнухи», П. Кончаловского «Сирень»).
-А теперь из тех репродукций, что на доске, выберите натюрморты, которые считаете декоративными?
(Учащиеся еще раз рассматривают слайды и репродукции, выбирают натюрморты, которые на их взгляд являются декоративными).
- Как вы думаете, чем отличается декоративный натюрморт от реалистического?
(Ответы учащихся: Яркостью красок, плоскостным изображением, условным цветом, свободной трактовкой формы)
- Правильно ребята! Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии.
В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как аппликативной составляющей декоративного натюрморта. Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.
IV Практическая работа
-Сегодня вы выполните вот такой натюрморт, состоящий из двух предметов.
-Перед вами несколько вариантов изображения данного натюрморта, какие из них верны и почему? А какие неправильны и почему?
(Ответы учащихся:1 - слишком мелкого нарисовал, поэтому вокруг остается слишком много свободного пространства.2 – натюрморт смещен влево, что недопустимо при компоновки рисунка)
-Размер рисуемых предметов мы выбираем какой?
(Ответы учащихся: размер выбираем средний)
-С чего мы начинаем работу?
(Ответы учащихся)
1. Намечаем расположение предметов
2. Приступаем к работе в цвете (при работе в цвете не забываем, что от светлого к темному идем).
V Анализ работ
Выставление работ учащихся, обсуждение.
VI Домашнее задание
Дома завершить работу тем, кто не успел закончить в классе.
VII Выставление отметок
VIII Итог
-Что такое натюрморт?
-Что такое декоративный натюрморт?
-Чем отличается реалистичный натюрморт от декоративного?
-Что такое поставленный и случайный натюрморт?