Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для повышения компетентности учащихся
Журавлева Оксана Ивановна, учитель биологии, Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова» г.Черногорска
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для повышения компетентности учащихся
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена повышением качества образования. В статье представлен опыт использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для формирования ключевых компетенций у учащихся.
При организации учебной деятельности на уроках биологии в соответствии ФГОС ООО должна формироваться целостная система универсальных учебных действий. Формируется опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции для овладения учащимися системой биологических знаний. Учителю необходимо научить учащихся пользоваться научными методами для объяснения биологических фактов, процессов, явлений, закономерностей происходящих в живых системах, освоить практические навыки применения биологических знаний, формируя общепредметные компетентности.
Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий, которые предполагают не столько наличие у ученика значительных знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, и в нужный момент использовать их в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях. Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы с учениками.
Структура компетентностно-ориентированного задания четко определена:
Стимул | Погружение в текст задания и мотивация для его выполнения |
Задачная формулировка | Точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания |
Источник информации | Содержит информацию для выполнения задания |
Бланк для выполнения задания | Задает структуру предъявления учащимся результата деятельности |
Инструмент проверки | Аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений |
Предлагаю вашему вниманию пример компетентностно-ориентированного задания, используемого на уроке биологии.
КОЗ «классического типа», по теме: «Ткани» для 5-го класса
Компетенция: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.
Стимул: Мы с вами подробно изучили строение растительной клетки. А как вы думаете, чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?
Задачная формулировка:
Найдите в учебнике на с 46 определение ткани, запишите его в тетрадь.
Рассмотрите рисунок 27 «Виды тканей» в учебнике на с. 47.
Используя микроскоп, микропрепараты «Ткани растений», учебник и плакат, заполнить таблицу «Виды тканей». Работа выполняется индивидуально.
Подумайте, чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?
Источник информации: текст учебника «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 класс, В.В.Пасечник, § 10, плакат «Ткани растений», микроскоп, микропрепараты «Ткани растений».
Бланк выполнения заданий: приложение 1.
Инструмент проверки: приложение 2.
Оценка зависит от количества заполненных граф в таблице, аккуратности заполнения таблицы, и от полноты и четкости ответа.
Отлично – ответ полный, включает все перечисленные элементы, не содержит биологических ошибок.
Хорошо - ответ включает пять элементов, но допущены негрубые биологические ошибки либо включает четыре или три элемента, выполненные без ошибок.
Удовлетворительно - ответ включает четыре или три элемента, может содержать негрубые биологические ошибки, либо включает два элемента, но не содержит биологических ошибок.
Неудовлетворительно - ответ включает два либо один элемент с биологическими ошибками и без таковых.
Приложение 1.
Определение ткани
Таблица «Виды тканей»
Название ткани | Выполняемые функции | Особенности строения клеток |
Покровная ткань | | |
Механическая ткань | | |
Проводящая ткань | | |
Основная ткань | | |
Образовательная ткань | | |
Ответить на вопрос: чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?
Приложение 2.
Модельный ответ:
Ткань - это совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции.
Виды тканей
Название ткани | Выполняемые функции | Особенности строения клеток |
Покровная ткань | Защитная | Живые или мертвые клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками |
Механическая ткань | Прочность | Группы клеток с утолщенными оболочками. Клетки удлиненные и имеют вид волокон |
Проводящая ткань | Передвижение растворенных в воде питательных веществ | Живые или мертвые клетки, имеющие вид трубок |
Основная ткань | Синтез и запасание различных веществ | Состоит из живых клеток |
Образовательная ткань | Образование новых клеток при делении, из которых формируются другие ткани | Клетки имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро |
Особенности строения клеток связаны с функциями, которые они выполняют.
Шкала оценивания: Оценка зависит от количества заполненных граф в таблице, аккуратности заполнения таблицы, и от полноты и четкости ответа.
Отлично – ответ полный, включает все перечисленные элементы, не содержит биологических ошибок.
Хорошо - ответ включает пять элементов, но допущены негрубые биологические ошибки либо включает четыре или три элемента, выполненные без ошибок.
Удовлетворительно - ответ включает четыре или три элемента, может содержать негрубые биологические ошибки, либо включает два элемента, но не содержит биологических ошибок.
Неудовлетворительно - ответ включает два либо один элемент с биологическими ошибками и без таковых.
Компетентностно-ориентированные задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению биологии. Их применение на уроках помогает сформировать ключевые компетенции учащихся. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует повышению профессионального мастерства, делает урок разнообразным. Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей.
Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Библиографический список
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015г. № 1/15)
ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)