12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана Ивановна Журавлева17
0

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для повышения компетентности учащихся

Журавлева Оксана Ивановна, учитель биологии, Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова» г.Черногорска

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для повышения компетентности учащихся

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена повышением качества образования. В статье представлен опыт использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для формирования ключевых компетенций у учащихся.

При организации учебной деятельности на уроках биологии в соответствии ФГОС ООО должна формироваться целостная система универсальных учебных действий. Формируется опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции для овладения учащимися системой биологических знаний. Учителю необходимо научить учащихся пользоваться научными методами для объяснения биологических фактов, процессов, явлений, закономерностей происходящих в живых системах, освоить практические навыки применения биологических знаний, формируя общепредметные компетентности.

Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий, которые предполагают не столько наличие у ученика значительных знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, и в нужный момент использовать их в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях. Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы с учениками.

Структура компетентностно-ориентированного задания четко определена:

Стимул

Погружение в текст задания и мотивация для его выполнения

Задачная формулировка

Точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания

Источник информации

Содержит информацию для выполнения задания

Бланк для выполнения задания

Задает структуру предъявления учащимся результата деятельности

Инструмент проверки

Аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений


Предлагаю вашему вниманию пример компетентностно-ориентированного задания, используемого на уроке биологии.

КОЗ «классического типа», по теме: «Ткани» для 5-го класса

Компетенция: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Стимул: Мы с вами подробно изучили строение растительной клетки. А как вы думаете, чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Задачная формулировка:

Найдите в учебнике на с 46 определение ткани, запишите его в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 27 «Виды тканей» в учебнике на с. 47.

Используя микроскоп, микропрепараты «Ткани растений», учебник и плакат, заполнить таблицу «Виды тканей». Работа выполняется индивидуально.

Подумайте, чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Источник информации: текст учебника «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 класс, В.В.Пасечник, § 10, плакат «Ткани растений», микроскоп, микропрепараты «Ткани растений».

Бланк выполнения заданий: приложение 1.

Инструмент проверки: приложение 2.

Оценка зависит от количества заполненных граф в таблице, аккуратности заполнения таблицы, и от полноты и четкости ответа.

Отлично – ответ полный, включает все перечисленные элементы, не содержит биологических ошибок.

Хорошо - ответ включает пять элементов, но допущены негрубые биологические ошибки либо включает четыре или три элемента, выполненные без ошибок.

Удовлетворительно - ответ включает четыре или три элемента, может содержать негрубые биологические ошибки, либо включает два элемента, но не содержит биологических ошибок.

Неудовлетворительно - ответ включает два либо один элемент с биологическими ошибками и без таковых.

Приложение 1.

Определение ткани

Таблица «Виды тканей»

Название ткани

Выполняемые функции

Особенности строения клеток

Покровная ткань



Механическая ткань



Проводящая ткань



Основная ткань



Образовательная ткань



Ответить на вопрос: чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Приложение 2.

Модельный ответ:

Ткань - это совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции.

Виды тканей

Название ткани

Выполняемые функции

Особенности строения клеток

Покровная ткань

Защитная

Живые или мертвые клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками

Механическая ткань

Прочность

Группы клеток с утолщенными оболочками. Клетки удлиненные и имеют вид волокон

Проводящая ткань

Передвижение растворенных в воде питательных веществ

Живые или мертвые клетки, имеющие вид трубок

Основная ткань

Синтез и запасание различных веществ

Состоит из живых клеток

Образовательная ткань

Образование новых клеток при делении, из которых формируются другие ткани

Клетки имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро

Особенности строения клеток связаны с функциями, которые они выполняют.

Шкала оценивания: Оценка зависит от количества заполненных граф в таблице, аккуратности заполнения таблицы, и от полноты и четкости ответа.

Отлично – ответ полный, включает все перечисленные элементы, не содержит биологических ошибок.

Хорошо - ответ включает пять элементов, но допущены негрубые биологические ошибки либо включает четыре или три элемента, выполненные без ошибок.

Удовлетворительно - ответ включает четыре или три элемента, может содержать негрубые биологические ошибки, либо включает два элемента, но не содержит биологических ошибок.

Неудовлетворительно - ответ включает два либо один элемент с биологическими ошибками и без таковых.

Компетентностно-ориентированные задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению биологии. Их применение на уроках помогает сформировать ключевые компетенции учащихся. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует повышению профессионального мастерства, делает урок разнообразным. Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей.

Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.


Библиографический список

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015г. № 1/15)

ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.