Комплекс логических задач по математике для 1-2 классов «Матемячик: 1+1»
Пояснительная записка
Название комплекса логических задач по математике для 1-2 классов
«Матемячик: 1+1» (тест с ответами для 1-2 классов)
Образовательная цель и задачи
Цель создания задач этой категории – стимулирование математического развития обучающихся: воспитание у обучающихся таких качеств как творческий подход, нетривиальное мышление и умение изучить проблему с разных сторон.
Задачи:
Воспитывать интерес к математике через занимательные упражнения и расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
Обучить методике выполнения логических и олимпиадных заданий по математике.
Возрастная аудитория: для детей 7-9 лет (учащиеся 1-2 классов).
Изучаемый предмет: математика, логика (внеклассная работа).
Источники информации, использованные при создании головоломки, вопросов и ответов
Представленный комплекс задач уникален. Отметим, что структура задач и постановка вопросов в заданиях соответствуют общепринятым условным стандартам, примеры которых представлены на общедоступных ресурсах с олимпиадными заданиями: в сборниках логических, олимпиадных задач и на специализированных интернет-ресурсах.
Актуальность работы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Комплекс задач содержит:
- часть 1 «Основной тур - АВ» (6 задач на 40-50 минут);
- часть 2.1 «СПРИНТ-группа В» (7 задач на 20-30 минут);
- часть 2.2 «СПРИНТ-группа А» (7 задач на 20-30 минут).
Общее количество заданий: 20.
Рекомендации по использованию работы
Представленные задания подойдут для простой школьной олимпиады. Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. Так, задания рассчитаны на 2 полугодие в 1 классе и 1 полугодие – во 2 классе.
Отметим, что комплекс «Матемячик: 1+1» - скорее приложение к школьному математическому кружку. Так дети могут впервые попробовать свои силы в решении нестандартных математических задач в непривычной (и потому, возможно, стрессовой) для себя обстановке. Время, отведенное на решение задач, может варьироваться в зависимости от степени подготовленности участников.
Олимпиада может состоять лишь из части 1 «Основной тур - АВ» (6 задач). В этой части сочетаются задания разного уровня сложности: 3 задачи на 1 балл (*) и 3 задачи на 2 балла (**). По максимальному количеству набранных баллов определяются победители.
Олимпиаду можно дополнить частью 2. Для этого по результатам основного тура (части 1) создается итоговая таблица, в которой по сумме набранных баллов определяются 2 группы участников – группа А (набрали выше среднего количества баллов) и группа В (набрали ниже среднего количества баллов). В каждой группе проводится мини-олимпиада на решение простых задач (по 1 баллу за каждую) и также определяются победители. Таким образом, победителей, призов может быть больше, что, несомненно, добавляет развлекательный и соревновательный момент, а также развивает у учащихся целеустремленность, создает для них «ситуацию успеха».
Часть 2.1 «СПРИНТ-группа В» содержит 7 задач на 1 балл (*). Часть 2.2 «СПРИНТ-группа А» также содержит 7 задач на 1 балл (*), но некоторые задачи группы А сложнее, чем задачи для группы В. В этой части определяющим успех фактором станет скорость решения и внимательность при вычислениях. Таким образом, дополнительное поощрение могут получить участники, отличившиеся быстротой и точностью решений.
Примечание:
1) звездочками обозначен уровень сложности задач, соответственно, * - 1 балл, ** - 2 балла;
2) задания с очевидными логическими ответами не сопровождаются решением;
3) участники могут зафиксировать свои ответы прямо на бланке с заданиями, обведя кружочком соответствующую букву из вариантов ответа. Бланки предварительно подписываются самим участником (класс, ФИО). Единственное задание, в котором участнику нужно что-либо дописать к ответу – это задание № 4 из части 1: для этого предусмотрены линии, обозначающие строчки.
КОМПЛЕКС ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
«МАТЕМЯЧИК: 1+1» (ТЕСТ С ОТВЕТАМИ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ)
Часть 1 «Основной тур - АВ» (6 задач – 40-50 минут)
*В первый день Винни-Пух прошел 2 км, а в каждый следующий – на 1 км больше, чем в предыдущий. Сколько он прошел в третий день? (ОТВЕТ: (а) 4 км. Решение: в первый день – 2 км, во второй день - (2+1)=3 км, в третий день - (3+1)=4 км)
Варианты ответа:
а) 4 км,
б) 6 км,
в) 3 км,
г) 2 км
*В первый день Винни-Пух прошел 2 км, а в каждый следующий – на 1 км больше, чем в предыдущий. Сколько он прошел за 5 дней? (ОТВЕТ: (в) 20 км. Решение: сумма за 5 дней = 20 км, пояснение см. выше)
Варианты ответа:
а) 10 км,
б) 15 км,
в) 20 км,
г) 25 км
*Кого/чего больше: мышей или зверей? Тарелок или посуды? Кошек или полосатых кошек? (ОТВЕТ: (в) зверей больше, чем мышей, посуды больше, чем тарелок, кошек больше, чем полосатых кошек)
Варианты ответа:
а) зверей больше, чем мышей; тарелок больше, чем посуды; кошек больше, чем полосатых кошек,
б) мышей больше, чем зверей; посуды больше, чем тарелок; полосатых кошек больше, чем кошек,
в) зверей больше, чем мышей; посуды больше, чем тарелок; кошек больше, чем полосатых кошек,
г) мышей больше, чем зверей; тарелок больше, чем посуды; полосатых кошек больше, чем кошек
**В классе 15 девочек. 10 девочек принесли с собой на полдник шоколадные конфеты, 7 девочек — мармеладные конфеты. Такое может быть? Постарайся объяснить полученный ответ. (ОТВЕТ: (а) да – 2 девочки принесли и шоколадные, и мармеладные конфеты; * за ответ «да» и * за пояснение ответа)
Варианты ответа:
а) да, потому что ___________________________________________________
__________________________________________________________________
б) нет, потому что __________________________________________________
__________________________________________________________________
**В доме 1, 2, и 3 живут белый, черный и пятнистый щенята. В доме 1 — не белый. Пятнистый — не в доме 1 и не в доме 2. Кто где живет? (ОТВЕТ: (в) пятнистый – в 3, черный – в 1, белый – во 2)
Варианты ответа:
а) черный – в 1, белый – в 3, пятнистый – во 2,
б) белый – во 2, пятнистый – в 1, черный – в 3,
в) пятнистый – в 3, черный – в 1, белый – во 2
**У трех мальчиков вместе было 20 солдатиков. У Паши и Олега вместе было 10 солдатиков. У Олега и Саши вместе было 12 солдатиков. Сколько солдатиков у каждого мальчика? (ОТВЕТ: (г) 8 – у Паши, 2 – у Олега, 10 – у Саши. Решение: составить и решить уравнения П+О=10, О+С=12, П+О+С=20. Получим П=8, О=2, С=10)
Варианты ответа:
а) 6 – у Паши, 4 – у Олега, 10 – у Саши,
б) 4 – у Паши, 8 – у Олега, 6 – у Саши,
в) 2 – у Паши, 8 – у Олега, 10 – у Саши,
г) 8 – у Паши, 2 – у Олега, 10 – у Саши.
Часть 2.1 «СПРИНТ-группа В» (7 задач – 20-30 минут)
*В лесу сосен больше, чем елок, а елок больше, чем берез. Чего больше: сосен или берез? (ОТВЕТ: (б) сосен. Решение: С>E>Б)
Варианты ответа:
а) берез,
б) сосен
*В книжке 12 страниц. Сколько цифр понадобилось, чтобы пронумеровать все страницы? (ОТВЕТ: (в) 10. Решение: количество цифр от 0 до 9 = 10)
Варианты ответа:
а) 12,
б) 11,
в) 10,
г) 9
*У Кати и у Светы яблок поровну, а у Васи конфет в два раза больше, чем яблок у Светы. Чего больше: конфет у Васи или яблок у Светы и Кати вместе? (ОТВЕТ: (в) поровну)
Варианты ответа:
а) конфет у Васи,
б) яблок у Светы и Кати,
в) поровну
*Сколько целых яблок можно составить из шести половинок? (ОТВЕТ: (б) 3)
Варианты ответа:
а) 2,
б) 3,
в) 4
*Илья придумал два числа. Когда он их сложил, то получил 7. Когда же из одного вычел другое, то снова получил 7. Что же это за числа? (ОТВЕТ: (б) 7 и 0)
Варианты ответа:
а) 6 и 1 ,
б) 7 и 0,
в) 3 и 4,
г) 10 и 3
*Таня задумала число, прибавила к нему 6 и получила 15. Какое число задумала Таня? (ОТВЕТ: (в) 9. Решение: х+6=15, х=15-6=9)
Варианты ответа:
а) 8,
б) 7,
в) 9,
г) 11
*В корзине было 10 пирожков. Бабушка дала всем внукам по 1 пирожку из корзины. В корзине осталось 6 пирожков. Сколько внуков у бабушки? (ОТВЕТ: (а) 4. Решение: 10-х=6, х=10-6=4)
Варианты ответа:
а) 4,
б) 6,
в) 2,
г) 3
Часть 2.2 «СПРИНТ-группа А» (7 задач – 20-30 минут)
*Плитка шоколада состоит из 4 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки? (ОТВЕТ: (а) 3)
Варианты ответа:
а) 3,
б) 4,
в) 2
*На парковке машин на 2 больше, чем мотоциклов. Машин 6. Сколько мотоциклов на парковке? (ОТВЕТ: (в) 4. Решение: х=у+2, х=6, у=х-2, у=6-2=4)
Варианты ответа:
а) 2,
б) 3,
в) 4,
г) 5
*Из книжки выпало подряд несколько листов. На первой выпавшей странице стоит номер 8, а на последней номер 10. Сколько листов выпало из книги? (ОТВЕТ: (г) 3)
Варианты ответа:
а) 10,
б) 8,
в) 2,
г) 3
*У Саши на 4 монетки меньше, чем у Вали. У Саши 6 монеток. Сколько монеток у Вали? (ОТВЕТ: (а) 10. Решение: С=В-4, С=6, В=С+4, В=6+4=10)
Варианты ответа:
а) 10,
б) 12,
в) 8,
г) 9
*Красная елочная гирлянда на 1 м длиннее зеленой и на 2 м длиннее синей. Длина зеленой гирлянды 4 м. Найди длину синей гирлянды. (ОТВЕТ: (в) 3. Решение: К=З+1, К=С+2, З=4, С=? К=4+1=5, С=К-2, С=5-2=3)
Варианты ответа:
а) 1,
б) 2,
в) 3,
г) 4
*На новогодней елке висят елочные игрушки в виде шаров и снежинок; шаров на 2 больше, чем снежинок. Шаров 8. Сколько елочных игрушек висит на елке? (ОТВЕТ: (а) 14. Решение: Ш=С+2, Ш=8, С=Ш-2, С=8-2=6, С+Ш=6+8=14)
Варианты ответа:
а) 14,
б) 15,
в) 10,
г) 12
*Угадайте, сколько лет гигантской черепахе, если через 15 лет ей будет пятьдесят. (ОТВЕТ: (б) 35. Решение: х+15=50, х=50-15=35)
Варианты ответа:
а) 45,
б) 35,
в) 30,
г) 40
Звездочками обозначен уровень сложности задач, соответственно, * - 1 балл, ** - 2 балла.
Ключи к тесту | Балл | Этапы | |
1 | А | 1 | Часть 1 |
2 | В | 1 | |
3 | В | 1 | |
4 | А | 2 | |
5 | В | 2 | |
6 | Г | 2 | |
7 | Б | 1 | Часть 2 – группа В |
8 | В | 1 | |
9 | В | 1 | |
10 | Б | 1 | |
11 | Б | 1 | |
12 | В | 1 | |
13 | А | 1 | |
14 | А | 1 | Часть 2 – группа А |
15 | В | 1 | |
16 | Г | 1 | |
17 | А | 1 | |
18 | В | 1 | |
19 | А | 1 | |
20 | Б | 1 |
9
Пролубщикова Наталья Владимировна
Голдина Лилия Вильевна
Антонина Багша