Урок-сказка по математике «Сравнение задач» (1 класс)

5
0
Материал опубликован 14 April 2016 в группе

Урок – сказка «Теремок».

Тема:   Сравнение задач.

Цель:  

  • обучающая: овладение умением различать задачи на нахождение остатка и уменьшение числа на несколько единиц,  закрепление умения составлять задачи по рисунку и выражению, различать сообщение и задачу, допол­нять условие;
  • развивающая:  развитие связной речи, вычислительных навыков, познавательных способностей;
  • воспитывающая: способствовать воспитанию положительных качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: Урок – сказка «Теремок».

Оборудование: компьютер, презентация, звукозапись «Голоса птиц», веер с цифрами у каждого ученика, цветные карандаши.

Ход урока

 I Орг. момент.  Сообщение темы, постановка цели урока.                                                   

- Сегодня на уроке мы будем учиться решать, сравнивать, анализировать, составлять задачи. Что мы должны знать и уметь? А поможет нам в этом сказка «Теремок». 

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

1. Чтобы попасть в сказку, надо решить логическую задачу.

 Росли 2 березы. На каждой березе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?

(На берёзе груши не растут.)

2.  Устный счёт.

- Закройте глазки.  Представьте  лето, лесную полянку, на которой растут цветы и поют птицы. (Слайд: теремок, деревья, солнце, ромашки. Звучит музыка "Голоса птиц".)

                 

В чистом поле теремок,

                     Он не низок не высок.

                     Шла лягушка из болота,

                    Видит: заперты ворота.

       

Лягушка:

«Где же ключик мне найти?

   Без него мне не войти!

   Подойду я близко-близко.

   Тут в замке торчит записка».

 - Вы помочь хотите, дети?

  - Ты, лягушка, не тужи,                        

   С математикой дружи,

   А сегодня на рассвете

    Мы решим примеры эти.

 

III. Работа по теме.  Решение и сравнение задач с.71. 

       Мышка.

Только свет зажгла лягушка,

Постучалась мышь – норушка:

« Пусти меня в дом».

 

- Согласна лягушка открыть теремок,

  Но только попала ты, мышь,  на урок.

  Чтобы  с лягушкой в тереме жить,

  Надо сначала задачу решить.

 

Так и быть, поможем мышке.

Открывайте, дети, книжки.

На странице 71

Две задачи мы сравним.

1. Составные части задачи.

- Из каких частей состоит задача?                                             

(Слайд: условие, вопрос, решение, ответ)

2. Чтение и сравнение задач.

- Чем задачи похожи? (Одинаковыми цифровыми данными: 9,3.)

- Чем задачи отличаются?   (В первой задаче  говорится  о мальчиках, во второй  - о мальчиках и девочках. В I - надо узнать, сколько осталось мальчиков,  во 2 - сколько было девочек.)

3. Анализ и решение первой задачи с.71

 - 0 ком говорится в задаче?

- Что известно о мальчиках?

- О чем спрашивают в задаче?

 Заполнение таблицы:   

Было -9 м.

Ушли - 3 м.

Осталось - ? м.

Решение задачи.

- Покажите (веером), каким действием решается задача.

- Почему надо решать вычитанием? (Ушли - стало меньше.)

- Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка)

- Скажите ответ задачи. (Ответ: осталось 6 мальчиков.)

Проверка.

- Что надо сделать еще? Как будем проверять?

- Нарисуйте столько кружочков, сколько было мальчиков.

- Что надо сделать теперь? Почему зачеркнуть 3 кружочка? (Ушли)

- Посчитайте, сколько кружочков осталось. Поднимите руку, у кого получилось 6 кружочков? Сравните с ответом задачи. Кто считает, что задача решена верно?

4.  Анализ и решение второй  задачи с.71

Петушок

 

Поселились мышь с лягушкой,

Лупоглазою подружкой.

 Вдруг стучится на рассвете

 Петушок горластый - Петя.

« Это что за теремок?

Он не низок, не высок

Эй, откройте петушку!

Ко-ко-ко, кукареку!»

Мышь с лягушкой не пускают,

 В один голос отвечают:

«Если задачу ты сможешь решить,

В тереме нашем будешь ты жить».

- Что ты, Петенька, не весел?

Что ты голову повесил?

В школу Петя не ходил,

И задачи не учил.

Чтение и анализ задачи.

- О ком говорится в задаче?

- Что обозначает число 9? (Столько было мальчиков.)

- Что известно о девочках? (Их на 3 меньше.)

 - Что значит на 3 меньше? (Столько же, но без трёх.)

Краткая запись задачи.

М. -  9                              

Д .- ? на 3 <  

Решение задачи. 

- Покажите, каким действием надо решать задачу.

- Почему надо решать вычитанием?

- Запишите решение задачи.

- Прочитайте решение.    (9 -  3 = 6  (д.) 

- Скажите ответ задачи. (Ответ: было 6 девочек.)

Проверка решения.

 - Как проверить задачу?

- Нарисуйте столько кружков красного цвета, сколько было мальчиков.

- Сколько кружков нари­совали? ( 9) 

- Ниже нарисуйте синим карандашом  столько кружочков, сколько было девочек?

 - Сколько кружков нари­совали? (6)

- Каких кружочков меньше? На сколько меньше? Сравните с усло­вием. Кого меньше, на сколько меньше?

5. Сравнение решений I и 2 задач. 

 9 - 3 = 6 (м.) Ответ: осталось 6 мальчиков.

 9 - 3 = 6 (д.)  Ответ: было 6 девочек.

- Чем решения задач похожи, а чем отличаются?

- Почему решения задач одинаковые?

- Почему ответы разные? (Что узнавали в первой задаче? Что узнавали во второй задаче?)

IV. Преобразование сообщения в задачу.

       Решение задачи на нахождение суммы.

Вот живут они -

Лягушка, петушок и мышь-норушка.

Их водой не разольёшь.

 Вдруг стучится серый ёж.

Ёж:     «Я серый ёжик,

Ни головы, ни ножек.

Буду терем сторожить.

Разрешите здесь пожить»?

Вот друзья посовещались                    

И открыть пообещали,                         

Если ёжик даст ответ -                         

Здесь задача или нет.                     

- Ладно,  ёжик, не грусти,

На пенёчке посиди,

Посиди, послушай нас.

Ну, ребята, в добрый час!

Слайд  

На столе стояло 5 чашек.

Поставили еще 3 чашки.

 

Дополнение условия вопросом.

- Задача это или нет? Почему? Поставьте вопрос.

Сколько чашек стало на столе?  (Добавляют на слайд.)

Анализ и решение задачи.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно о чашках?                                           

- О чем спрашивают в задаче?                              

- Каким действием решается задача? Почему?

- Прочитайте решение. (5 + 3 = 8 (ч.))    

- Скажите ответ задачи. (Стало 8 чашек.)

Проверка решения.

- Сделаем проверку. Сколько кружочков надо нарисовать?

- Почему 5? Что еще надо сделать? Почему нарисовать еще 3 кружочка?

- Сколько всего кружочков нарисовали? Сколько получилось в ответе?

IV. Составление задачи по рисунку.

Волк        

Вот живут они – лягушка,

Ёж, петух и мышь-норушка.

Только вдруг из чащи тёмной

Притащился волк бездомный.

Уходи, зубастый зверь,

Не ломись ты в нашу дверь!

Крепко заперт теремок

На засов и на замок!

Рыщет серый волк в лесу.

Ищет кумушку – лису.

Чтоб спросить её совета,

Как решить задачу эту.

А лиса идёт навстречу –

Рыжий хвост, глаза как свечи.

Ей страшны такие муки –

Не сильна она в науке.

- Чтобы крепче запереть теремок, надо срочно составить и решить  задачу.

? на 2 больше

Анализ и решение задачи.

У ёжика  - 6 к.

В коробке - ? на 2 к. больше

- 0 чём говорится в задаче?

- Что известно о кубиках?

- Что надо узнать в задаче?

- Каким действием решается задача?

- Почему + ? (на 2 больше)

- Скажите ответ задачи (8 кубиков в коробке.)

Проверка решения.

- Как проверить решение?

- Положите столько кружочков, сколько кубиков у ёжика.                                                                           

 - Сколько положили? (6)

- Положите столько квадратов ниже, сколько кубиков в коробке.

- Можно сказать, что О и        поровну? Каких фигур больше? На сколько больше?

- Посмотрите в условие. На сколько кубиков  в коробке больше?

 

4. Составление задач по выражению.

 Медведь. 

9 - 6 = 3                   7 + 3 = 10                            

Лиса и волк:

« Кабы встретился нам Мишенька - медведь,

  Он помог бы нам ворота отпереть.

  Мы пойдем его поищем по лесам.

  Ах ты, батюшки, идёт сюда он сам»!

 

Вот идут они к соседям:

Волк с приятелем медведем,

Впереди лиса идёт,

В теремок гостей ведёт.

Но медведь решать не может,

Тут и сила не поможет.

Дети составляют задачи.

Мы не пустим злых гостей,

Не стучитесь в нашу дверь!

Лучше в школу вы пойдите

Да задачки поучите!

 

5. Итог урока,

- Чему научились на уроке?

- Что узнали новое?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Комментарии
Комментариев пока нет.