Комплекс разноуровневых заданий по русскому языку (5 класс)
Данный комплекс заданий соответствует программе по русскому языку для 5 класса и может использоваться при обучении по любым учебникам. Включает темы, изучаемые в 5 классе. По каждой теме предложены три уровня сложности – элементарный, базовый, повышенный – обозначены соответственно буквами А, Б и В.
Выбор упражнений будет зависеть от подготовленности учащего- ся. Пятиклассник без затруднений выполнит упражнение, по содер- жанию не превышающее уровень его возможностей.
Все задания разработаны так, что имеют одинаковую вре- мяёмкость, учитель может дать ученикам карточки разного уровня на примерно равное время (5–15 минут). Учащимся можно предло- жить упражнения в качестве индивидуального, группового или кол- лективного заданий. Задания рассчитаны на работу в ходе урока, но могут выполняться и дома, если учитель считает это необходимым.
Стили речи
Определите стиль данного текста.
Радуга
Всем известно явление радуги. Радуга – это дуга нескольких цветов, ко- торую можно наблюдать над горизонтом в сырую солнечную погоду. Она воз- никает при попадании лучей света на капли дождя. Яркость радуги зависит от величины капель: чем они крупнее, тем радуга ярче. Величина дуги опре- деляется положением солнца: чем оно ближе к горизонту, тем она больше.
БОпределите стиль данных текстов.
Лампочка
Лампочка, даже самая маленькая, удивительна. По вечерам она, как волшебник, озаряет наши дома радостным светом. Горит лампочка ярко, даже глазам больно смотреть на неё. Похожа она на хрустальный груше- видный шарик, в котором заключён маленький кусочек солнца.
Лампа
Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, её высота восемь сантиметров. Наружная часть стеклянная, только в самом верху металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне – марка за- вода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружина.
Определите стиль данных текстов.
Вода
Вода – бесцветная, легко подвижная, безвкусная жидкость. Она не имеет запаха.
Вода в озере
Вода в озере чистая и прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде как на не- обыкновенном стекле.
К. Паустовский
Вода – это жизнь
Что о воде можно сказать? Не можем мы без неё прожить. Да, больше
4 двух дней вряд ли протянем. Очень она нам нужна. Очень.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
АВставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запи- шите по образцу.
Образец. Счастливый – счастлив.
Т..лпа, п..руса, х..жу, пок..зал, прив..зал, прин..сла, отв..ла, сп..сла, ук..ренился, н..щета, т..инственный, см..гчить, разг..дать, приг..диться, пок..рить, сож..ление, др..жать, др..знить, потр..сение, созр..вать, сост..влять, зап..вать (таблетку).
Подберите к данным словам однокоренные слова с безударными гласными. Запишите по образцу.
Образец. Волны – волновался.
Лица, дар, вид, плотный, ласка, сложный, даль, отказ, правда, заряд, мягкий, вянет, взгляд, нагреть, мир, просто, диво, голод, петь, передать, сладкий, богатство, оплата, слово, слава, обещанный, увлёк, плен, чары, развитие.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Зач..стили дожди, и в деревне стало тоскливо. 2) Ст..рик откусы- вал хлеб и зап..вал его молоком. 3) Брат открыл калитку и об..жал во- круг дома. 4) Павел подп..ясался и стал прим..рять отцовские сап..ги.
5) Буря не ут..хала: д..ревья скр..пели и тр..щали, удары грома сотр..сали землю.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – су- ществительные. Запишите по образцу.
Образец. Укоренился – корень.
Прис..гать, посп..вать, от..желел, попр..сил, разъ..рённый, отв..нтил, оч..ровать, присп..собление, зар..дить, обр..мление, угр..жать, погл..щать, обл..котиться, отк..заться, опр..вдать, р..птать, загл..нуть, насл..ждение, зач..рованный, погр..ничный, г..лодание, уд..вление, нагр..вание, ук..рять, пок..рать, см..рение.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – пол- ные прилагательные. Запишите по образцу.
Образец. Жалеть – жалкий.
Нап..лнялся, омр..чать, н..щета, т..инственный, пренебр..жительный, п..хота, см..гчить, прос..читься, прибл..жался, уд..вление, усл..жнить, озл..бление, обн..влённый, оч..рстветь, оскв..рнить, тр..петать, одр..хлеть, соед..нение, изв..нение.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – гла- голы. Запишите по образцу.
Образец. Доказательство – докажет.
Ск..пившийся, исподт..шка, об..зать, прон..цательно, зап..х, хв..ла, прот..кающий, упр..вление, исс..кать, прод..лжение, уг..сающий, исч..зать, привл..кательный, ув..дание, нагр..вание, обр..тение, похв..лить, обл..мать, посп..вать.
Спишите, подбирая проверочные слова и вставляя пропущенные буквы.
Б..рьба, зач..рпнуть, раст..лковать, встр..чать, предв..щать, оск..рби- тельный, ф..льтровать, сн..гирь, л..шение, пом..щение, ос..ждать, пл..снуть, ж..лище, т..рговать, дост..жение, впр..гать, распл..статься, кл..вать, раст..рзать, х..телось, стр..жайший, упл..тнить, прил..скать, опр..вдать, см..гчение, нагр..вание, пок..яние.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова и запишите их в скобках. Определите части речи. Прод..лжение, раст..нулся, зам..чать, вт..хомолку, кр..кливо,
возр..ждение, т..инственный, распор..дился, пок..зательный, хв..стливый,
по..вился, кл..нусь, вр..ждебный, отн..шение, сч..стливый, вр..дить, с..лон- ка, расст..гнуть, изм..нился, поод..ночке.
Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Запи- шите по образцу.
Образец. Покарать врага (кара) – покорить природу (покорный).
Девочка м..ла – м..ла двор.
Сл..зать с дерева – сл..зать сметану.
Св..ла гнездо – св..ла с ума.
Цветущая д..лина – вд..леке от дома.
Ум..лять о пощаде – ум..лять достоинства.
Прор..дить морковь – зар..дить ружьё.
Зап..вать в хоре – зап..вать молоком.
Цветы стали ув..дать – ув..дать издали.Пол..скать горло – пол..скать щенка.
Пос..деть к старости – пос..деть на диване.
Ут..хать постепенно – ут..шать ласково.
.
Проверяемые и непроверяемые звонкие и глухие согласные
АВставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запи- шите по образцу.
Образец. Зуб – зубы.
Наро.., клу.., моти.., лё.., спосо.., гара.., бага.., огоро.., сво..ка, погру..ка,
отпра..ка, оши..ка, сла..кий, жи..кий, ги..кий, дер..кий, бу..ка, шлю..ка,
фля..ка, про..ка, табуре..ка, подкла..ка, варе..ка, отга..ка, подска..ка.
Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.
З или с: ни..кий, ре..кий, берё..ка, про..ьба, моро.., сколь..ко.
Б или п: ро..кий, ги..кий, ду.., хру..кий, сру.. , масшта.., ю..ка.
В или ф: ло..кий, о..ца, моти.., тари.., ста..ка.
Д или т: ре..кий, ме..кий, блю..це, сла..кий, салфе..ка, кла..ка.
Ж или ш: бро..ка, сне..ки, ватру..ка, ло..ка, варе..ка.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.
Ре..кий ветер, ги..кий шланг, ли..кая плёнка, ме..кий стрелок, гла..кая поверхность, га..кий утёнок, ро..кая про..ьба, жи..кий раствор, у..кая доро..ка, мя..кий хле.., пластмассовая кру..ка, резиновая ло..ка, золотая пря..ка, радостная улы..ка.
БИзмените число существительных для проверки сомнительного со- гласного. Запишите по образцу.
Образец. Обрезать ногти (ноготь).
Опустить ло..ти, тетра..ь в линейку, остро.. в океане, колючий сне.., тре- скучий моро.., тари.. на электроэнергию, исторический архи.., толстый шо.., последний раун.., винительный паде.., призы.. в армию, перехо.. через дорогу.
Измените падеж существительных для проверки сомнительного согласного. Запишите по образцу.
Образец. Зелёный лук (в луке).
Шта.. армии, старый ду.., известный драматур.., моз.. человека, тяжё- лый гру.., узкий жёло.., лечебная ма..ь, мелкая сы..ь, крупный масшта.., речная зы..ь, изморо..ь на деревьях, осенняя изморо..ь, старинный комо.., поставить штам.., сто.. сена.
Замените существительное глаголом для проверки сомнительного согласного. Запишите по образцу.
Образец. Молотьба (молотить).
Без огля..ки, парохо..ство, выру..ка, сма..ка, ко..ьба, переса..ка, повя..ка, нагре.., ре..ьба, укла..ка, хо..ьба, про..ьба, моло..ьба, подста..ка, гре..цы, выпла..ка, доста..ка, выре..ка.
ВИспользуйте уменьшительные суффиксы или образуйте краткие формы прилагательных для проверки сомнительного согласного. Запишите по образцу.
Образец. Медицинская справка (справочка), вязкий сироп (вязок). Гла..кая поверхность, чу..кий учитель, ре..кий ветер, радостная улы..ка, интересная кни..ка, у..кая доро..ка, жи..кий раствор, мя..кий хлеб,
железная кру..ка, собачья бу..ка, ло..кий приём, телевизионная приста..ка,
дер..кий ответ, ни..шая ступень, вы..шая школа, бли..кий друг, бесплатная доста..ка, е..кий дым, подска..ка из зала, заме..ка в газете, кра..кий пере- сказ, цветная вкла..ка, новая заста..ка.
Проверьте согласные чередованием ж/г, ш/х. Запишите по образцу.
Образец. Дужка – дуга.
Бакла..ка, стри..ка, вприпры..ку, краю..ка, дворня..ка, кни..ка, за-
стё..ка, лачу..ка, коври..ка, но..ка, серё..ка, пиро..ки, пичу..ка, теле..ка,
подру..ка, тя..кий, фля..ка, пры..ки, бедня..ка, обтя..ка.
Спишите, подбирая проверочные слова и вставляя пропущенные буквы.
Ро..кий взгляд – ро..тать на судьбу.
Ле..ть на гору – грубая ле..ть.
Прове..ти лето в деревне – прове..ти груз через границу.
Рассадить взрослых и детей впереме..ку – клевер и овёс росли впе- реме..ку.
Изморо..ь сыплет – белая изморо..ь.
Непроизносимые согласные в корне слова
АВставьте, где необходимо, пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запишите по образцу.
Образец. Властный (власть).
Гиган..ский, глас..ность, звёз..ный, извес..ный, кос..ный (мозг), ко- рыс..ный, добросовес..ный, напрас..ный, учас..ник, безвес..ный, го- рес..ный, мес..ность, опас..ный, поверхнос..но, спор..смен, челюс..ной.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Запишите. Обо- значьте часть слова с орфограммой «Непроизносимые согласные». Бесчес..ный, наез..ник, ненас..ный, облас..ной, пос..ный, праз..нество,
счас..ливый, ужас..ный, благос..ный, влас..ность, намес..ник, горес..ный,
двухмес..ный, снегоочис..ка, прелес..ный, со..нцепёк, крес..ный (ход).
Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, встав- ляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Короткошёрс..ный, ужас..ный, вес..ник, шес..ьдесят, опас..ный, ис- лан..ский, жалос..ливый, ус..ный, чу..ствовать.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, подобрав прове- рочные слова – глаголы. Запишите по образцу.
Образец. Поздний – опоздать.
Хрус..нуть, громоз..кий, запас..ной, пас..бище, свис..нуть, лес..ный, рас- чис..ка, повес..ка, хлес..нуть, вёрс..ка, кус..нуть, наез..ник.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, подобрав прове- рочные слова – существительные. Запишите по образцу.
Образец. Чудесница – чудеса.
Небес..ный, грус..ный, мес..ность, здра..ствовать, тяжеловес..ный, аген..ство, извес..ный, редкос..ный, завис..ливый, шотлан..ский, голлан..ский, усер..ный, фашис..ский, доблес..ный, страс..ный, лес..ный, чес..ный.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, подобрав провероч- ные слова – существительные с предлогом. Запишите по образцу. Образец. Бессовестный – без совести.
Безжалос..ный, безучас..ный, безвес..ный, бесхитрос..ный, без- опас..ный, безвлас..ный, безрадос..ный, беспристрас..ный, безлес..ный, безвкус..ный, бесчес..ный.
Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Разбе- рите слова по составу.
Безмол..ствовать, бескорыс..ный, чу..ствительность, бесхитрос..ный, завис..ливый, тяжеловес..ный, предше..ственник, ше..ствовать (по доро- ге), прои..шествие, объез..чик, громоз..кий, бесстрас..ный, безрадос..ный, безвлас..ный, здра..ствовать, бесчу..ственный, крепос..ной, доблес..ный, искус..ный, напу..ственный, неумес..ный, безучас..ный.
Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите в скобках проверочные слова. Подчеркните непроверяемые напи- сания.
Ярос..ное сопротивление, опас..ная болезнь, полновлас..ный хозяин, гнус..ное преступление, грус..ная повесть, доблес..ный труд, чудес..ные ок- рестности, корыс..ные цели, ненавис..ный враг, искус..ная мастерица, ис- кусс..венное волокно, я..ственно слышать, всякие я..ства, мои ровес..ники, праз..ничное ше..ствие, уча..ствовать в турнире, че..ствовать победителей, чу..ствовать усталость, кос..ные взгляды, кос..ный мозг.
Образуйте слова с помощью суффиксов и запишите их по образцам.
Глаголы с суффиксами -вова-.
Образец. Участие – участвовать.
Честь – . Власть – .
Глаголы с суффиксом -ова-. Образец. Чувство – чувствовать. Сочувствие – .
Шествие – .
Предчувствие – .
Прилагательные с суффиксом -н-.
Образец. Вкус – вкусный.
Уста – . Небеса – . Чудеса – .
Крепость – . Радость – . Комплекс – .
Прилагательные с суффиксом -ск-.
Образец. Лаборант – лаборантский.
Гигант – . Комендант – .
Президент – . Интеллигент – .
Двойные согласные
АСпишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Ак..орд, артил..ерия, бар..икада, дискус..ия, жуж..ать, телеграм..а, колон..а, колон..ада, гал..ерея, трас..а, эк..замен, ак..уратный, бас..ейн, кил..ометр, кол..одец, комис..ия, мат..ч.
Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, встав- ляя пропущенные буквы.
Однокла..ник, програ..а, те..оризм, ха..актеристика, профе..ия, а..етит, па..ажир, те..ис, и..юстратор, хо..ей, шо..е.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, тихо ви..жать,
..жать пшеницу, подру..иться в лагере, купить дро..и.
С или сс: Ру..ь, Ро..ия, Белору..ия, ро..ийский, белору..кий.
Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, встав- ляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Ван..а, груп..а, шоф..ёр, сум..а, трас..а, тон..а, трол..ейбус, бал..он,
програм..а, тен..ис, дес..ант, пас..ажир, один..адцать, тон..ель, фут..бол, ап..етит, ил..юстрация, кол..ичество, кор..идор.
ВСпишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Перед нами стоял дом с колон..ами. 2) Жук жуж..ал. 3) Отец отпустил вож..и. 4) В кор..идоре послышались шаги. 5) У младшей сестры плохой ап..етит. 6) Вверху раздался метал..ический визг.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Л или лл: резиновый ба..он, картинная га..ерея, дружный ко..ектив.
С или сс: водный ба..ейн, явный прогре.., воздушный де..ант.
Р или рр: узкий ко..идор, огромная те..итория.
Гласные И, У, А после шипящих
АСпишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя графически выбор гласной.
Брош..ра, Алж..р, ш..ллинг, ощ..пью, нач..ло, отч..яние, пощ..дить, ч..ро- дей, ш..фоновый, параш..т, ш..фровка.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
На озере доцвели кувш..нки. Ш..рокой жёлтой полоской выделялись эти цв..ты на фоне голубой воды. По ночам небо над ними ож..вало.
По К. Паустовскому
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду
«лишнее» слово и подчеркните его.
Кувш..н, ж..знь, щ..т, ш..повник, ж..молость.
Ч..вство, ч..бчик, параш..т, щ..ка, ч..деса.
3) Сч..стье, удач.., ш..рик, щ..вель, рощ.. .
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.
За одну ночь всё в пр..роде изм..нилось. Ни..кие обл..ка ползли над са- мой з..млёй. Они ч..ть не ц..плялись за в..рхушки елей. Вид был печ..льный. В воздухе круж..лась ж..вая сетка из мя..ких пуш..стых снеж..нок.
ВЗапишите слова в три столбика: 1) с а после шипящих; 2) с и после шипящих; 3) с у после шипящих. Отдельно запишите оставшиеся слова.
Ш..повник, овч..рка, ч..деса, нач..льный, ж..рный, ч..жой, щ..вель,
ж..вотное, щ..пальце, стуч..ть, сш..ть, ч..вствовать, пищ..ть, параш..т, ж..ри, ч..сть, ш..рокий, ж..знь.
Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, встав- ляя пропущенные буквы.
Т..шина, ч..ща, верш..на, лыж.., чиж.., щ..риться, свеж..й, ёрш..ки, щ..ка, звуч..ть, выш..на, ч..вствовать, сч..стливый.
Разделительные Ъ и Ь
АСпишите, вставляя пропущенные буквы.
Порт..ера, пред..явить, обез..яна, лис..я, об..явление, в..юга, фор-
теп..яно, п..еса, б..ём, под..ём, сынов..я, с..ездить, пред..юбилейный, в..юнок.
Запишите слова в два столбика: 1) с разделительным ь; 2) с разде- лительным ъ.
Крыл..я, раз..яснить, в..ётся, раз..езд, с..есть, павил..он, в..езд, л..ётся,
в..юга, б..ёт, с..ехать, мыш..як, раз..единение, под..езд, с..езд, руж..ё.
БСпишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
С..ъязвить, с..ёжиться, кар..ера, с..экономить, бар..ер, фел..етон, из..ясняться, кур..ёз, гнездов..е, с..ябедничать, об..ём, без..упречный, неб..ющийся, пред..обеденный.
Спишите, вставляя пропущенные ъ, ь. Подчеркните слова, в ко- торых ь не является разделительным, а служит для обозначения мягкости согласных.
Сер..ёзный, бол..ной, нян..ка, друз..я, бор..ба, вороб..и, необ..ятный,
мален..кий, с..ёмка, Тат..яна, нал..ю, рез..ба, пис..менный, птич..и, в..ются, под..ехать.
Образуйте новые слова с данными в скобках приставками. Запишите.
Ездить (с-, из-, об-), угадать (пред-), ехать (от-, об-, пере-, в-, за-), есть (с-, по-), явиться (по-, об-), экономить (с-).
Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.
Об..яснить, с..узить, пред..утренний, раз..увериться.
Об..думать, с..экономить, об..вести, с..езжу.
Раз..единить, в лист..ях, сер..ёзный, шампин..он.
Почтал..он, в..ётся, в..юга, под..езд.
Буква Ь после шипящих на конце существительных
АСпишите, добавив, где необходимо, ь.
Роскош.., (несколько) встреч.., хвощ.., реч.., (пять) днищ.., (много) луж.., силач.., (несколько) рощ.., (много) корневищ.., (вкусный) овощ.., (руководи- тели) училищ.., помощ.., борщ.., (двадцать) афиш.., лещ.. .
Запишите слова в два столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце.
(Много) сокровищ.., ключ.., из-за туч.., брош.., (десять) тысяч.., (много) пепелищ.., (любители) зрелищ.., (много) зернохранилищ.., (слушатели) ра- диопередач.., доч.., печ.., луч.., ноч.. .
БДопишите, где необходимо, ь. Объясните графически выбор орфо- грамм.
Образец. Меч (не 3-е скл.), речь (3-е скл.), возле дач (не 3-е скл.).
Нет луж.., речной камыш.., опытный врач.., заботливая доч.., мно-
го туч.., колючий ёж.., морской пляж.., спелая рож.., солнечный луч.., острый нож.., пара лыж.., громкий плач.., из-под крыш.., много тысяч.., без встреч.., возле пастбищ.., остров сокровищ.., роскош.., полноч.., пробежа- ла дрож.. .
Спишите, раскрывая скобки и ставя данные в них существитель- ные в форму родительного падежа множественного числа или име- нительного падежа единственного числа.
Строительство кооперативных (дача).
Появление странных (чудовище).
Дружеская (речи).
Сочные травы альпийских (пастбище).
Последствия нескольких (неудача).
Радость нежданных (встреча).
Скопление грозовых (туча).
Ненужная (вещи).
Свежесть берёзовых (роща).
Мощь богатырских (плечо).
Дым лесных (пожарище).
Затопленная (печи).
Замените данные существительные словами с основой на шипя- щий. Укажите склонение существительных.
Образец. Украшение – брошь (3-е скл.).
Доктор, поддержка, неправда, родник, сила, друг, безветрие, озноб, богатство, рыдания.
Слова для справок: дрож.., лож.., помощ.., врач.., товарищ.., ключ.., тиш.., роскош.., мощ.., плач.. .
Составьте с данными словосочетаниями предложения. Запишите их, добавив, где необходимо, ь.
Пробить бреш.. во вражеской обороне, почувствовать фальш.., время за полноч.., покраснеть как кумач.., ценная вещ.., талантливый трубач.., солдатский блиндаж.. .
Падежные формы личных местоимений
АСпишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните личные ме- стоимения.
Мы шли по л..синому следу. 2) Я влез на высокую сосну и стал кр..чать. 3) Всё утро они л..вили рыбу. 4) В д..рогу он взял несколько книг, которые любил перечитывать. 5) Ты мне не дру.. . 6) Я о вас часто всп..ми-
18 наю. 7) Мы с ней встретились на улице.