Разноуровневые задания по русскому языку «Чередование корней»
Пояснительная записка.
Задания разного уровня направлены на то, чтобы, во-первых, выровнять знания всех учеников класса по определённой теме, во-вторых, развить аналитические и творческие способности учащихся, поскольку мы используем 3 уровня сложности: репродуктивный, направленный на выравнивание знаний и умений по теме; аналитический, задания которого помогают учащимся не только улучшить свои знания, но и уметь применить их в нестандартной ситуации, а также подготовиться к ВПР и ГИА; творческий, задания которого развивают творческие способности учащихся, их письменную речь, умение писать тексты разных типов.
Данный материал был подготовлен для итоговой контрольной работы по теме «Чередование гласных» в 5 классе. Поскольку я работаю с использованием технологии УДЕ, то в 5-м классе мы проходим все чередующиеся гласные в комплексе, поэтому в итоговой работе отражён этот аспект. Этот материал можно использовать также для работы по данной теме в 10 классе (учебник И.В.Гусаровой). В каждый блок одного уровня (кроме творческого) входят как теоретические, так и практические задания.
Задания к итоговой контрольной работе по теме
«Чередующиеся гласные в корне слова»
Уровень 1 (репродуктивный)
1. Вставьте пропущенные слова, буквы или графические обозначения в следующие правила и приведите исключения из правил (если они есть):
А) В корнях лаг/лож, кос/кас в _________________ положении пишется буква А, если после корня стоит _____ .
Б) В корнях зор/зар под _______________ пишется то, что слышится, а без _____________ – А.
В) В корнях скоч/скак перед буквой ____ пишется А, а перед буквой _____ – О.
2. Вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте условия выбора орфограммы.
1.В небе разг_рают_ся з_рницы. На берегу г_рит костер. Ивы накл_нились над оз_ренной пламенем водой. Рыбак смотрит на попл_вок. Фея к_снулась тыквы. Палочка к_сается тыквы.
Распол_жит_ся на отдых, соб_рат_ся у друзей, разг_релся спор, заст_лать постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_рат_ся ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_рать посуду, раст_реть ушиб, сг_рать от стыда, выращенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка, вы_стить цветок.
Уровень 2 (аналитический)
1. Выпишите номера ответов, в которых дано правильное толкование написания слова.
А) УБИРАТЬ – в корнях с чередованием е/и буква И пишется в безударном положении, а под ударением пишется Е.
Б) ВЫМОКНУТЬ – правописание гласной в корне зависит от лексического значения слова. +
В) ПРИГОРЕТЬ – в корнях гор/гар в безударном положении пишется буква О. +
Г) РАСТЯЖЕНИЕ – в корнях рос/раст/ращ перед СТ пишется А.
Д) отрасль – слово является исключением из правила о правописании корней рос/раст/ращ. +
2. Распределите слова по условиям написания корней с чередованием. Отдельно выпишите слова, не входящие ни в одну группу. Обозначьте условия выбора орфограмм.
Зам_реть от неожиданности, прим_рить пр_тивников, бл_стеть на солнце, объед_нить силы, соч_тать качества пож_мать руки, предпол_гать, изл_жить факты, спл_тить силы, посевы разр_стаются, распол_жение войск, зар_сли, ур_вень, к_сательная, ор_сительная система, пл_вец, р_внять дорогу, возр_ст, изл_жение, обл_котиться, тв_рение, выг_реть, з_ря, исп_рение, сн_мать ур_жай, разж_гать к_стёр, пор_сль, отр_сль, накл_ниться, р_внина, непром_каемый, ск_чок, р_сток, поч_татель т_ланта, оз_рение, прекл_няться перед г_роизмом, нар_щение, ур_внение, отвр_щение, сг_рание, вл_вник, м_кать лук в соль, нар_стание, ср_внение, просв_щение, недор_сль, усм_рять, ув_ваться.
Уровень 3 (творческий).
Напишите мини-сочинение на тему «Зимний день» (5-7 предложений), используя слова с чередованием корней (не менее 5 слов).
Использованные материалы:
Карточки "Чередование гласных в корне" (6 кл) (Ротькина М.О.) // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/12/03/kartochki-cheredovanie-glasnyh-v-korne-6-kl