Разноуровневые задания по русскому языку «Разделительные Ъ и Ь» (5 класс)
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема урока: Разделительные Ъ и Ь
Цели: повторить правила употребления разделительных ъ и ь; закрепить навык обнаружения данной орфограммы; упрочить орфографические навыки обучающихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать исследовательские способности учащихся.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Уровень A
Вставьте на месте пропусков ъ или ь.
Под..ём, обез..яна, об..явить, с..ехать, волч..и, в..юга, солов..и, б..ёт, л..ётся, пред..январский.
Распределите слова с пропущенными буквами по двум столбикам: 1) с разделительным ъ; 2) с разделительным ь. Обозначьте орфограмму.
Медвеж..я (берлога), в..ехать (во двор), об..яснить, двер..ю, об..явление, скам..я, бар..ер, под..езд, стул..я, с..ёмка.
с разделительным ъ | с разделительным ь |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Уровень B
Вставьте, где это необходимо, на месте пропусков разделительные ъ и ь. Выделите приставки и корни, подчеркните орфограмму. Слова, в которых ъ или ь не пишутся, выпишите отдельно и объясните, почему.
Ш..ёт, под..бежать, солов..и, в..юга, об..ездить, пол..ю́т (цветы), по́л..ют (сорняки), с..экономить, обез..яна, с..ёмный.
Не пишутся ъ или ь в словах:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К каждому слову подберите близкое по значению слово с разделительным ъ или ь из материала для справок. Запишите слова парами, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1) Дом. 2) Сообщение. 3) Повидло. 4) Строгость. 5) Предмет. 6) Украшение. 7) Родня. 8) Публикация. 9) Препятствие. 10) Лавка.
Для справок: сем..я, бар..ер, об..ект, стат..я, жил..ё, варен..е, скам..я, об..явление, медал..он, сер..ёзность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень C
Узнайте слова по их лексическому значению (см. материал для справок) и запишите по порядку через запятую, вставляя на месте пропусков разделительные ъ или ь. Обозначьте орфограмму.
1) Сильная метель, снежная буря. 2) Примыкающая ко входу внутренняя часть здания, в которой расположены лестница, лестничные площадки, лифт и т. п. 3) Предмет мебели, предназначенный для сидения. 4) Сообщение о чём-либо, размещённое где-либо для широкого ознакомления. 5) Запечатление изображения на фото-, киноплёнке или другом носителе информации. 6) перен. Величина, размеры, количество чего-либо. 7) Публицистическое или научное сочинение небольшого размера, которое чаще всего можно прочитать в газете, журнале. 8) Забавное происшествие. 9) То, на что направлена та или иная деятельность. 10) Отсутствие болезни.
Для справок: об..ект, стат..я, под..езд, в..юга, об..ём, здоров..е, с..ёмка, скам..я, кур..ёз, об..явление.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его. В скобках объясните свой выбор.
1) Со..единить, пред..юбилейный, раз..уверить, двух..этажный (________________________________________________________________).
2) Об..думать, под..вести, с..экономить, об..ездить.
(________________________________________________________________).
3) Лис..я (нора), сер..ёзность, раз..яснить, почтал..он.
(________________________________________________________________).
4) В..ётся, рел..еф, с..езд, шампин..он.
(________________________________________________________________).
Ответы
Уровень A
Вставьте на месте пропусков ъ или ь.
Подъём, обезьяна, объявить, съехать, волчьи, вьюга, соловьи, бьёт, льётся, предъянварский.
Распределите слова с пропущенными буквами по двум столбикам: 1) с разделительным ъ; 2) с разделительным ь. Обозначьте орфограмму.
с разделительным ъ | с разделительным ь |
въехать | медвежья |
объяснить | дверью |
объявление | скамья |
подъезд | барьер |
съёмка | стулья |
Уровень B
Вставьте, где это необходимо, на месте пропусков разделительные ъ и ь. Выделите приставки и корни, подчеркните орфограмму. Слова, в которых ъ или ь не пишутся, выпишите отдельно и объясните, почему.
Шьёт, соловьи, вьюга, объездить, полью́т (цветы), обез..яна, с..ёмный.
Не пишутся ъ или ь в словах:
Подбежать (корень начинается с согласной), по́лют (сорняки) (форма глагола полоть), сэкономить (корень начинается не с е, ё, ю, я).
К каждому слову подберите близкое по значению слово с разделительным ъ или ь из материала для справок. Запишите слова парами, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Дом – жильё, сообщение – объявление, повидло – варенье, строгость – серьёзность, предмет – объект, украшение – медальон, родня – семья, публикация – статья, препятствие – барьер, лавка – скамья.
Уровень C
Узнайте слова по их лексическому значению (см. материал для справок) и запишите по порядку через запятую, вставляя на месте пропусков разделительные ъ или ь. Обозначьте орфограмму.
Вьюга, подъезд, скамья, объявление, съёмка, объём, статья, курьёз, объект, здоровье.
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его. В скобках объясните свой выбор.
1) Соединить, предъюбилейный, разуверить, двухэтажный (в других словах ъ не пишется).
2) Обдумать, подвести, сэкономить, объездить (в других словах корень начинается не с е, ё, ю, я).
3) Лисья (нора), серьёзность, разъяснить, почтальон (в этом слове пишется разделительный ъ после приставки).
4) Вьётся, рельеф, съезд, шампиньон (в этом слове пишется разделительный ъ после приставки).