Разноуровневые задания и упражнения по русскому языку для обучающихся 5-7 классов
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Автономное учреждение
дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий
Республики Саха (Якутия)»
Разноуровневые задания и упражнения
по русскому языку
для обучающихся 5-7 классов.
Составитель:
педагог дополнительного образования
Николаева Саргылана Алексеевна
Якутск 2021 г.
Упражнения по русскому языку, содержащие разноуровневые задания, учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося и помогают создать благоприятные условия развития его способностей. Ведь каждый ученик по своему индивидуален, у каждого свои познавательные способности. Если одному дается легко, то другому дается очень трудно. Для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя уверенным, ощущал радость учебной деятельности, сознательно усваивал программу, творчески работал на занятиях, каждый педагог использует различные методы и приемы в учебной деятельности.
В настоящее время я считаю эффективным использовать в работе прием разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение – это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Целью разноуровневого обучения является организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Предлагаемые упражнения и задания применяются на разных этапах учебной деятельности как изучение нового материала, домашняя работа, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы.
Предложены 2 варианта заданий, отличающиеся уровнем сложности в зависимости от возможностей обучающегося.
Уровень I
Задание 1 Перепиши текст, правильно расставив слова в предложениях.
Зима, пришла, суровая, морозная и. Лес, белый, в, плен, погрузился. Лесным, голодно, зверям, и, холодно. Трудно, пропитание, среди, глубоких, найти, снегов. Тяжело, от, спастись, врагов. Только, нипочем, все, медведю. Крепко, берлоге, теплой, он, в, спит.
Продолжи текст описанием того, что еще может происходить в зимнем лесу, используя следующие слова: Метель, снегопад, сугробы, закружила, ищет, спящий.
Задание 2 Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные.
Сорока была _______, ________и нарочно л…тела у самой земли, потому что от деревень и л…сов все-таки тянуло т…плом, и сорока не боялась замерзнуть.
Никто ее не видел, только лисица в __________яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как _________тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго с…дела, почесываясь и соображая, - куда ж это в такую __________ночь подалась сорока?
Слова – помощники: темная, осиновая, старая страшная, опытная
Задание 3 Перепиши текст, отделяя предлоги. Выдели предлоги ручкой другого цвета.
УМаши день рождения. Ей исполнилось семь лет. Кдевочке вгости пришли друзья. Соня иСаша подарили кукольный набор. Женя вручил часы скукушкой. Дети сели запраздничный стол. Они пили чай стортом ипоздравляли именинницу. Новдруг...
Придумай продолжение текста.
Задание 4 Замените выделенное слово его синонимом
Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошёл снег. Он падал на холодную землю. Озеро ещё не замёрзло, хотя вода в нём была холодной.
Слова для справок: прохладный, студёный, ледяной, морозный.
Задание 5. Спишите словосочетания. Вместо точек вставьте соответствующую глагольную приставку:
1)...писать с учебника; 2)...лететь к гнезду; 3)...ступить на ягоды; 4)...ехать от опушки леса; 5) ...правиться через реку; 6)...кинуть до кольца; 7) ...крепить к воротам; 8)...бежать из сарая; 9)...толкнуть в чулан; 10) ...стоять около окна.
Задание 6 Прочитайте текст. Вместо точек вставьте нужный по смыслу предлог.
Мы вчера побывали ... кафе-мороженое. Это кафе находится ... тихом, спокойном месте окраине города. Мы разговаривали ... нашей учёбе. Вова сказал, что он мечтает ... поездке ... юг. Олег сказал, что мечтает попутешествовать ... морю. Он хочет побывать ... разных странах. Мы интересно провели вечер.
П р е д л о г и д л я с п р а в о к: по, в, на, о.
Задание 7 Прочитай текст. Расставь границы предложения. Запиши текст, выделяя заглавные буквы и точки цветной ручкой.
однажды черный кот Степан сидел на крыльце и умывался внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд он оглянулся и замер с прижатой к морде лапой глаза кота побелели от злости маленькая рыжая такса стояла рядом одно ухо у нее завернулось пес дрожал от любопытства и тянулся мокрым носом к Степану кот изловчился и ударил пса по вывернутому уху война была объявлена с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть (по К. Г. Паустовскому)
Задание 8 Придумайте слова, с которыми могут быть употреблены данные прилагательные.
Образец. Острый — нож, соус, угол.
Смуглый — ... ;резкий — ... ;тёмный — ... ;деревенский — ...;
Задание 9 Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.
Задание 10 Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи. синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Уровень II
Задание 1 Перепиши текст, правильно расставив слова в предложениях.
Зима, пришла, суровая, морозная и. Лес, белый, в, плен, погрузился. Лесным, голодно, зверям, и, холодно. Трудно, пропитание, среди, глубоких, найти, снегов. Тяжело, от, спастись, врагов. Только, нипочем, все, медведю. Крепко, берлоге, теплой, он, в, спит.
Продолжи текст описанием того, что еще может происходить в зимнем лесу, используя следующие слова: Иней, наст, обглодать, завихрила, рыщет, дремлющий.
Задание 2 Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные. Определите их морфологические признаки.
Сорока была _______, ________и нарочно л…тела у самой земли, потому что от деревень и л…сов все-таки тянуло т…плом, и сорока не боялась замерзнуть.
Никто ее не видел, только лисица в __________яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как _________тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго с…дела, почесываясь и соображая, - куда ж это в такую __________ночь подалась сорока?
Слова – помощники: темная, осиновая, старая страшная, опытная.
Задание 3 Перепиши текст, отделяя предлоги. Запиши предлоги ручкой другого цвета.
УМаши день рождения. Ей исполнилось семь лет. Кдевочке вгости пришли друзья. Соня иСаша подарили кукольный набор. Женя вручил часы скукушкой. Дети сели запраздничный стол. Они пили чай стортом ипоздравляли именинницу. Новдруг...
Придумай продолжение текста.
Задание 4 Придумай продолжение текста.
Под стенами Сталинграда совесткие войска…отборные части фашистской армии.
Очень трудно даже хорошему бегуну ... планку на высоте 2 м 20 см.
Опытным врачам удалось... коварную болезнь.
В матче по шахматам российский шахматист ... своих зарубежных противников.
Миша никак не мог... трудную задачу по
Слова для справок: одолеть, разбить, победить, обыграть, решить.
Задание 5. Спишите словосочетания. Вместо точек вставьте соответствующую глагольную приставку:
1)...писать с учебника; 2)...лететь к гнезду; 3)...ступить на ягоды; 4)...ехать от опушки леса; 5) ...правиться через реку; 6)...кинуть до кольца; 7) ...крепить к воротам; 8)...бежать из сарая; 9)...толкнуть в чулан; 10) ...стоять около окна.
Придумайте предложения с данными глаголами и предлогами:
а) сражатъся с ..., ссориться с ..., заботиться о ..., взглянуть на ..., взяться за ..., господствовать над ..., влиять на ...; б) подшучивать над ..., общаться с ..., прощаться с ..., закрыть от ..., сердиться на ..., свалиться с ..., стремиться к ..., воевать с ..., убедиться в ... .
Задание 6 Прочитайте текст. Вместо точек вставьте нужный по смыслу предлог.
I.Мы вчера побывали ... кафе-мороженое. Это кафе находится ... тихом, спокойном месте окраине города. Мы разговаривали ... нашей учёбе. Вова сказал, что он мечтает ... поездке ... юг. Олег сказал, что мечтает попутешествовать ... морю. Он хочет побывать ... разных странах. Мы интересно провели вечер.
П р е д л о г и д л я с п р а в о к: по, в, на, о.
II. 1. Сегодня автомашины различных марок окружают нас ... городе, ... деревне, ... улице, ... площадях, ... дворах, ... тротуарах, даже ... парке. 2. ... России почтовые марки были введены ... 1857 году. 3. Прямо ... верхней палубы теплохода были видны улицы и площади прибрежного города. 4. ... реки, ... полей, ... леса ... опушку слетелись вороны и галки. 5. Милиционер видел, как незнакомец перешёл ... улицу и подошёл ... станции метро.
П р е д л о г и д л я с п р а в о к: через, к, в, с, на, из.
Задание 7 Прочитай текст. Расставь границы предложения. Запиши текст, выделяя заглавные буквы и точки цветной ручкой.
однажды черный кот Степан сидел на крыльце и умывался внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд он оглянулся и замер с прижатой к морде лапой глаза кота побелели от злости маленькая рыжая такса стояла рядом одно ухо у нее завернулось пес дрожал от любопытства и тянулся мокрым носом к Степану кот изловчился и ударил пса по вывернутому уху война была объявлена с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть (по К. Г. Паустовскому)
Придумай продолжение текста, в котором бы описывался случай, благодаря которому кот и пес подружились.
Задание 8 Придумайте слова, с которыми могут быть употреблены данные прилагательные.
Образец: Острый-нож, угол, соус.
Смуглый, резкий, темный, деревенский, румяный, грубый, красный, мягкий.
Задание 9 Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
Задание 10 Найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.