Программа дополнительного образования «Будущее России за нами» (1–7 классы)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»
БУДУЩЕЕ РОССИИ
ЗА НАМИ
Подготовила:
Полникова В. Н.
педагог-психолог
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Майский 2017г.
1.Визитная карточка
2.Нормативно – правовая база
3.Пояснительная записка
4. Цель и задачи программы
5. Базовые принципы программы
6. Педагогические технологии, формы и
методы работы по программе
7.Виды деятельности
8. Педагогическая диагностика
9.Огранизационно-методическое и
материально-техническое обеспечение
10.Этапы реализации программы
11. Логика построения и содержание смены
12. Ожидаемые результаты
13. Приложение
Название лагеря: оздоровительный лагерь «Огоньки России»
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Модель лагеря: разновозрастное объединение одаренных школьников
Кадры: педагоги, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, медицинский работник, психолог, социальный педагог
Продолжительность смены: 18 дней
Количество смен:1
Название проводящей организации:
Адрес:
Телефоны:
Возраст участников: 7-14 лет.
Количество детей : 180 человек
Источник финансирования: средства местного бюджета, родительские средства
Сроки проведения: с 1 по 27 июня.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, стремление быть лучшими, должностная субординация.
ПРОГРАММА
«БУДУЩЕЕ РОССИИ
ЗА НАМИ»
Нормативно – правовая база:
Конвенция ООН о правах ребёнка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
Письмо министерства образования РФ (22-06-626) «Об официальных
ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с
применением государственных символов РФ»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 – 2010годы», утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля
2005г. № 422.
Программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004-2010г.г.» № 229 от 31.12.2003г.
Областная программа «Основы духовно-нравственного воспитания
населения Белгородской области на 2007-2010 годы» от 7 февраля 2007
г. № 24-пп.
- Постановление Правительства Белгородской области от 15 декабря
12. Положение о лагере дневного пребывания.
Пояснительная записка
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
К. Симонов.
Последние десятилетие ХХ века и начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и государства.
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Именно гражданское самосознание определяется сформированностью у учащихся основополагающих ценностей российской и мировой культуры.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 года, в числе основных целей и задач определяет:
- воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительной отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование у детей и молодежи ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Очевидно, что воспитание социально значимых качеств личности становится приоритетным направлением развития образовательн6ой системы в нашем государстве.
Одним из направлений гражданско - патриотического воспитания является формирование уважения к своему государству, закону, праву и ответственности, изучение Конституции РФ и конвенции о правах ребенка, законов о государственных символах. Сегодняшнее молодое поколение все чаще обращается к истории государственных символов. Это свидетельствует о поиске нравственных ориентиров и духовных ценностей в молодежной среде.
Одна из важнейших задач воспитателей в своей работе – не оставить ребят равнодушными, формировать у них уважительной отношение к закону, государственным символам России, её многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество. Эта задача определяет выбор форм и методов работы в данном направлении. В условиях лагеря предполагается проведение информационных часов «Символы моей Родины», «Символы Белгородской области», «Символы Белгородского района» и др.
Сегодняшние дети – это будущее нашей страны и всего мира. Им предстоит жить и быть творцами ХХI века. Сегодня как никогда остро актуализировались проблемы нового века, решение которых будет зависеть от нас. Что мы сейчас перенесем из ушедшего в наступивший век? Что мы унаследуем: историю, традиции своего народа и всего мира, достижения техники и науки, ценности культуры, духовные ценности, определяющие наше миропонимание, мироощущение, наше отношение к жизни? С чем мы идем в наступивший ХХI век: с добром или злом, с войнами или миролюбием, с экологическими катастрофами или солнечным небом, с обывательским мировоззрением или с планетарным мышлением? Судьба будущего будет зависеть и оттого, какие люди будут его творцами, какими качествами они будут обладать. Каким человеком должен быть наследник будущего – творец нашего тысячелетия?
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Исходным для нас стало положение о том, что каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой,
- пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
« Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С. Макаренко)
Цель программы
Создание условий для формирования в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну.
Организация летнего отдыха детей и подростков в интересной активной форме, создание условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Образовательные:
формирование интереса к различным видам внеучебной деятельности;
совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;
создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей;
Воспитательные:
Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно – творческой деятельности;
создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки
формирование гражданских качеств: любовь к Родине, патриотизм, ответственность и т.п.;
воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
формирование интереса к истории своей области, района;
приобщение детей к духовно-нравственным ценностям;
расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
повышение культуры межличностных и межнациональных отношений;
знакомство с традициями и обрядами народов проживающих на территории России;
развитие детского самоуправления;
пропаганда здорового образа жизни;
развитие социально значимых качеств ребенка;
формирование мотивации применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Базовые принципы программы:
Программа «Будущее России за нами» летнего оздоровительного лагеря «Огоньки России» построена на следующих принципах:
1. Принцип сочетания общечеловеческих, национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности;
2. Принцип самореализации детей и подростков на основе самопознания и самоопределения;
3. Принцип стимулирования творчества детей и подростков на основе включения их реальные социально значимые отношения;
4. Принцип самоуправления – взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления;
5. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены;
6. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе:
Ведущей технологией программы «Будущее России за нами» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскрывает творческих потенциал ребенка, интерес к созидательной деятельности, развивает интеллектуальные и физические способности, формирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлекает ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Виды деятельности:
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно-игровая деятельность. Деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам.
3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений.
Педагогическая диагностика:
В лагере диагностика организуется в несколько этапов:
1. Начальная диагностика.
Осуществляется сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровне готовности к ней (тесты, анкеты, игры).
2. Промежуточная диагностика.
Позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:
- оценка психологического климата в коллективе;
- сочинение на тему «Я вчера, сегодня, завтра», «Мой портрет» (ассоциация), «Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.)
3. Итоговая диагностика.
Позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты):
- изучение эмоционального состояния детей во время проведения мероприятий;
- степень удовлетворенности отдыхом;
-опросник эмоционального состояния.
Психологом Полниковой В.Н. разработана программа коммуникативных тренингов «Обучение жизненно важным навыкам».
Огранизационно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- фотоаппарат;
- видеокамера;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- видеодиски;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- призовой фонд;
- автотранспорт.
Этапы реализации программы:
Организационный период смены.
Проводится первоначальный мониторинг участников на разных уровнях: «Кто я?», «Кто вместе со мной?» и др. Задается игровой сюжет. Происходит структурное и организационное оформление системы совместных действий.
Основной период смены.
Участники совместной деятельности осуществляют собственную самореализацию в разноуровневых структурах: отрядные дела, экскурсии, кружки, спортивные мероприятия, отрядные и общелагерные КТД. В результате запускается механизм «осмысления» с целью отследить проявления социально значимых качеств среди участников деятельности. Начинается оформление карты символа.
Заключительный период смены.
Ключевой момент деятельности. Составляется общая карта –символ. Создаются условия для реального проявления детьми своих социально значимых качеств.
Содержание и структура инновационной разработки психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития каждого воспитанника.
Модель психолого-педагогического сопровождения игрового-воспитательного процесса в системе дополнительного образования одаренных детей
.
Данная модель отражает взаимодействие социально-психологической службы школы, представленной психологами, медиками, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования, направленное на реализацию образовательных потребностей, профессиональных интересов одаренных детей и их родителей.
Целью психолого-педагогического сопровождения в системе дополнительного образования ребенка в воспитательном процессе является развитие, воспитание обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей (в соответствии с нормой возрастного развития).
Задачи психолого-педагогического сопровождения
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации: коммуникативные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями.
-
Психологическое обеспечение образовательных программ.
Развитие психолого-педагогической компетентности психологической культуры) детей, родителей, педагогов.
Установление содержания диагностических срезов, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуации нахождения в лагере.
Разработка «сквозных» критерии оценивания результатов выполнения психологических и педагогических тестов, анкетирования.
Определение формы представления результатов сопровождения, требований к ведению документации.
Определить необходимый объем и содержание аналитической работы по результатам сопровождения, руководствуясь принципом необходимости и востребованности.
Построить систему работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя и психолог, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.
Дополнительное образование - поддержка детских и молодежных объединений (формирования лидерских способностей и качеств, уверенности в себе, самостоятельности для решения задач воспитания и социализации детей в деятельности детских объединений.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Основные принципы сопровождения ребенка
Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»: специалист сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Рекомендательный характер советов сопровождающего: все решения сопровождения могут носить только рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Чем более компетентен ребенок в решении своих проблем, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него.
Непрерывность сопровождения: специалисты сопровождения прекратят поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: требуется согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности.
Основные направления организационно-методического обеспечения образовательного
и воспитательного процесса
разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;
разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
гигиеническое нормирование нагрузок;
обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
организация и проведение психолого-педагогической диагностики
создание условий для благоприятного развития ребенка
Индивидуальное сопровождение воспитанника
( приоритетные области деятельности):
Базовая и динамическая диагностика;
Организационно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;
Организация взаимодействия с родителями и их обучения.
Ожидаемые результаты:
создание программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики познавательного развития воспитанника, его мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута, мониторинг исследований. Программа позволит установить факторы и условия успешного развития одаренных детей, показать взаимосвязь развития психических функций, прогнозировать и предупреждать проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку воспитанникам системы дополнительного образования.
Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагогов воспитанников и родителей
Логика построения и содержание смены:
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания в смене «Будущее России за нами» превращается в Республику «Огоньки России». Слово «республика» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Ведь сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности дает больше возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям. Участники смены жители Республики объединяются в «города» и сами решают, как будут жить в них. Вместе разрабатывают конституцию Республики, Кодекс чести, Календарь Республики. Жизнедеятельность осуществляется через органы самоуправления (Республиканский Совет, Республиканский Форум).
Республика имеет свой герб и гимн (это эмблема и песня ).
В Республике есть такие город, как «Город Советников» (воспитатели лагеря), «Город Мастеров» (творческие мастерские).
Механизм реализации программыЛета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Одаренность бывает :
художественной (музыкально-художественной);
психомоторной (спортивная);
академической (способность учиться);
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить);
творческой (не шаблонное мышление).
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Поэтому программа лагеря «Будущее России за нами» нацелена на создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Образовательная деятельностьЭтот блок необходим для передачи требующихся для включения в смену знаний.
Образовательная система в лагере построена следующим образом: основная форма обучения – занятия, соединяющие в себе теоретическую вербальную информацию с практической деятельностью. Занятия проводятся педагогами МОУ «Майская гимназия» в минигруппах, участниками, которых являются дети, посещающие лагерь при МОУ. Разделение детей в группы происходит во время организационного периода лагерной смены, по итогам диагностики «Карта интересов», подготовленной и проведенной учащимися профиля «Психология личности».
. В качестве направлений деятельности выступают:
- художественное творчество
- театральное творчество
- информационное творчество
- экологическое направление
- зоологическое направление
Для занятий в распорядке дня ежедневно отводится по 1-му часу для каждой группы. Каждое занятие состоит из 2-х частей: 15–ти минутной теоретической части и 45-ти минутной практики, где в рамках направленности занятия педагог обучает практическим навыкам и предоставляет возможность для фантазии детей в этом направлении. В конце смены предусмотрена научная конференция по итогам работы , с приглашением родителей.
Культурно-досуговая деятельностьСостоит из общелагерных мероприятий (творческие конкурсы, конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Оздоровительная деятельностьСпособствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. В смене планируется проведение 5 тематических дней: День Детства, День России, День Труда, День Здоровья, День Планеты. В течение всей смены собирается общая карта, состоящая из 5 частей. Каждая часть карты относится к одному из тематических дней смены. В конце дня, на общем плане вывешивается одна из частей карты.
После того, как все части карты собраны, в один из заключительных дней смены все участники собираются вместе для торжественного объединения всех частей карты в единое целое. Главный Советник Республики и Президент Республики объявляют о завершении игры.
В рамках программы в течение всей смены проводятся информационные часы, на которых участники знакомятся с историей России; с символикой государства, области, района; с народами, населяющими нашу страну. В течение всей смены проводятся занятия в мастерских. Участники программы выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы её участники получат определенные знания, умения, навыки работы в органах детского самоуправления, социальной деятельности, познакомятся с культурными традициями народов и народностей Российской Федерации. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния.
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они увидят всю красоту своей Родины, познакомятся с её историей и природой, осознают необходимость бережного отношения к окружающему нас миру и сообществу людей, проживающих в нем.
Организаторы и авторы программы «Будущее России за нами » ожидают получения эффекта от реализации программы по следующим позициям:
Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.
Возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личностному развитию, проявлению социальной инициативы.
Формирование у детей и подростков уважения к символам и атрибутам нашего государства.
Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способностей ребенка, умение работать в коллективе.
Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Литература
1. Алиева, Г. Игра - дело серьёзное: сб. программ для летнего отдыха.
2. Афанасьев, С. П., Коморин, С. В., Тимонин, А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. - М., 1994.
3. Веселая, 3. А. Игра приглашает всех. - Минск, 1985.
4. Вожатый - старт в профессию: учеб.-метод, пособие. - М., 2002.
5. Гаранина, А. В. Звонкое лето: метод, пособие для педагогов летних оздоровительных центров. - Омск, 1998.
6. Григоренко, Ю. И., Кострецова, У. Ю. Кипарис - 1: учеб. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - Владимир, 2000. - (Педагогическое общество России).
7. Григоренко, Ю. Н., Кострецова, У. Ю. Кипарис - 2: учеб. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - Владимир, 2000. - (Педагогическое общество России).
8. Давайте познакомимся. - Владивосток, 1991.
9. Игротека: метод, рекомендации по проведению игровых занятий в детском коллективе. -Хабаровск, 2003.
10. Игры на местности: метод, рекомендации. - Нижневартовск, 2002.
11. Интеллектуально-познавательные игры. -Тюмень, 2002.
12. Кедрина, Т. Я., Гелазония, П. И. Большая книга игр и развлечений. - М., 1990.
13. Козак, О. Н. Простые словесные игры. - СПб., 1998.
14. Куцанова, Л. В. Летний досуг с детьми: книга для воспитателей.-М., 1996.
15. Лето. Дети. Лагерь: сб. программ загородных лагерей. - Омск, 2002.
16. «Лето - это маленькая жизнь»: - Хабаровск, 2003.
17. Маршрутами творчества: из опыта работы детских оздоровительных лагерей Томской области. - Томск, 2002.
18. Минский, Е. М. Всегда всем весело. - М., 1969.
19. Мой журнал: информ.-метод, сб. - Омск, 2002.
20. Опять смеётся лето: из опыта работы ДОЛ «Дружные ребята». -Омск, 2002.
21. Педагогика каникул: метод, пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей. - Чита, 2001.
22. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Кипарис - 3. - М., 2003.
23. Побединская, Л. А. Праздник для друзей: сб. сценариев. -М, 1999.
24. Погорельский, Ю. М. Вот так номер. - СПб., 2000.
25. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины. - М.,2000.
26. Праздники для детей и взрослых: советы, традиции, этикет, игры, викторины: в 2 т. - М., 2001.
27. Праздники для детей и взрослых. - М., 2000.
28. Ромашкова, Е. И. День рождения. - М., 2001.
29. Смирнов, В. Ф., Чирва, А. Н. Путешествия в страну тайн. -М„ 1993.
30. Современная хрестоматия вожатого. - Вып. № 1. - Томск,2001.
31. Сухин, И. Г. Мойдодыр. Черномор. Снеговик: сб. литературных викторин. - М., 1996.
32. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагогов-организаторов. - Ростов-н/Д, 2001.
33. Титов, С. В. Ура, каникулы. - М., 2001. - (Библиотека вожатого).
34. Торгашов, В. Н. В эфире новости: праздники; викторины; игры. - М., 2000.
35. Фейерверк идей. - Омск, 1999. (В помощь организации досуга).
36. Шмаков, С. А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993.
37. Энциклопедия досуга. - Ростов-н/Д, 1996.
Презентация к программе лагерь для одаренных детей
PPT / 558.5 Кб