Комплексная программа «Здоровье»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Удмуртской Республики «Школа-интернат № 13»
ГКОУ УР «Школа-интернат № 13»
Комплексная программа «Здоровье»
на 2020 – 2023 годы
Составитель:
Юминова Лилия Владимировна
г. Ижевск. 2020 г.
Содержание
1. Паспорт программы.
2. Концепция программы «Здоровье».
3. Основные направления деятельности.
4. Материально-техническое обеспечение программы.
5. Мониторинг эффективности программы.
6. Ресурсное обеспечение программы.
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа «Здоровье» на 2020-2023 гг. |
Заказчик программы |
ГКОУ УР «Школа-интернат №13» города Ижевска |
Основания для разработки программы |
- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42; - Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст.7, 54; - Конвенцией по правам ребенка ст.6 п.1.2, 19, Конституцией РФ ст.41 п.3; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 №124-ФЗ; - Гражданским кодексом РФ гл.59 ст.1064, 1065 «Общие основания ответственности за причинение вреда»; - Семейным кодексом РФ раздел 4 гл.12 ст.63,65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»; - Приказом Минобразования РФ от 15.01.2002г. №76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях», Приказа Минобразования РФ от 07.08.2000г. №2414; - Письмом Минобразования от 12.07.2000г. №22-06.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»; - Постановлением правительства РК от 16.12.2013г. №500 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»; - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015; - Устав школы - Локальные акты школы, регламентирующие вопросы охраны здоровья обучающихся. |
Разработчик программы |
Рабочая группа по разработке программы «Здоровье» |
Координатор программы |
Заместитель директора по ВР |
Цель программы |
Создание здоровьесберегающей среды в ОУ, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья, на повышение качества образования. |
Задачи программы |
Четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы. Формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся; Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся. Развитие психолого – медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся; Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся. Обеспечение охраны здоровья педагогов и техперсонала; Ведение диагностики динамики состояния здоровья детей. Проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья. Осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся на всем периоде обучения. |
Сроки реализации программы |
2020-2023 гг. |
Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы |
1.Медицинское направление предполагает: - создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: - составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; - проведение физкультминуток; - гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; - четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; - планомерная организация горячего питания учащихся; - реабилитационную работу; - обязательное медицинское обследование. 2. Просветительское направление предполагает: - организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; - пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, русского языка, английского языка, технологии, литературного чтения, биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры). 3. Психолого-педагогическое направление предполагает: - использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; - предупреждение проблем развития ребенка; - обеспечение адаптации на разных этапах обучения; - развитие познавательной и учебной мотивации; - формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; - совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения; - организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. 4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает: -организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; - привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. 5. Диагностическое направление предполагает: - проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: 1) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; 2) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей); 3) режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями. |
Исполнители мероприятий |
Администрация, педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продленного дня, родительский актив, заинтересованные организации и службы |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- повышение успешности учащихся в образовательной деятельности; - формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья; - снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся; - повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности; - усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ. - наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ; - повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни; - сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса. |
Концепция программы «Здоровье»
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни —
здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время
остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные
многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует
о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере
школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся,
подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о
том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.
Основная задача современной школы — обеспечить комфортную среду для
всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и
укреплению здоровья.
В основу концепции программы легли следующие предпосылки: детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь.
Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направление формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.
Основной замысел программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в общеобразовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению учащихся.
И сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы, закаливание организма станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
Цель программы: Создание здоровьесберегающей среды в ОУ, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья, на повышение качества образования.
Задачи программы:
Четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы.
Формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения.
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся.
Развитие психолого – медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Обеспечение охраны здоровья педагогов и техперсонала;
Ведение диагностики динамики состояния здоровья детей.
Проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
11. Осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся на всем периоде обучения.
3. Основные направления деятельности.
Педагогическая деятельность.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Организация охранительного режима для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. |
Сентябрь-ноябрь |
|
|
2. |
Валеологический анализ расписания уроков, логопедических занятий, кружков. |
Сентябрь- октябрь |
|
|
3. |
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в соответствии с критериями здоровьесбережения. Включение в структуру уроков и внеклассных мероприятий специальных коррекционно – оздоровительных упражнений (двигательно-речевых разминок, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых, мимических гимнастик, физкультурных и динамических пауз, упражнений для глаз). |
В течение года |
Уроки, внеклассные мероприятия |
Классные руководители. Воспитатели. Заместители директора по УВР, ВР |
4. |
Организация перемен и длительной динамической паузы (1-10 классы). |
В течение года |
Подвижные игры на переменах, зарядка |
Учителя физической культуры. Классные руководители. Воспитатели. |
5. |
Организация динамической паузы на перемене для учащихся среднего и старшего звена и создание таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов. |
В течение года |
Зарядка |
Учителя физической культуры. Классные руководители. |
6. |
Организация и проведение уроков физической культуры, логоритмики, спортивных кружков и секций, общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся. |
В течение года |
Уроки, спортивные кружки и секции |
Учителя физической культуры. Руководители кружков. |
7. |
Включение вопросов валеологической направленности в план учебных программ по предметам: окружающий мир, биология, география, ОБЖ, факультатив ЗОЖ, литература, развитие речи. |
Сентябрь |
Уроки |
Руководители ШМО. Учителя-предметники. |
8. |
Организация и ведение в школе кружков здоровьесберегающего направления («Спорт и развитие», «Подвижные игры», «Я и ЗОЖ»). |
Сентябрь |
Кружки «Спорт и развитие», «Подвижные игры», «Я и ЗОЖ» |
Зам. директора по ВР. |
9. |
Контроль за выполнением норм самообслуживания учащимися и воспитанниками интерната. |
Октябрь, декабрь, март |
|
Зам. директора по ВР. |
10. |
Включить в план мероприятия по половому воспитанию. |
В течение года |
|
Зам. директора по ВР. Зам. директора по УВР. Классные руководители. Воспитатели. |
11. |
Реализация программы «Разговор о здоровье и правильном питании». |
1-6 классы в течение года |
Классные часы |
Зам.директора по ВР. Воспитатели. |
12. |
Включить работу с детьми-инвалидами, детьми «группы риска», детьми в тяжелой жизненной ситуации. |
1-10 классы в течение года |
|
Зам. директора по ВР. Социальный педагог. Педагог-психолог. Классные руководители. Воспитатели. |
Медико-оздоровительная деятельность
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Углубленное медицинское обследование детей врачами-специалистами, санация полости рта |
1 раз в год |
Медицинское обследование |
Медсестра |
2. |
Медицинский осмотр детей школьным медицинским персоналом. Плановая диспансеризация учащихся. Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации |
2 раза в год |
Медицинский осмотр, диспансеризация |
Медсестра |
3. |
Медицинский осмотр сотрудников школы |
1 раз в год |
Медицинский осмотр |
Директор школы медсестра |
4. |
Организация занятий специальной медицинской физкультурной группой для детей ослабленным здоровьем |
Постоянно (по расписанию) |
Занятия СМГ |
Медсестра. Учителя физкультуры. |
5. |
Организация занятий группы по лечебной физкультуре для детей с проблемами здоровья с приглашением специалистов |
В течение года |
Занятия ЛФК |
Директор школы, медсестра |
6. |
Организация занятий по плаванию для 2-4 классов |
В течение года |
Посещение бассейна |
Воспитатели |
7. |
Организация оздоровительного питания и витаминизации обучающихся. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). |
В течение года |
|
медсестра |
8. |
Организация питьевого режима для обучающихся. |
В течение года |
|
Классные руководители. Воспитатели. |
9. |
Организация физиолечения для обучающихся и сотрудников |
В течение года |
|
Медсестра. |
10. |
Выполнение санитарно-гигиенических правил и норм в организации учебно-воспитательного процесса. Проведение «санитарных дней». |
В течение года |
|
Администрация. Педагоги. Техперсонал. Медсестра . |
11. |
Выполнение режима дня в группах продленного дня и в интернате. |
В течение года |
|
Зам.директора по ВР. Воспитатели. |
12. |
Организация оздоровительного массажа для обучающихся 1-4 классов и сотрудников. |
В течение года |
|
Медсестра |
13. |
Организация занятий «группы здоровья » для сотрудников школы в тренажерном зале. |
В течение года |
|
Учителя физкультуры |
14. |
Медицинский контроль за освещенностью, вентиляцией, температурным режимом, санитарным состоянием учебных кабинетов, за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта школы. |
В течение года |
|
Медсестра |
15. |
Создание комнаты отдыха и психологической разгрузки для учителей |
|
|
Директор школы. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
День Здоровья «Турслет» |
Сентябрь |
Комплекс мероприятий |
Учителя физической культуры |
2. |
Первенство школы по футболу |
Октябрь |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
3. |
Всероссийский «День ходьбы» в Удмуртской Республике |
Октябрь (1 вс. октября) |
Комплекс мероприятий |
Учителя физической культуры |
4. |
Республиканский Фестиваль оздоровительного туризма «Кругосветка в Удмуртии» |
Октябрь (1 вс. октября) |
Комплекс мероприятий |
Учителя физической культуры |
5. |
Первенство школы по дартс, настольному теннису |
Октябрь |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
6. |
День Здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Ноябрь |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
7. |
Соревнования «Веселые старты» |
Ноябрь |
Спортивные эстафеты |
Учителя физической культуры |
8. |
Первенство школы по шашкам |
Декабрь |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
9. |
Первенство школы по конькобежному спорту |
Январь |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
10. |
Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» в г.Ижевске |
Февраль |
Комплекс мероприятий |
Учителя физической культуры |
11. |
День Здоровья «Лыжные гонки» |
Февраль |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
12. |
Первенство школы по плаванию |
Март |
Соревнования |
Учителя физической культуры |
13. |
Всемирный День Здоровья |
Апрель |
Комплекс мероприятий |
Учителя физической культуры |
14. |
Школьный Фестиваль ГТО |
Май |
Комплекс мероприятий |
Учителя физической культуры |
Охранно-профилактическая деятельность.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Уроки безопасности жизнедеятельности человека. |
Постоянно (по расписанию) |
Классные часы, просмотр видеофильмов |
Учитель ОБЖ. |
2. |
Проведение с учащимися занятий по правилам дорожного движения и правилам пожарной безопасности по специальным 10-часовым программам. |
1 раз в месяц |
Классные часы |
Кл. руководители. Воспитатели. Педагог - организатор ЗОЖ. |
3. |
Проведение инструктажей учащихся по охране труда и технике безопасности во время уроков и внеклассных мероприятий. |
Постоянно (по программам) |
Классные часы, просмотр видеофильмов |
Учителя Классные руководители. Воспитатели. |
4. |
Проведение недель безопасности дорожного движения. |
1 раз в четверть (последняя неделя четверти) |
Общешкольные мероприятия |
Ответственный за профилактику ДДТТ. |
5. |
Проведение Дней охраны труда. |
Ежемесячно (последняя пятница месяца) |
Общешкольные мероприятия |
Комиссия по охране труда. |
6. |
Проведение Дня здоровья для учащихся. |
Ежегодно (сентябрь - май) |
Соревнования, туристические слеты |
Зам. директора по ВР, преподаватель ЗОЖ, учителя физической культуры, классные руководители, воспитатели, медсестра, врач. |
7. |
Проведение Дня здоровья для сотрудников. |
Ежегодно (июнь) |
Соревнования, туристические слеты |
Директор школы, профсоюзный комитет, ответственный по ОТ. |
8. |
Проведение Дня защиты детей. |
Ежегодно (апрель) |
Общешкольные мероприятия |
Начальник штаба ГО и ЧС Ответственный за пропаганду ДДТТ. |
9. |
Работа с родителями по профилактике детского травматизма и пропаганде ЗОЖ. |
Постоянно (по плану воспитательной работы) |
Беседы |
Зам. директора по ВР., классные руководители, Воспитатели. |
10. |
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний сотрудников по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, ГО и ЧС, правила оказания первой помощи. |
Ежегодно (по плану работы) |
|
Администрация школы. Комиссия по ОТ. |
Информационно-просветительская деятельность
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение классных и общешкольных родительских собраний с приглашением врача и приглашенных специалистов. Организация работы родительского всеобуча по вопросам личной гигиены школьника, воспитанника интерната. |
В течение года |
Лекции, классные и общешкольные родительские собрания |
Зам. директора по ВР. медсестра школы. Классные руководители. Воспитатели. |
2. |
Консультирование родителей школьными медицинскими работниками и врачами-специалистами. |
В течение года |
Консультации |
Медсестра школы. Врач педиатр. Врачи-специалисты. |
3. |
Использование наглядной агитации: организация тематических выставок рисунков, поделок учащихся. Воспитание обучающихся личным примером учителей (привлекательностью внешнего вида, доброжелательностью в общении, заботой о собственном здоровье, занятиями спортом, отказом от вредных привычек). |
В течение года |
Тематические выставки рисунков, поделок |
Зам. директора по ВР. Педагогический коллектив. |
4. |
Выпуск на стенде «Для вас, родители» информационных листков здоровья. |
В течение года (со сменой материала не реже 1 раза в четверть) |
Информационные листки здоровья |
Зам. директора по УВР, медсестра школы. соцпедагог. Психологи. Преподаватели ЗОЖ. |
5. |
Реализация через планы воспитательной работы с классными коллективами системы занятий по программе «Здоровье» для учащихся начальной школы, среднего и старшего звена (один раз в четверть, смотри «Приложение»). |
В течение года |
Классные часы |
Зам.директора по ВР. Классные руководители. Воспитатели. |
6. |
Постоянное информирование родителей о состоянии здоровья их детей, результатах медицинских осмотров и рекомендациях врачей по лечению. |
В течение года |
Медосмотр |
Классные руководители. Воспитатели. Врач, медсестра школы. |
7. |
Организация обучения (повышение квалификации, переподготовки) педагогов по вопросам внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. |
В течение года |
Курсы повышения, переподготовки |
Директор школы. Зам. директора по УВР. |
8. |
Проведение педсоветов, совещаний, семинаров по реализации комплексной программы «Здоровье». |
По плану работы школы |
Педсоветы, совещания, семинары |
Директор школы – Зам. директора по УВР Зам. директора по ВР |
9. |
Приобретение и систематизация информационно-аналитических и справочных материалов. Создание медиатеки (методической литературы и видеоматериалов с рекомендациями о здоровье и ЗОЖ). |
|
Медиотека |
Зав. библиотекой. Преподаватели ЗОЖ. |
10. |
Участие в районных, городских и республиканских конференциях, семинарах по проблемам здоровья участников образовательного процесса. |
В течение года |
Районные, городские и республиканские конференции, семинары |
Зам. директора по ВР. Преподаватели ЗОЖ. |
Социально – психологическая деятельность.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Работа социально-психологической службы школы (диагностика, профилактика, консультирование). |
Постоянно (по годовому плану работы) |
Диагностика, профилактика, консультирование |
Соц.педагог, педагог-психолог
|
2. |
Проведение школьных психолого – медико - педагогических консилиумов по изучению индивидуальных психологических, физиологических особенностей здоровья учащихся 1-10 классов. |
Ежегодно |
ШПМПК |
Школьная ППк зам. директора |
3. |
Проведение психологических занятий для обучающихся 1-10 классы по коррекционно-развивающей программе «Познай себя» |
Постоянно |
Психологические занятия |
Педагог-психолог
|
4. |
Проведение социально-педагогических занятий для обучающихся 1-4 класс по программе «Азбука жизни», Программа формирования жизненных компетенций у подростков 5-9 классов |
Постоянно |
Социально-педагогические занятия |
Соц.педагог |
5. |
Консультирование родителей школьным психологом и социальным педагогом. |
В течение года |
Консультации |
Педагог-психолог соц.педагог |
6. |
Работа по индивидуальным программам реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Дорожная карта. |
В течение года |
Дорожная карта |
Педагог-психолог
|
7. |
Индивидуальная работа с детьми и родителями, нуждающимися в психологической поддержке и социальной помощи согласно плану работы специалистов на учебный год (консультации и беседы по средствам интернет коммуникации: Zoom-конференция). |
Во время каникул, карантина, дистанционного обучения |
Консультации и беседы по средствам интернет коммуникации: Zoom-конференция |
Соц.педагог педагог-психолог
|
Мероприятия по формированию у учащихся здорового и безопасного образа жизни
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
Месячник «Подросток»- проводятся профилактические беседы, оформление стенда, раздача буклетов |
Ежегодно (октябрь) |
Беседы, оформление стенда, буклетов |
Социальный педагог, педагоги-психологи |
2 |
Акция «День правовой защиты детей» беседа с учащимися о их правах, обязанностях и ответственности (профилактика правонарушений) |
Ежегодно (ноябрь) |
Беседы |
Социальный педагог |
3 |
Международный день борьбы со СПИДом- профилактическая беседа, просмотр фильма с обсуждением |
Ежегодно (декабрь) |
Профилактическая беседа, просмотр фильма с обсуждением |
Социальный педагог, медицинская сестра |
4 |
Акция по борьбе со злоупотреблением ПАВ- профилактическая беседа, просмотр фильма, классные часы |
Ежегодно (декабрь) |
Профилактическая беседа, просмотр фильма, классные часы |
Социальный педагог, классные руководители |
5 |
Месячник «Право на защиту от всех форм насилия»- индивидуальные беседы, оформление стенда, рейды в СОП семьи |
Ежегодно (январь) |
Индивидуальные беседы, оформление стенда, рейды в СОП семьи |
Социальный педагог, педагоги-психологи, классные руководители |
6 |
Акция «Детство без алкоголя»- профилактические беседы, просмотр фильма, анкетирование |
Ежегодно (февраль) |
Профилактические беседы, просмотр фильма, анкетирование |
Социальный педагог |
7 |
Всемирный день без табака «Табакокурение - его влияние на организм» -классные часы, профилактические беседы, анкетирование |
Ежегодно (апрель) |
Классные часы, профилактические беседы, анкетирование |
Социальный педагог, классные руководители |
8 |
Совет профилактики; проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми «группы риска», вовлечение их в школьную деятельность и контроль в период каникул ; посещение семей в СОП, ТЖС и вновь прибывших |
Регулярно, в течение года |
Профилактические беседы, посещение семей в СОП, ТЖС и вновь прибывших |
Социальный педагог, педагоги-психологи, классные руководители, заместитель директора по ВР |
9 |
Работа с детьми, нуждающимися в помощи социального педагога по заключению ТПМПК. С детьми 1-4 кл. по программе «Азбука жизни», 5-10 кл. «Программа по профилактике поведенческих правонарушений, по формированию ЗОЖ» |
По графику |
Беседы |
Социальный педагог |
1 |
Месячник «Подросток»- проводятся профилактические беседы, оформление стенда, раздача буклетов |
Ежегодно (октябрь) |
Профилактические беседы, оформление стенда, раздача буклетов |
Социальный педагог, педагоги-психологи |
Мероприятия по формированию основ экологической культуры
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1.
2.
3. 4. |
Мы жители планеты Земля. Беседа о нравственных качествах человека. Фотоконкурс «Яркий наряд нашей планеты». Фестиваль «Рыжих». Всемирная акция «Очистим планету от мусора». |
Ежегодно (сентябрь) |
Беседа |
Классные руководители. Воспитатели. Родители.
Учителя физической культуры. Классные руководители. Воспитатели. |
5.
6.
7.
8.
|
Всемирный день защиты животных (04.10). Беседа о животных Удмуртии занесенных в Красную книгу. Экскурсия в национальный музей имени Кузебая Герда. Конкурс на лучший букет. Выставка букетов. Операция «Большие дела маленьких рук». Практическая работа: сбор корма (семян) для птиц. Игра «Что? Где? Когда? «Что растёт в моем краю» |
Ежегодно (октябрь) |
Беседа, экскурсия |
Классные руководители. Воспитатели.
Воспитатели. Родители. Воспитатели.
Воспитатели |
9.
10.
11.
12. |
Экологический конкурс «ЭкоБум» Вторая жизнь вещам. Акция «Сохрани дерево». Сбор макулатуры. Перелетные птицы. Их охрана. Устный журнал. Любимый город! Достопримечательности города. |
Ежегодно (ноябрь) |
Конкурсы, акции |
Классные руководители Воспитатели. Родители. Воспитатели.
Воспитатели. Воспитатели. |
13.
14. 15.
16.
|
Всемирный день борьбы со СПИДом. (01.12) Всемирный день волонтёров. (05.12). Проблемы чистой воды и здоровье человека. Беседа. Наш друг – лес. Акция сбережём зелёный лес». Беседа о защите зелёных насаждений. Выставка самодельных зелёных ёлок. |
Ежегодно (декабрь) |
Беседы, акции, выставки |
Классные руководители Воспитатели. |
17.
18.
19. |
Всероссийский день заповедников и национальных парков (11.01) Заповедники моего края. День зимующих птиц. (15.01)Птицы - наши друзья. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка зимующих птиц. Литературный час «Растения и животные в поэзии». Конкурс стихотворений. |
Ежегодно (январь) |
Изготовление кормушек, Литературные часы, конкурсы стихотворений |
Воспитатели.
Классные руководители. Воспитатели. |
20.
21. 22.
23. |
Всемирный день защиты морских млекопитающих. День кита. День орнитолога в России. (19.02) Беседа. Агитация. Выпуск листовок. Лесные детективы. Квест-игра. Витамины – человек – здоровье. Клубный час общения. Маленький огород на подоконнике. Практическое занятие. |
Ежегодно (февраль) |
Беседы, выпуск листовок, клубные часы, практические занятия |
Классные руководители. Воспитатели.
Воспитатели.
Воспитатели. |
24.
25.
26. |
Всемирный день вода. (20.03) Эко-челлендж. Без воды. Опубликуй видео как ты чистишь зубы, при этом не тратя попусту воду. Международный день леса. (21.03) экологический субботник-соревнование – «Лесной десант». День памяти погибших в экологических катастрофах (26.03). Беседа. Просмотр слайдов. |
Ежегодно (март) |
Челленджы, конкурсы, субботники, беседы, просмотры видео |
Классные руководители. Воспитатели.
Зам. Директора по УВР |
27.
28.
29.
30.
|
Всемирный день птиц (01.04). «Птичий КВН». Цветы просят о помощи. День подснежника. (19.04) Встреча пернатых друзей. Беседа о птицах родного края. Экскурсия в национальный музей. Всемирный день охраны здоровья. (07.04) Всемирный день Земли. Акция «Самый чистый город». |
Ежегодно (апрель) |
Беседы, экскурсии, акции |
Классные руководители. Воспитатели.
Классные руководители. Учителя физической культуры. Воспитатели. |
31.
32. 33.
34. |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», а также, какие опасности они за собой влекут. Беседы. Разработка и изготовление экологических памяток. День посадки леса в России. (09.05) Планета в твоих руках. Конкурс рисунков. Всемирный день против курения (Всемирный день без табака) (31.05) |
Ежегодно (май) |
Беседы, изготовление памяток, конкурсы рисунков |
Классные руководители. Воспитатели.
Зам. Директора по УВР |
Санитарно - гигиеническая деятельность.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Выполнение санитарно-гигиенических правил и норм в организации учебно-воспитательного процесса. |
В течение года |
|
Администрация. Педагоги. Техперсонал. |
2. |
Выполнение режима дня в группах продленного дня и в интернате. |
В течение года |
|
Воспитатели. |
3. |
Эстетическое оформление и озеленение школы и её территории. |
В течение года |
|
Зам. директора по АХР. |
4. |
Проведение «санитарных дней» |
Ежемесячно в последнюю пятницу |
|
Зам. директора по АХР. |
Охрана здоровья детей, оставшихся без попечения родителей.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Медицинский осмотр воспитанников школьными медицинскими работниками и врачами - специалистами |
Ежегодно |
|
Медсестра |
2. |
Обеспечение воспитанников одеждой, обувью, индивидуальными санитарно-гигиеническими средствами. |
Ежегодно |
|
Соцпедагог, медсестра. |
3. |
Обучение воспитанников правилам санитарии и личной гигиены. |
Постоянно |
|
Воспитатели |
4. |
Социально-психологическая поддержка и реабилитация воспитанников. |
Постоянно |
|
Психологи. Соцпедагог. |
5. |
Выполнение санитарно-гигиенических правил и норм в интернате |
Постоянно |
|
Зам. директора по АХР. Воспитатели. |
6. |
Соблюдение двигательного режима и режима дня в интернате. |
Постоянно |
|
Воспитатели |
7. |
Организация медицинского обслуживания воспитанников интерната. |
Постоянно |
|
Медработники |
8. |
Организация физиолечения, оздоровительного массажа, оздоровительного питания, витаминизации. |
Постоянно |
|
Медработники |
9. |
Проведение инструктажей по охране труда, правилам пожарной безопасности с воспитанниками. |
1 раз в четверть |
|
Зам. директора по ВР. Воспитатели. |
10. |
Организация санаторного лечения воспитанников |
2 раза в год (зимние, летние каникулы) |
|
Медсестра школы. Врач. |
11. |
Организация отдыха воспитанников в каникулярное время. |
4 раза в год (во время каникул) |
|
Зам. директора по ВР. Соцпедагог – |
12. |
Инструктажи, обучения, проверка знаний воспитателей интерната по вопросам ОТ, ПБ, правилам действий в ЧС, правилам оказания первой помощи. |
Ежегодно (по плану работы) |
|
Администрация. Комиссия по ОТ. |
13. |
Профилактическая работа и консультирование родителей (лиц их заменяющих) по вопросам охраны здоровья, социально-психологической поддержки, соблюдении законных прав детей. |
Постоянно |
|
Соцпедагог. Психологи. Воспитатели. |
Мероприятия по охране здоровья сотрудников.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Участие в ежегодном туристическом слете |
Сентябрь |
Районные, городские соревнования |
Зам. директора по ВР. Педагог-организатор. |
2. |
Участие во всероссийской кругосветке (по желанию). |
Октябрь |
Соревнования |
Зам. директора по ВР. Педагог-организатор. |
3. |
Массовая пешая прогулка на лыжах. |
Январь-февраль |
Прогулка |
Зам. директора по ВР. Педагог-организатор. |
4. |
Производственная динамическая пауза. |
Ежедневно |
Зарядки |
Зам. директора по ВР. Педагог-организатор. |
5. |
Ежегодная вылазка на природу. |
Май |
Прогулка |
Зам. директора по ВР. Педагог –организатор. |
4. Материально–техническое обеспечение.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
|
Ответственные |
1. |
Составление актов-разрешений на проведение занятий в учебных кабинетах, спортивном зале, мастерских. |
Ежегодно (август) |
|
Зам. директора по АХР. |
2. |
Ревизия системы освещения, электропроводки, электрооборудования, средств пожарной защиты, медицинских аптечек. |
2 раза в год (август, январь) |
|
Зам. директора по АХР |
3. |
Контроль над состоянием рабочей мебели. |
Ежегодно (июль- август) |
|
Зам. директора по АХР |
4. |
Приобретение моющих, чистящих средств, средств индивидуальной защиты и контроль над недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта школы. |
Ежегодно |
|
Зам. директора по АХР. Врач. |
5. |
Приобретение и установка в классах учебной мебели, соответствующей по форме и величине требованиям СанПиНов. |
Ежегодно (по графику) |
|
Директор. Зам. директора по АХР |
6. |
Приобретение спортивного инвентаря и оборудования. |
Ежегодно (по заявке) |
|
Зам. директора по АХР |
7. |
Приобретение медицинских средств и лекарств |
Ежегодно (по заявке) |
|
Директор. Врач. |
8. |
Оборудование комнаты отдыха (игровой комнаты) для воспитанников интерната. |
2020 – 2023 гг. |
|
Зам. директора по АХР |
5. Мониторинг эффективности программы.
Критерии эффектив-ности программы |
Показатели |
Формы мониторинга |
Объект монито-ринга |
Предмет мониторинга |
Сроки |
Ответствен-ные |
Состояние здоровья учащихся |
Количест-венные показатели заболевае-мости, дис-пансерного учета. Распреде-ление уча-щихся по группам здоровья. Физическое развитие учащихся. |
Анкетирова-ние. Медицинские статистичес-кие отчеты. Анализ медицинских карт и обследований Анализ пропусков занятий по болезни. Анализ выполнения возрастных физических норм. |
Здоровье учащихся |
Заболевае-мость уча-щихся. Утомляемо-сть учащих- ся |
2020-2023 гг. |
Медицинский работник школы |
Санитарно- гигиеничес-кие условия |
Выполнение требований СанПинН |
Заключения СЭС
Смотр учебных кабинетов |
Учебная нагрузка, оборудование поме-щений, гигиена помеще-ний, организа-ция питания |
Посадка учащихся за парты в соответствии с рекоменда-циями врачей, состояние помещений, составление расписания с учетом валеологии |
2020-2023 гг. |
Администра-ция, медицинский работник |
Физкультурно-оздоро-вительная деятель-ность |
Участие в городских спортивных соревнова-ниях. Проведение традицион-ных спор-тивных соревнова-ний, турис-тических слетов. Проведение Дней здоро-вья. Посещение учащимися спортивных секций. |
Анализ проведенных мероприятий, анкетирова-ние |
Внеклас-сная и вне-урочная деятель-ность |
Динамика количества проведенных мероприятий, динамика количества учащихся, посещающих спортивные секции |
2020-2023 гг. |
Зам. директора по воспитатель-ной работе |
Профилактика вредных привычек |
Проведение тематичес-ких класс-сных часов и родите-льских собраний. Индивиду-альное консульти-рование учащихся и родителей специалистами. Организа-ция родительского всеобуча по форми-рованию у учащихся здорового образа жизни |
Анкетирование учащихся и родителей. Посещение классных часов. |
Деятельность по профилак-тике вредных привычек |
Обучение родителей формам работы с детьми по профилактике вредных привычек. |
2020-2023 гг. |
Зам. директора по воспитатель-ной работе, медицинский работник, классные руководители |
Наличие методической базы педагогического сопровождения программы |
Наличие методичес-кой литера-туры по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Методичес-кие разра-ботки уро-ков с приме-нением здоровьесберегающих технологий Методичес-кие разра-ботки тематических классных часов |
Динамика пополнения методической базы, анкетирование учителей, посещение уроков |
Учебная деятельность Развитие методической базы |
Дифференци-рованный подход к учащимся с разным состоянием здоровья. Динамика количества учителей, применяю-щих здоро-вьесберегаю-щие техноло-гии в учебном процессе |
2020-2023 гг |
Зам. директора по воспитатель-ной работе |
6. Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы привлечены работники медицинские работники школы, педагогические кадры школы (учителя, психологи, социальный педагог, воспитатели).
Для проведения медицинского осмотра учащихся привлекаются врачи-специалисты городского управления здравоохранения.
Для проведения лекционно-профилактической работы педагогического коллектива по вопросам здоровья, планируется привлечение врачей специалистов, работников государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами охраны и укрепления и укрепления здоровья.
Материально-техническое обеспечение.
Программа «Здоровье» реализуется на базе школы-интерната №13. Используются учебные помещения, спортивная база, медицинский кабинет, библиотечный фонд, рекреационные помещения, прилегающая территория школы.
Для проведения медицинского обследования учащихся и педагогов используется материально-техническая база городского управления здравоохранения.
Материально-техническое оснащение недостаточное (не хватает специальной литературы, наглядных материалов, спортивного инвентаря и оборудования, медицинского инвентаря и оборудования, специально-оборудованных помещений).
Финансовое обеспечение.
Предполагается использование бюджетных средств и привлечение средств заинтересованных ведомств, добровольных взносов юридических и физических лиц, а также финансирование грантовых программ в области здоровьесбережения в системе образования.
Приложения.
Приложение к программе «Здоровье».
Рекомендуемые занятия с учащимися начального, среднего и старшего звена
ГКОУ УР «Школа-интернат № 13»
Программа «Разговор о здоровье и правильном питании»
Класс |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Разговор о здоровье и правильном питании |
9 |
2 |
Разговор о здоровье и правильном питании |
9 |
3 |
Две недели в лагере здоровья |
9 |
4 |
Две недели в лагере здоровья |
9 |
Содержание занятий для учащихся 1 классов.
№ п/п |
Примерное содержание занятия |
1 занятие |
Вводное занятие. Здравствуй, дорогой друг. |
2 занятие |
Если хочешь быть здоров. |
3 занятие |
Самые полезные продукты. |
4 занятие |
Удивительные превращения пирожка. |
5 занятие |
Кто жить умеет по часам. |
6 занятие |
Вместе весело гулять. |
7 занятие |
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. |
8 занятие |
Плох обед, если каши нет. |
9 занятие |
Итоговое занятие. Что я знаю о правильном питании. |
Содержание занятий для учащихся 2 классов.
№ п/п |
Примерное содержание занятия |
1 занятие |
Повторение. Что я знаю о правильном и здоровом питании. |
2 занятие |
Время есть булочки. |
3 занятие |
Пора ужинать. |
4 занятие |
Веселые старты |
5 занятие |
На вкус и цвет товарища нет. |
6 занятие |
Как утолить жажду. |
7 занятие |
Что помогает быть сильным и ловким. |
8 занятие |
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. |
9 занятие |
Праздник здоровья. |
Содержание занятий для учащихся 3 классов.
№ п/п |
Примерное содержание занятия |
1 занятие |
Вводное занятие. Здравствуй, дорогой друг |
2 занятие |
Давайте познакомимся. |
3 занятие |
Из чего состоит наша пища. |
4 занятие |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. |
5 занятие |
Закаляйся, если хочешь быть здоров. |
6 занятие |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. |
7 занятие |
Где и как готовят пищу. |
8 занятие |
Блюда из зерна. |
9 занятие |
Итоговое занятие. Секреты здоровья. |
Содержание занятий для учащихся 4 классов.
№ п/п |
Примерное содержание занятия |
1 занятие |
Повторение. Что я знаю о правильном и здоровом питании. |
2 занятие |
Молоко и молочные продукты. |
3 занятие |
Что можно есть в походе. |
4 занятие |
Вода и другие полезные напитки. |
5 занятие |
Что и как можно приготовить из рыбы. |
6 занятие |
Дары моря. |
7 занятие |
Кулинарное путешествие по России. |
8 занятие |
Спортивное путешествие по России. |
9 занятие |
Олимпиада здоровья. |
Содержание занятий для учащихся среднего звена (5-7классы).
№ |
Примерное содержание занятия |
1 занятие |
Что такое здоровье? Способы укрепления здоровья. |
2 занятие |
Гигиена труда и отдыха. Периоды работоспособности. Переутомление и его признаки, снятие переутомления. |
3 занятие |
Применение ПАВ (психо-активные вещества) и их последствия. Табакокурение, токсикомания, алкоголизм, наркомания. |
Занятие 1.
- Дать понятие «психическое и физическое » здоровье и ЗОЖ. Иммунитет, его значение и способы поднятия. Мероприятия по повышению здоровья.
Занятие 2.
- Соблюдение режима дня, режима питания. Умение переключаться с одного вида деятельности на другой, снимать нагрузку с глаз, знать способы снятия физической и умственной нагрузки.
Занятие 3.
- Дать понятие ПАВ, что к ним относится, их влияние на физическое и психическое здоровье. Роль социальной среды на употребление ПАВ и профилактика этого влияния. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Содержание занятия для учащихся старшего звена (8-10 классы).
№ занятия |
Примерное содержание занятия |
1 занятие |
Гармония тела, роль спорта в жизни человека. Стресс и методы борьбы с ним. |
2 занятие |
Культура гигиены девушки и юноши (раздельно). |
3 занятие |
ПАВ, последствия и юридическая ответственность за употребление ПАВ. |
Занятие 1.
- Дать понятие о здоровье физическом и психическом, о гармонии физического и духовного состояния человека. Значение спорта в жизни человека. Что такое стресс, причины его возникновения, методы снятия.
Занятие 2.
- Пополнить знания о физиологических особенностях мужчины и женщины, о гигиене и профилактике венерических инфекционных заболеваний (беседа врача).
Занятие 3.
- Дать понятие о психоактивных веществах (ПАВ), их влиянии на физическое и психическое здоровье, о последствиях употребления ПАВ, о юридической ответственности за употребление и распространение ПАВ.