Проверочная работа по русскому языку (6 класс)
©
Итоговая практическая работа по теме
«МЕСТОИМЕНИЕ»
Русский язык – предмет, традиционно относящийся к числу наиболее сложных учебных дисциплин. Поэтому от учителя требуется организация особой системы подготовки учащихся к единому государственному экзамену. Эту подготовку необходимо проводить с 5-ого класса. Данный тест рассчитан на проверку уровня знаний по всей теме «Местоимение» в 6-ом классе. Задания дают возможность проверить умение различать разряды местоимений, видеть их связывающую функцию в тексте и какими членами предложения они могут являться. Работа с текстом учит понимать его смысл и проверяет умение определять главную мысль текста. Упражнение такого типа – это замечательный способ подготовки к любой экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Задания соответствуют школьным программным требованиям по пройденному материалу.
ИНСТРУКЦИЯ
На выполнение теста отводится 1 час.
Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить задание сразу, переходите к следующему.
Если останется время, вернись к тем заданиям, которые ты не выполнил.
Заполняя бланк ответов, читайте инструкцию к каждому заданию.
Ответы заданий 1-2 запишите цифрой.
Ответ к заданию 3 запишите фразой.
В бланке ответов к заданиям 4 -9 запишите номер предложения.
В бланке к заданиям 10-11 ответы запишите словами.
При выполнении заданий 12-14 заполните таблицу в бланке ответов.
ТЕСТ
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 – 14.
Бриллиантовые слезы.
(1) Появился на свет маленький человечек. (2) Сначала новый мир испугал его, и он заплакал.(3) Это были слезы страха.(4) Потом он узнал родной голос мамы и успокоился.
(5) Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.
(6) Как-то ранним утром мальчик стал разглядывать росинки на цветах, на травинках.(7) Они светились, отражая солнечные лучи.(8) Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце.(9) Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки.(10) Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слезки превратились в маленькие бриллиантики.(11) Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их.
(12)В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец.(13) Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, крылышки у него еще не выросли.
(14)Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом трепещущие пушинки.(15)И опять слезинки-бриллиантики скатились из глаз мальчика.
(16)Родители бережно хранили эти сокровища. (17)Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими.(18) Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами – слезами обиды, каприза, а порой – драгоценными. (19)Это была их тайна.(20) Они боялись, что злые люди похитят их сына и потому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта. (21)И мама, и папа окружили свое дитя заботой, они носили его на руках.
(22)Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию.(23) Ему стало казаться, что весь мир создан для него и все – его подданные.(24) Он привык повелевать, становясь все надменнее и холоднее.(25) Родители видели, как меняется сын, но уже ничего не могли поделать. (26)Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами.(27) Это глубоко огорчало их.(28) Ведь когда-то это был такой чуткий малыш.
(29)Шли годы.(30) Силы родителей иссякали, они старились.(31) Их надежды, что сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса.(32) Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя.(33) Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. (34)Сердце его окаменело.
(35) Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца.(36) Только задумался о чем-то. (37) Когда умирающая мать попросила сына дать воды, сын поморщился, но принес.(38) Подавая, он невольно обратил внимание, как ее трясущиеся руки никак не могли удержать стакан.(39) Вода из него расплескивалась, а сам стакан звонко ударялся об ее зубы.(40) Он впервые внимательно посмотрел на бугры, которые появились на когда-то нежных руках.(41) Сколько же руки матери переделали работы, заботясь о сыне?(42)И вот теперь эти руки не могут сами даже удержать стакан.
(43)Сын взял его и бережно поднес к ней.(44) Она удивленно и благодарно взглянула на него. (45)Глаза ее увлажнились.
(46)Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете, и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать. (47)Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой. (48)Она жила для него.(49) А для кого жил он?(50) Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном?
(51)Вдруг глаза его затуманились, и что-то упало в стакан.(52) Это был маленький бриллиант.
(Борис Ганаго)
1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста ( выбери правильный ответ):
1). Родители боялись, что люди узнают о бриллиантовых слезах, и поэтому не давали общаться сыну с ними.
2). Жалость и любовь к матери растопили чёрствое сердце сына.
3). Маленький сын плакал бриллиантовыми слезами, когда его сердце наполнялось чувством любви и жалости к людям и ко всему живому и когда капризничал и обижался.
4). Когда сердце мальчика окаменело, он стал смотреть на людей как на рабов.
2. Смысл названия рассказа «Бриллиантовые слёзы» заключается в следующем ( выбери правильный ответ):
1). Бриллиант – это очень дорогой камень, и родители очень хотели набрать больше этих камней.
2). Самыми дорогими «бриллиантовыми» слезами являются слёзы сочувствия, сострадания, любви и жалости.
3). Именно настоящие бриллиантовые слёзы помогли понять юноше свои ошибки.
4). Юноша мог превращать простые слёзы в бриллианты, которые приносили его родителям счастье.
3. Из предложений 16-21 выпишите фразеологизм.
4. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Выпишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 6-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Выпишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 16-21 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Выпишите номер этого предложения.
7. В каком предложении местоимение ЕГО является личным и выполняет функцию дополнения? Выпишите номер предложения.
а) 10 б) 23 в) 34 г) 43
8. В каком предложении местоимение ЕЁ является личным и выполняет функцию дополнения? Выпишите номер предложения.
а) 5 б) 38 в) 45 г) 47
9. В каком предложении местоимение ИХ является личным и выполняет функцию дополнения? Выпишите номер предложения.
а) 19 б) 20 в) 27 г) 31
10. Из предложений 1-5 выпишите личные местоимения.
11. Из предложений 16-20 выпишите отрицательные местоимения.
12.Соотнеси номера предложений и разряды местоимений, которые употреблены в этих предложениях. Ответы запиши напротив номера предложения словами.
№ 6 |
1.личное |
№ 13 |
2.указательное |
№ 15 |
3.неопределённое |
№ 22 |
4.притяжательное |
№ 41 |
5.относительное |
№ 37 |
6.вопросительное |
13. Определи, какими членами предложения являются местоимения в предложении 38. Заполни таблицу:
местоимение |
Член предложения |
14. Определи, какими членами предложения являются местоимения в предложении 51. Заполни таблицу:
Местоимение |
Член предложения |
ОТВЕТЫ
№ задания |
ответы |
|
1 |
3 |
|
2 |
2 |
|
3 |
НОСИЛИ НА РУКАХ |
|
4 |
3 |
|
5 |
7 |
|
6 |
19 |
|
7 |
23 |
|
8 |
47 |
|
9 |
27 |
|
10 |
ЕГО ОН ОН |
|
11 |
НИКОМУ НИ С КЕМ |
|
12 |
6 предл.-НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ 13 предл.-ЛИЧНОЕ 15 предл.-ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ 22 предл.-УКАЗАТЕЛЬНОЕ 41 предл.-ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ 37 предл.-ОТНОСИТЕЛЬНОЕ |
|
Местоимение |
Член предложения |
|
13 |
ОН |
подлежащее |
ЕЁ |
определение |
|
НИКАК |
обстоятельство |
|
14 |
ЕГО |
определение |
ЧТО-ТО |
подлежащее |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
№ задания |
БАЛЛЫ |
|
1 |
1 балл |
|
2 |
1 балл |
|
3 |
1 балл |
|
4 |
1 балл |
|
5 |
1 балл |
|
6 |
1 балл |
|
7 |
1 балл |
|
8 |
1 балл |
|
9 |
1 балл |
|
10 |
1 балл |
|
11 |
1 балл |
|
12 |
ЗА КАЖДОЕ ВЕРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1 БАЛЛ ВСЕГО 6 БАЛЛОВ |
|
Местоимение |
Член предложения |
|
13 |
0,5 баллов |
0,5 баллов |
0,5 баллов |
0,5 баллов |
|
0,5 баллов |
0,5 баллов |
|
14 |
0,5 баллов |
0,5 баллов |
0,5 баллов |
0,5 баллов |
Всего 22 балла – 100%
Количество набранных баллов и оценка
«5» - 21-22 балла 95%-100%
«4» - 16-20 баллов 71%-94%
«3» - 11-15 баллов 50%-70%
«2» - 10 баллов и менее 0%-49%
Бланк ответов
№ задания |
ответы |
|
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
||
12 |
6 предл.- 13 предл.- 15 предл.- 22 предл.- 41 предл.- 37 предл.- |
|
Местоимение |
Член предложения |
|
13 |
||
14 |
||