Статья на тему «Комплексный психолого-педагогический подход в работе с детской психологической травмой»

3
1
Материал опубликован 22 March

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»

Шишкина Татьяна Ивановна

Педагог-организатор учебного курса

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»

 

 

Тема Комплексный психолого-педагогический подход

в работе с детской психологической травмой

 

 

Аннотация

Представленная статья посвящена вопросам работы с детской психологической травмой, что является на сегодня весьма актуальной темой в работе с детьми. Автор подробно рассматривает виды детских психотравм, варианты их негативного воздействия на личность ребенка и взрослого человека. Предлагает методы и формы работы с детской психотравмой в образовательной организации во взаимодействии психолога и педагога.

В современном мире стресс  стал неотъемлемой частью человеческого бытия. Невероятное количество катастроф,  проявлений психического и физического насилия, потеря родных в результате террористических актов, несчастных случаев, убийств, самоубийств безжалостно вошли как в жизнь взрослых людей, так и  в хрупкий мир детства. Стресс - это тяжелое испытание. Но  психологическая травма (психотравма), как последствие стресса,  бывает еще тяжелее.

Человек, получивший психотравму, вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло – слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации человек  думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...».  Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно. 

Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в   своем личностном развитии. Если коротко, то психологической травмой можно назвать процесс переживания эмоционально значимых событий отрицательного характера, который в той или иной мере приводит к нарушению нормального функционирования психики человека.

Всем нам хорошо знакомо слово «травма», которое у большинства людей в основном ассоциируется с физическим состоянием нашего тела в виде царапин, ушибов, вывихов и даже переломов. Но, кроме физических травм, в течение всей жизни каждый человек переносит и великое множество психологических травм в виде потерь близких людей, тяжелых болезней, автомобильных аварий, разводов, семейных конфликтов. Причем, психологическая травма может быть вызвана как объективными причинами, так и субъективным восприятием этих событий, которое зависит от личностных особенностей человека. Два разных человека отреагируют на одно и то же событие по-разному. В качестве иллюстрации можно привести известный пример с половиной стакана воды, когда оптимист скажет «целых полстакана воды», а пессимист воспримет это как «всего полстакана воды».

 Под психологической травмой будем понимать 
реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь, понимание того, что человек смертен и т.п. Все эти события могут и не быть травмирующими, если человек интегрировал их в свое мировоззрение.
Чувства, которые сопровождают травмы и их последствия; переживание нанесенной и не исцеленной раны: Обида: – «это несправедливо, так не должно быть, все против меня»; Тревога, страх, которые начинают проявляться  позднее как чувство неуверенности в себе, неполноценности; Стыд и неконструктивное чувство вины (те случаи, когда вина не обоснована, или тогда, когда вина  побуждает человека не к  покаянию, а к переживаниям: «меня нельзя простить, я хуже всех и т.п.»); изоляция, потерянность; чувство бессмысленности жизни, мира в целом.

Знает ли человек о своих ранах? Далеко не всегда, знание своих ран – это путь к исцелению, негативные переживания или неконструктивные способы поведения, которые служат причиной обращения к психологу, обычно, не связываются с травмой, особенно если она случилась давно. 

Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушениям). Статистика показывает, что  70% насильников в детстве пережили насилие. Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а  не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности.

Основными симптомами посттравматического синдрома являются: повышение тревожности, навязчивые страхи, воспоминания о пережитом, нарушение сна, ухудшение аппетита или переедание, притупление эмоций, депрессия.

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний. И вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма!  

Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а так же чувство уверенности в себе и в близких людях. 

В некоторых случаях, особенно если ребёнок (это относится также и к взрослому) непосредственно участвовал в трагическом событии, у пострадавшего нередко развивается психологическое расстройство, так называемый посттравматический стресс (Post Traumatiс Stress Disorder). При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности. Всё это, вместе взятое, приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнкаПосттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна.

Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случая характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией. При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.

 

Тем не менее, не все дети одинаково воспринимают и проживают травматический опыт. Особенности проживания травмы зависят от возраста и психологической зрелости ребенка.

t1711100603aa.gif

Для более детального изучения воздействия травматического опыта на психику ребенка важно понимать механизмы его воздействия.

t1711100603ab.gif

Можем ли мы помочь ребенку, переживающему травматический опыт?

Какие же методы коррекции эмоциональных состояний необходимо использовать?

Как отечественные, так и зарубежные психологи широко применяют метод игровой терапии. Это метод лечения или коррекции эмоциональных расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявит творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Различают два вида директивной направленной коррекции: сюжетно ролевые игры и психодраммы. И.И. Мамайчук указывает, что сюжетно ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игры необходимо подобрать специальные сюжеты, где ребенок видел бы конфликтные ситуации, близкие по значению. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу - важное условие коррекции эмоционального дискомфорта. Так же целесообразно проводить игры драматизации на основе известных сказок. Сказка актуализирует воображение ребенка, помогает представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу - это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя, ими персонажи.

Платонова Н. М. и Платонов Ю. П. говорят об арт-терапии, основанной на использовании различных изобразительных средств. К группе таких методов относятся рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, перенесшими психотравмы, считается метод «проективный рисунок». Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.

А. И. Захаров выделяет следующие методические приемы коррекции эмоциональной сферы детей: словесные и подвижные игры; психологические этюды; рисование (тематическое и свободное); беседы и проблемные ситуации. Выбор данных методов и приемов, считает А.И. Захаров, не является спонтанным, он - следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей, которые могут с успехом использоваться в работе с детьми, перенесшими психологическую травму. Эти методы можно условно разделить на две основные категории: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арт-терапия, метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя игровые, психоаналитические методы, методы семейной коррекции. Эти две группы методов взаимосвязаны.

Н.М. Платонова, Ю. П. Платонов, говоря об организации групповой работы с детьми, подчеркивают, что в группу могут входить дети:

- разница в возрасте которых не превышает двух лет;

- дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте переживаний без эмоционального срыва и обладать потенциалом для того, чтобы выслушать других;

- дети должны обладать приблизительно одинаковым интеллектуальным, эмоциональным и физическим уровнем развития;

- дети должны контролировать свою импульсивность и быть способными соблюдать правила;

- должны обладать хорошим уровнем концентрации внимания.

 Дети, однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей различные виды психотерапии. 

 Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции. В данном случае будет уместно применить технику с английским названием «дебрифинг» или «проговаривание».

К методам оказания психологической помощи также можно отнести метод ДПДГ (десенсибилизация посредством движения глаз). Данный метод основан на активизации деятельности полушарий головного мозга при вербальном воспроизведении травматического опыта путем движения глаз по специально разработанным схемам с определенной интенсивностью.

Несмотря на широкий диапазон психологических методов работы с детской травмой они не всегда бывают настолько эффективны, чтобы достичь излечения в короткие промежутки времени. Поэтому мы предлагаем обратить внимание на комплексный психолого-педагогический подход, который включает в себя педагогические приемы работы с детьми, направленные на развития их личности и накопление внутренних ресурсов для совладания с травматическим опытом.

Вариативность подходов в работе с детской травмой

t1711100603ac.gif

Комплексный подход в работе с кризисными и травматическими состояниями детей предполагает выполнение некоторого перечня правил.

Комплексное применение техник кризисной интервенции.

Базовые принципы кризисной интервенции

В настоящее время в литературе можно найти много принципов кризисной интервенции. Некоторые из них более важны, нежели остальные. Ниже приводятся несколько базовых принципов. 

А. Безотлагательная интервенция. Кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена. 

Б. Самоопределение. Мы считаем, что обратившиеся к нам в момент кризиса люди вполне компетентны и способны выбрать свой собственный жизненный курс. 

 В. Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом для того, чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий. 

Г. Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции - предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития. 
Д. Поддержка. При работе с кризисом специалист должен предоставить поддержку, а именно быть «с ним», т.е. помочь ему пройти через процесс. 
Е. Кризис, сфокусированный на решении проблемы - это состояние, которое неоднократно приводит к неопределенности все стороны индивидуума. В таком случае интервенция должна быть достаточна структурирована для того, чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису. 

Вариативность применения техник.

Умение применять техники, отличные от базового варианта.

Иными словами, в работе с психологической травмой необходима высокая профессиональная подготовка специалиста, подразумевающая обладание как чисто теоретическими знаниями, так и умение творчески применять их в нужное время и в нужном месте. 

Основной алгоритм работы с травмой (кроме экстренных случаев).

1. Сбор данных о состоянии ребенка.

2. Диагностика наличия психотравмы.

3. Определение возраста травмы.

4. Подбор методики для психокоррекции.

5. Психокоррекция.

6. Оценка достигнутого результата.

Из приведенного нами алгоритма работы с детской травмой видно, что он доступен в реализации, как для психолога, так и для педагога.

Диагностику наличия психологической травматизации проводит психолог в ходе психодиагностической беседы по специально разработанным опросникам, как для детей, так и для их родителей.

В комплексном психолого-педагогическом подходе подбор психокоррекционных методик зависит от определения возраста травмы посредством детального обсуждения и составления индивидуального плана работы с ребенком.

Педагогические методы работы с травмой

t1711100603ad.png

Одной из методик комплексного психолого-педагогического подхода можно представить методику переформирования образов, описание которой представлено ниже.

Методика «картинки» или переформирование образов. 

Методика поможет преодолеть ребенку различные переживания, воспоминания связанные с унижением, оскорблениями или травмами. 
Шаг 1. Вспомните самое непpиятное пеpеживание из своей жизни. Это одно событие или цепь событий? Если цепь – то необходимо выбрать самое неприятное. 
Шаг 2. Это событие подвижно или статично? Если подвижно, то его необходимо остановить, сконцентрировавшись на одном моменте, самом неприятном. (как стоп-кадр)

Шаг 3. Далее нужно представить это событие в виде картинки или фотографии на воображаемом стенде в углу кабинета, на удобном (или наименее дискомфортном) расстоянии от ребенка, но в видимых пределах комнаты.
Шаг 4. Теперь можно попытаться «отодвинуть» изображение подальше, за видимые границы комнаты. Спросить ребёнка, лучше или хуже он себя чувствует.
Шаг 5. После этого можно «состарить» фотографию или перенести её мысленно на старую газету, или иными способами «ухудшить» травмирующее изображение.

Шаг 6. Далее воображаемое изображение можно «уничтожить».
Шаг 7. Завершить работу и далее действовать по алгоритму.

t1711100603ae.gifПримеры театрализованной деятельности в комплексной работе с травмой представлены на фотографиях.

t1711100603af.gif

t1711100603ag.gif

Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно утверждать, что после получения психологической травмы у детей возникают эмоциональные отклонения, которые, в свою очередь, сказываются на поведении детей. В зависимости от тяжести психологической травмы могут наблюдаться эмоциональные нарушения различной степени тяжести - от подавленного настроения до посттравматического стрессового расстройства. Вследствие психологической травматизации страдает не только личностная сфера, но и когнитивная сфера, сфера общения и психическое состояние ребенка в целом. Становится ясно, что психологическая травма накладывает отпечаток на все дальнейшее развитее личности ребенка. Следовательно, дети, перенесшие психологическую травму, нуждаются в коррекции эмоциональных отклонений

Работа с детьми может быть организована как психологом, так и педагогом-организатором учреждения под руководством психолога. Педагог может организовать работу с детьми одной возрастной группы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. В работе педагога могут быть использованы как отдельные методы, так и коррекционные занятия, которые включают в себя комплекс методов.

Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с.

Работа психолога с детской травмой, учебное пособие, Гурина Е.С., Кошенова М.И., 2020

«Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации», под редакцией Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова, Издательство: "Речь" (2004).

13

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Содержательно! Актуально! Полезно! Отличный материал для просвещения педагогов и родителей!

22 March

Похожие публикации