Комплект административных контрольных работ по русскому языку в 5 - 8, 10 классах общеобразовательных школ
«СОШ №6 г.Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района РТ
«Рассмотрено» На заседании ШМО протокол № 6 . от « 08 » мая 2018 г. Руководитель ШМО _____ / Р.С.Нигматзянова |
«Согласовано» Заместитель директора по УР от «_____» мая 2018 г. _________ / А.С. Габдуллина |
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» от «_____» мая 2018 г. ______________ / А.Р.Шакурова |
Промежуточная аттестация за 2017-2018 учебный год
по русскому языку .
5 – 8 , 10 (базовый уровень) классы
ИТОГОВЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 – 8, 10 (базовый уровень) КЛАССЫ
Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой контроля и проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка. Утверждённые тексты диктантов обязательны для исполнения, а грамматические задания примерные и учитель вправе заменить их, учитывая уровень подготовки учащихся класса и их индивидуальные особенности.
5 класс
Диктант.
Туман на море еще не рассеялся, в нём гасли очертания огромного корабля. Но вот паруса ожили и превратились в легкие алые формы. Все было белым, кроме плавно раскинутых парусов цвета глубокой радости. Негромкая музыка лилась с белой палубы в огне алого шелка.
Ассоль бежала к пристани и больше всего боялась ошибки или недоразумения. Временами алые паруса скрывались от нее за крышей или забором, тогда сердце ее замирало от несчастья.
Весло Грея резко плеснуло около Ассоль. Она смотрела на него с сияющим лицом. Счастье сидело в ней пушистым котенком, беззаботно играющим солнечными зайчиками.
(По А. С. Грину.)
(92 слова.)
Грамматические задания.
1. Выполните фонетический разбор слова «алые» (1 вар.), «в нём» (2вар.).
2. Выполните морфемный разбор слова «превратил..сь» (1 вар.), «глубокой» (2вар.).
3. Выполните морфологический разбор слова «море» (1 вар.), «алые» (2вар.).
4. Выполните синтаксический разбор предложения, вставив пропущенные «Н..громкая музыка лилась с бел.. палубы в огн(и,е) алого шелка» (1 вар., 2вар.).
6 класс
Диктант.
Она проснулась только утром. За окном шумела пышная, омытая дождем листва. Неподалеку скрипело колодезное колесо, где-то пилили дрова. Но на даче было по-прежнему тихо.
Под головой у Жени лежала теперь мягкая кожаная подушка, а ноги ее были накрыты легкой простыней. Собаки на полу не было. Ночью кто-то сюда приходил! Женя вскочила, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, телеграмму и хотела бежать. И тут она увидела на столе лист бумаги, на котором синим карандашом крупно было написано: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь. Тимур».
Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый, ободранный револьвер.
(По А. П. Гайдару)
(112 слов.)
Грамматические задания.
1. Выполните орфографический и пунктуационный анализ текста.
2. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический - на выбор учащихся) .
7 класс
Диктант.
Гроза.
До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся ниоткуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
(По Л. Н. Толстому.)
(128 слов.)
Грамматические задания.
1. Разберите по членам выделенное предложение «Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон» (выполните синтаксический разбор).
2. Выполните фонетический разбор слова «окрестность».
8 класс.
Диктант.
Стараясь не шуметь, я осторожно вышел из комнаты и, тихо ступая, прошел в коридор, где стояли мои удочки. Утро еще только зачиналось, лес спал, птицы молчали.
Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось небо, и вскоре, пронзая сероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца. Через миг оно появилось само, удивительно круглое и большое, и от его теплой улыбки оживилась вся природа. Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые горячими лучами солнца, стали медленно отступать в низины.
Очарованный этой картиной, я совсем забыл про рыбалку. Вспомнив, я бросился бегом через поле к речке.
У изогнутого временем старого ствола ивы, склоненной к самой воде, я закинул удочки и стал терпеливо ждать. Как опытный рыболов, я знал, что рыба хорошо клюет у того, кто рано встает.
( По В. Г. Короленко.)
(131 слово.)
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте диктанта предложения с уточняющими членами.
2. Выполните синтаксический разбор предложения «Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось небо, и вскоре, пронзая сероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца».
3. Выполните морфологический разбор слова «очарованный».
10 класс (базовый уровень).
Диктант.
На прогулке с Л. Н. Толстым.
В этот мой приезд я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом.
Проезжали казенным лесом, где было много брошенных заросших и полузаросших ям, — из них когда-то добывали железо и чугун. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Еще во времена его юности эти места провалились так глубоко, что самые высокие дубы, стоявшие на них, были видны только вершинками, когда вода тотчас же залила эти провалы. Теперь на середине этих мест образовались острова, и на них вновь растут уже довольно высокие дубы. Мы спускались вниз к ручью. Природа богатейшая. Пожелтевшие колоссальные клены, порыжевшие дубы-великаны, и целая долина леса уходила по склону вдаль. В эту сухую осень золото листвы, с серым серебром мелких ветвей, особенно от осин, блестело кое-где на солнце и создавало чудо. Какой художественный и новый мотив! Точно из металла, все было выковано тонко на голубой эмали осеннего, густого, синего неба.
(По И. Е. Репину.)
(152 слова.)
Грамматические задания.
Выполните морфемный разбор слова «сопутствовал».
2. Выполните синтаксический разбор предложения «Еще во времена его юности эти места провалились так глубоко, что самые высокие дубы, стоявшие на них, были видны только вершинками, когда вода тотчас же залила эти провалы».
Литература (источник):
Сборник диктантов для 5 – 9 классов / Е. А. Володавская, М. В. Демина, Л. М. Кулаева, Е. В. Пересветова, Н. П. Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 223 с.
Русский язык. 10-11 классы . Поурочные разработки к учебнику Н. Г. Гольцовой . _ М. : Издательство, 2017 год
Максакова Наталья Михайловна