Комплект материалов к уроку по теме «Россия и постсоветское пространство»
КАРТА УРОКА
Тема урока:
Постсоветское пространство ( 3 часа)
Цели урока:
Деятельностная: совершенствование умений выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать, анализировать события, обобщать, осознанно и аргументированно давать оценку историческим событиям, работать в группе, применять полученные знания;
Содержательная: выявить модель построения международных отношений на постсоветском пространстве;
Воспитательная: способствовать воспитанию личности с активной гражданской позицией;
Образовательные технологии: Кейс-технология (кейс-метод)
информационно – коммуникационные технологии, проблемно – диалогическая технология, игровые технологии;
Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная
Методы обучения: кейс метод (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций и принятие по ним решения), проблемно – диалогические, дискуссия по принятым решениям, обобщающее выступление преподавателя, анализ ситуации.
Образовательные ресурсы:
История России , 1945 – 2008 гг.: кн. для учителя \ Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В., и др. – М.: Просвещение, 2008
видеоролик « Я русский оккупант»
видеоролик о разгоне демонстрации в Прибалтике.\\ « Военная тайна» от 04.10.14)
видеоролик « Террористы обесточили Крым»,
отрывки из выпусков программы «ВЕСТИ»
ролик с выступлением П.Порошенко в июле 2016 г. на Владимирской горке. Новости 1 канал)
презентация «Цветные революции»
презентация «Россия и СНГ»
презентация « Подвиг 12 – й погранзаставы на таджикско – афганской границе»
д\ф « Евромайдан для России»
д\ф «Легендарная 12 – погранзастава»
д\ф «Удар властью. Генерал Лебедь»
д\ф « Крым. Путь на Родину»
Тип урока:
комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация ранее изученного, контроль и коррекция знаний и умений).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Цели, приемы и методы обучения |
1. Организационный Приветствие. Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Отметка отсутствующих. Организация внимания | - Обучающиеся приветствуют преподавателя. | Цель: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. |
2. Актуализация знаний | - Просмотр видеоролика « Я русский оккупант» - Какая мысль проходит « красной линией» через этот ролик? Какой исторический период он иллюстрирует? Определите его временные рамки. После распада СССР по инерции еще сохранялись старые связи, простые люди говорили, что для них все осталось по – прежнему, что развал страны провели властные структуры, но при этом Россию уже стали обвинять в оккупации территорий, требовать раздела ценностей и т.д. Нет ли здесь противоречия? | - Вступая в диалог с преподавателем (выполняя задания) выявляют основную мысль ролика, определяют временные рамки сюжетной линии, выявляют противоречивые тенденции этой эпохи. | Цель Мотивация, подведение обучающихся к формулировке темы урока, побуждение к диалогу, спору Приемы и методы Преподаватель предваряет сообщение готовой темы интригующим материалом (прием «яркое пятно»), характеристикой значимости материала для обучающихся (прием «актуальность»), Прием «подводящий к теме диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока обучающимися. |
3. Сообщение темы и целей урока | - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? - Тема - Озвучить цели и задачи урока | - Формулируют тему и записывают в тетрадь - Предлагают варианты ответов | Цель Формулирование темы и целей урока. Приемы и методы «Мозговой штурм» |
4. Постановка познавательной задачи | - Что мы уже знаем по этой проблеме? - Какие у вас возникают вопросы еще (проблема)? Что предстоит выяснить? Поставьте перед собой задачи: что каждому предстоит узнать, чему научиться? | - Вспоминают известные факты. Формулируют задачи и проблему | Цель Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Постановка проблемной задачи совместно с обучающимися. Приемы и методы: побуждающий диалог |
5. «Открытие» обучающимися новых знаний 5.1. Рассмотрение конкретных проблемных ситуаций. 5.2. Анализ и обсуждение путей решения проблемных ситуаций. 5.3. Выводы и обобщение. 5.4 Проверка материала прошлого урока 5.5 Практическая работа 5.6. Ссылки на исторические справки и выпуски новостей, подготовленные заранее по опережающему заданию. 5.7. Эвристическая беседа. | - Просмотр видеоролика « Я русский оккупант» - Как изменилось геополитическое положение России после распада СССР? ( материал прошлого урока) Проблемная ситуация № 1: проблемы взаимоотношений России и бывших союзных республик, возможные пути выхода. Презентация «Россия и СНГ» д\ф «Удар властью. Генерал Лебедь» д\ф «Легендарная 12 – погранзастава» презентация «Подвиг 12-й погранзаставы» - Вспомним, что такое интеграция, - Найдите, какие интеграции существуют в рамках СНГ (ГУУАМ, ОДКБ, ЕврАзЭС и т.д.) - Определите интеграционные и дезинтеграционные процессы в пространстве СНГ - Конфликтные ситуации внутри СНГ: обозначить и проиллюстрировать ( опережающее Дз) ( выпуски программы «ВЕСТИ», презентация « Цветные революции», ролик о разгоне демонстрации в Прибалтике. « Военная тайна» от 04.10.14) - Наверное самая сложная ситуация на постсоветском пространстве – это ситуация с Украиной. Прокомментируйте ее. ролик с выступлением П.Порошенко в июле 2016 г. на Владимирской горке. Новости 1 канал) Проблемная ситуация № 2: можно ли рассматривать события в Украине как попытку нанести удар по России д\ф « Евромайдан для России», д\ф « Крым. Путь на Родину» ,видеоролик « Террористы обесточили Крым», | - Просмотр - Отвечают на вопрос, повторяя материал прошлой темы. - Фронтально в процессе «мозгового штурма» находят варианты решения проблемы в теч. 2- 3 минут - Работа в паре (поиск определения терминов и запись в тетрадь) - Сообщают о конфликтах, используя подобранные исторические справки и ролики с выпусками новостей. Анализируют и комментируют ситуацию, опираясь на свой опыт. Возможно, очевидцы событий. - Фронтально в процессе «мозгового штурма» находят варианты решения проблемы в теч. 2- 3 минут | Цель Проверка дз в процессе изучения нового материала; знакомство с новым материалом в процессе работы группы на едином проблемном поле; развитие навыков работы в команде; применение в уроке информации, самостоятельно отобранной дома; развитие навыков работы практической ; включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Приемы и методы: Интерактивные технологии, проблемно – диалогические, ИКТ, «Мозговой штурм», групповая работа, опережающее обучение |
6. Самостоятельная работа | - Составьте кластеры по следующим признакам: 1. Интеграции в рамках СНГ 2. Болевые вопросы взаимоотношений на постсоветском пространстве ( сфера экономики) 3. Болевые вопросы взаимоотношений на постсоветском пространстве ( сфера политики) | - Делятся на 3 группы, каждая группа составляет свой кластер. | Цель: Закрепить знания в ходе самостоятельной работы Приемы и методы: Побуждение обучающихся к самостоятельной работе, Составление кластеров |
7. Первичное закрепление | - Проведем заседание дискуссионного клуба по проблемам отношений на постсоветском пространстве 1- я группа: блок представителей бывших советских республик 2 – я группа: блок представителей русской стороны ( обе группы формируются исходя из собственных представлений обучающихся) 3-я группа: эксперты ( 2-3 чел. назначаются преподавателем) Вам предоставляется возможность обсудить наиболее острые вопросы взаимоотношений между бывшими республиками СССР и оценить дальнейшие перспективы | - Разделившись на блоки, обучающиеся обсуждают вопросы взаимных претензий, уступок, перспектив | Цель Закрепить материала в ходе дискуссии; развить умения анализировать, обобщать, делать выводы, оперировать, имеющимися данными, привлекать собственный опыт, Систематизация знаний. Приемы и методы: « мозговой штурм, критическое мышление, игра -обобщение, в ходе которой в соревновательной форме повторяется, обобщается и применяется материал урока |
8. Рефлексия | - В начале урока Вы ставили перед собой задачи узнать что – либо новое. Достигли ли Вы этих целей. С каким настроением вы работали на уроке? Было интересно Не очень интересно | - Анализируют и оценивают свою работу на уроке | Цель Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы |
9. Подведение итогов занятия | - Оценивание деятельности обучающихся на уроке | | Цель Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся Приемы и методы: Похвала, оценка, ситуация успеха |
10. Дз | - материал урока - Россия - США - Западная Европа – партнерство или новая « холодная война» - подготовка к дискуссии - Комментарии | - Записывают Д\з | Цель Самостоятельный поиск источников информации, обор и анализ информации. Усвоение изученного материала |
лекция к уроку
DOCX / 85.69 Кб
Россия и СНГ
PPT / 47.13 Мб