Проблемный урок-семинар в 9 классе по теме « Топливно-энергетический комплекс России»

1
0
Материал опубликован 26 January 2016

Проблемный урок-семинар в 9 классе по теме:

« Топливно - энергетический комплекс России».

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

Цели урока:

Образовательная:

Выявить влияние отраслей топливно-энергетического комплекса на экологию отдельных районов России.

В ходе дискуссии определить экологические проблемы комплекса и предложить возможные пути их решения.

Развивающая:

Формировать умение учащихся вести дискуссию, высказывать свое мнение и отстаивать его.

Умение самостоятельно работать с географическими картами, различными информационными источниками для выбора наиболее правильного ответа на поставленные в ходе дискуссии вопросы.

Воспитательная:

Бережное отношение к окружающей природе;

Воспитание чувства коллективизма.

Оборудование:

Атлас «География. Россия. Хозяйство и географические районы» (страница 52 – 53);

Слайдовая презентация «Топливно-энергетический комплекс России»;

Мультимедийная установка

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие учеников и гостей, присутствующих на уроке.

Разделение класса по группам.

Постановка проблемы:

Учитель: Привести пример последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Вопрос: Давайте вспомним, какие темы по географии мы с вами изучили на последних уроках? И в связи с этим, какие проблемы, по вашему мнению, мы будем сегодня решать на уроке. (ответы детей)

Проблема: Выявить влияние топливно-энергетического комплекса на экологию России.

Осмысление проблемы (решаемые задачи):

Выявить экологические проблемы отраслей топливно-энергетического комплекса.

Изучить информационные листки и географические карты, определить районы России, подвергающиеся наибольшему загрязнению.

Выразить свою точку зрения по определению путей решения экологических проблем.

Учитель: Какие отрасли включает в себя топливно-энергетический комплекс России?

(ответы: нефтяная промышленность, газовая, угольная промышленность и электроэнергетика – ТЭЦ, ГЭС, АЭС).

Учитель: В связи с этим, следующим этапом нашей работы станет работа в группах по выявлению проблем влияния отраслей на экологическую систему отдельных районов России.

1 группа: Нефтяная промышленность.

Рассматриваемые районы: Тюменская область (Ханты-Мансийский округ); Татарстан (Среднее Поволжье и Прикамье).

План работы:

Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.

Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.

Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.

Определение путей решения экологических проблем.

Сделать вывод.

2 группа: Газовая промышленность.

Рассматриваемые районы: Север Западной Сибири.

План работы:

Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.

Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.

Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.

Определение путей решения экологических проблем.

Сделать вывод.

3 группа: Угольная промышленность.

Рассматриваемые районы: Район Кузбасса; Центрально – Чернозёмный район.

План работы:

Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.

Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.

Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.

Определение путей решения экологических проблем.

Сделать вывод.

4 группа: Электроэнергетика.

Рассматриваемые районы: бассейн озера Байкал и Приангарье, Среднее Поволжье и Прикамье.

План работы:

Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.

Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.

Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.

Определение путей решения экологических проблем.

Сделать вывод.

Учитель: От каждой группы приглашаются учащиеся для выступлений по рассматриваемым вопросам.

После выступлений учитель комментирует ответы учащихся и оценивает их.

Итог урока: Мы определили экологические проблемы, обсудили пути их решения, увидели, какую опасность человечество создало для своей жизни и жизни планеты, используя энергию атома, силу воды и добывая полезные ископаемые.

Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы в будущем, когда вы станете взрослыми, то вспомните этот урок и сделаете все от вас зависящее для сохранения экологии нашей планеты.

Комментарии

В текстах карточек-заданий опечатка: везде предлагается дать хар-ку нефтяной отрасли. А вот дискуссию на уроке не увидела.

7 February 2016

Тип урока не соответствует заявленному. Как оценить уместность использования ИКТ на уроке, если об их использовании говорится только в перечне оборудования, применяемого на уроке?!

9 February 2016