Проблемный урок-семинар в 9 классе по теме « Топливно-энергетический комплекс России»
Проблемный урок-семинар в 9 классе по теме:
« Топливно - энергетический комплекс России».
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Цели урока:
Образовательная:
Выявить влияние отраслей топливно-энергетического комплекса на экологию отдельных районов России.
В ходе дискуссии определить экологические проблемы комплекса и предложить возможные пути их решения.
Развивающая:
Формировать умение учащихся вести дискуссию, высказывать свое мнение и отстаивать его.
Умение самостоятельно работать с географическими картами, различными информационными источниками для выбора наиболее правильного ответа на поставленные в ходе дискуссии вопросы.
Воспитательная:
Бережное отношение к окружающей природе;
Воспитание чувства коллективизма.
Оборудование:
Атлас «География. Россия. Хозяйство и географические районы» (страница 52 – 53);
Слайдовая презентация «Топливно-энергетический комплекс России»;
Мультимедийная установка
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учеников и гостей, присутствующих на уроке.
Разделение класса по группам.
Постановка проблемы:
Учитель: Привести пример последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Вопрос: Давайте вспомним, какие темы по географии мы с вами изучили на последних уроках? И в связи с этим, какие проблемы, по вашему мнению, мы будем сегодня решать на уроке. (ответы детей)
Проблема: Выявить влияние топливно-энергетического комплекса на экологию России.
Осмысление проблемы (решаемые задачи):
Выявить экологические проблемы отраслей топливно-энергетического комплекса.
Изучить информационные листки и географические карты, определить районы России, подвергающиеся наибольшему загрязнению.
Выразить свою точку зрения по определению путей решения экологических проблем.
Учитель: Какие отрасли включает в себя топливно-энергетический комплекс России?
(ответы: нефтяная промышленность, газовая, угольная промышленность и электроэнергетика – ТЭЦ, ГЭС, АЭС).
Учитель: В связи с этим, следующим этапом нашей работы станет работа в группах по выявлению проблем влияния отраслей на экологическую систему отдельных районов России.
1 группа: Нефтяная промышленность.
Рассматриваемые районы: Тюменская область (Ханты-Мансийский округ); Татарстан (Среднее Поволжье и Прикамье).
План работы:
Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.
Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.
Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.
Определение путей решения экологических проблем.
Сделать вывод.
2 группа: Газовая промышленность.
Рассматриваемые районы: Север Западной Сибири.
План работы:
Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.
Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.
Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.
Определение путей решения экологических проблем.
Сделать вывод.
3 группа: Угольная промышленность.
Рассматриваемые районы: Район Кузбасса; Центрально – Чернозёмный район.
План работы:
Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.
Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.
Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.
Определение путей решения экологических проблем.
Сделать вывод.
4 группа: Электроэнергетика.
Рассматриваемые районы: бассейн озера Байкал и Приангарье, Среднее Поволжье и Прикамье.
План работы:
Краткая характеристика нефтяной промышленности в рассматриваемых районах.
Выявление и анализ экологической ситуации на территории данных районов.
Составить схему, отражающую воздействие данной отрасли на экологию.
Определение путей решения экологических проблем.
Сделать вывод.
Учитель: От каждой группы приглашаются учащиеся для выступлений по рассматриваемым вопросам.
После выступлений учитель комментирует ответы учащихся и оценивает их.
Итог урока: Мы определили экологические проблемы, обсудили пути их решения, увидели, какую опасность человечество создало для своей жизни и жизни планеты, используя энергию атома, силу воды и добывая полезные ископаемые.
Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы в будущем, когда вы станете взрослыми, то вспомните этот урок и сделаете все от вас зависящее для сохранения экологии нашей планеты.
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Панкова Ирина Николаевна